Томторскому месторождению в Якутии найдут нового хозяина
Владимир Путин поручил ускорить процесс освоения Томторского месторождения редких и редкоземельных металлов. Оно находится в Якутии. Без крупных государственных вложений не обойтись.
Задача: освоить
На встрече Владимира Путина с первым вице-премьером правительства РФ
Денисом Мантуровым 20 ноября обсуждался запуск новых национальных проектов
России. В их числе – добыча редкоземельных металлов. Президент дал поручение ускорить
освоение Томторского месторождения редких и
редкоземельных металлов.
«Те бизнес-структуры, которые взяли эти месторождения много лет назад, не вкладывают средства. С ними надо как-то поговорить и решить этот вопрос: либо они инвестируют, либо они как-то выстраивают отношения с другими компаниями, с государством. Это стратегически важный ресурс, который нужен государству сейчас», - сказал Путин.
Россия находится на втором месте по запасам редкоземельных металлов, но производит всего 2% мирового объема. Более 90% потребляемых у нас редкоземов завозится из-за рубежа.
Томторское редкометалльное месторождение находится на северо-западе Республики Саха (Якутия), в 400 км от побережья моря Лаптевых.
Редакция Mashnews связалась с первооткрывателем Томторского месторождения, доктором геолого-минералогических наук, ведущим научным сотрудником Института геологии алмаза и благородных металлов Сибирского отделения РАН Александром Толстовым.
«Томтор уникален тем, что в его руде содержится до 75 процентов извлекаемых ценных компонентов. Строить обогатительную фабрику не нужно, сырье можно сразу грузить и транспортировать. Освоение месторождения обеспечит Россию редкоземельными металлами на сто лет. Добычи 20-30 тысяч тонн в год будет достаточно, чтобы не допустить перепроизводства», - говорит он.
Осваивать Томтор можно и нужно было еще 20 лет назад. Тогда от этого отказалась «Алроса», потому что по сравнению с золотодобычей и алмазами занятие редкоземельными металлами было не столь привлекательно, а государство не настаивало. Десять лет, с 2014 года лицензией на месторождение владеет компания «ТриАрк майнинг», ее тоже до сегодняшнего дня никто не торопил «идти в поля». Теперь официальная позиция изменилась на федеральном и региональном уровне. В разработке заинтересован глава Якутии Айсен Николаев - о нем упоминал и Путин в беседе с Мантуровым.
СПРАВКА MASHNEWS
- ООО «ТриАрк Майнинг» зарегистрировано в Москве в 2013 году с уставным капиталом 20 млн рублей как совместное предприятие Группы «ИСТ» и «РТ-Глобальные ресурсы» госкорпорации «Ростех», которая вышла состава учредителей в 2018 году. Тогда же «ТриАрк Майнинг» сменил регистрацию на Санкт-Петербург.
- В 2020 году «ИСТ-Прайм» также вышла из числа учредителей, на смену ей пришла кипрская «Томтор Лимитед». В том же году долю в компании получает «Полиметалл». С 2022 года «ТриАрк Майнинг» принадлежит ООО «ТМ-энерго финанс», доля «Полиметалла» передана в июне 2024 года.
- Бенефициарами «ТриАрк Майнинг» сейчас выступают бывшие топ-менеджеры Группы «ИСТ» Владислав Ресин и Алексей Алешин. В Группе «Ист» они занимались капитальным строительством и девелопментом. Алешин в «ТриАрк Майнинг» с 2017 года занимает должность генерального директора. Выручка компании за 2023 год составила 68 млн рублей, чистая прибыль - 14 млн рублей.
- «ТриАрк Майнинг» единолично владеет оператором Томторского месторождения в Якутии ООО «Восток Инжиниринг».
Наследники империи
В Советском Союзе редкоземельные металлы производили с 1950-х. Было всего два предприятия по их выделению – в Эстонии и Казахстане. Первое впоследствии приобрел американский капитал, второе – в Усть-Каменогорске – сначала было остановлено, а затем физически растащено.
В России остался флагманский Соликамский магниевый завод в Пермском крае, где в 1970-х впервые были получены технические хлориды ниобия и тантала, которые в виде гидроокиси отправлялись на экстракцию как раз в Казахстан. Здесь же была разработана редкометалльная технология вскрытия лопаритового сырья. Сейчас в Соликамске производят так называемый коллективный карбонат редкоземельных элементов. Но стране нужна более глубокая переработка.
Соликамский магниевый завод, ставший предприятием Росатома, является опорным для отрасли. Главная проблема развития производства редкоземельных металлов состояла в отсутствии собственной технологии переделов. Но к 2027 году здесь ожидается запуск промышленной линии, опытный образец которой тестируется сегодня в АО «Русредмет» под Петербургом.
Основным покупателем продукции, как ранее отмечали на заводе, будет «Русатом металлтех», который строит в Удмуртии первый в стране завод постоянных редкоземельных магнитов. Таким образом, можно предположить, что каскад переработки лантаноидов дойдет как минимум до неодима и самария, которые предпочтительны для производства магнитов. Они очень востребованы в машиностроении и других отраслях промышленности, например, без них невозможен выпуск БПЛА. А без других редкоземельных металлов не могут обойтись оптика, электроника, приборостроение, авиационно-космические и другие производства.
СПРАВКА MASHNEWS
- Передел – переработка материала, в результате которой изменяются его физико-химические свойства, законченная часть технологического процесса с получением полуфабриката, который можно продолжать обрабатывать, пускать в следующий в цепочке передел, либо использовать как готовый продукт. Рудное сырье обрабатывается растворами кислот, щелочей или солей. Отходы удаляются, из растворов выделяются чистые металлы или их соединения. Выбор технологической схемы определяется составом исходного сырья.
Китай нам друг, но иттрий дорожает
За 20 лет китайское производство редкоземов при активном участии государства вышло на первое место в мире. К началу 1990-х недосягаемым лидером были США. СССР и Китай вместе производили таких металлов почти в десять раз меньше, чем американцы. В 2010-х в Поднебесной проведена глубокая модернизация отрасли, заработали полные производственные цепочки, налажен выпуск всех элементов группы лантаноидов, скандия и иттрия.
Сегодня Китай занимает три четверти мирового рынка редкоземельных металлов, полностью закрывая внутренние потребности. Последнее десятилетие китайская политика в этой сфере характеризуется игрой на повышение цен за счет снижения добычи и сокращения экспорта. Некоторые эксперты связывают такую позицию еще и с возможным исчерпанием сырьевых ресурсов на долгосрочную перспективу.
«Китай диктует цену на редкоземельные металлы уже почти 15 лет. Всплеск был в 2010-2011 годах, когда цена на легкие лантаноиды в один момент взлетела в десятки раз: лантан и церий подорожали с 4-5 долларов до 70-100 долларов за кило оксида. После этого Европа, США, Россия и другие потребители стали задумываться о восстановлении и новом строительстве своих профильных предприятий. Но фактическая монополия Китая продолжает действовать, и такая зависимость высокотехнологичных отраслей от внешних поставок мало кого устраивает. Тем более нашу страну, добивающуюся технологического суверенитета и самообеспечения стратегическими ресурсами», - отмечает генеральный директор Центра технологий «Лантан» Георгий Прибыльский.
Сейчас импорт в Россию затруднен санкциями – прямые поставки из Китая остановлены, закупки идут через третьи страны, и новые логистические цепочки можно считать надежными весьма условно. Плюс обходные пути существенно влияют на цену продукта для конечного покупателя. Например, в розницу сейчас легкие редкоземельные металлы не найти дешевле 15 долларов за килограмм при нормальной цене прямой закупки в три раза дешевле.
России необходимо как можно быстрее развернуть собственное большое производство редкоземов среднетяжелой группы – от празеодима и далее по таблице Менделеева. В связи с этим внимание руководства страны к Томторскому месторождению в Якутии вполне логично.
Земли редкие, земли новые
Освоение такого труднодоступного и сложного во всех отношениях участка, как Томтор, может стать образцово-показательным сразу с нескольких позиций. Во-первых, это обеспечение ресурсной независимости. Во-вторых, акцентный заход в арктическую зону, причем в азиатской части страны. Это демонстрация инженерно-технического потенциала в регионе, где все активнее ведут себя соседи по планете.
В теории возможна перевалка обогащенных минералов с Томторского месторождения по Северному морскому пути через Хатангу или Диксон в Ненецкий автономный округ и далее уже по железной дороге – на Северный Урал, в Соликамск.
Хотя сегодня строительство недостающего приморского участка железной дороги от Сосногорска до Индиги приостановлено, а реализация проекта по запуску глубоководного незамерзающего порта Индига тоже буксует, такую схему поставок сырья из Якутии на Соликамский магниевый завод на перспективу нельзя назвать фантастической. Магистраль нужна в первую очередь для вывоза титана из Коми, но нет никаких причин не использовать ее и для редкоземов. В концепцию северного горно-металлургического кластера это укладывается.
В Соликамске перерабатывается сырье с Ловозерского ГОКа в Мурманской области, причем магниевый завод является единственным покупателем у этого добытчика. Но минералы с Томтора совсем другого свойства – их основу составляют более дорогие, те самые среднетяжелые лантаноиды, которые проще и выгоднее извлекать без примеси предыдущей легкой группы.
В Забайкальском крае к 2027 году собираются построить комбинат по переработке редкоземельных металлов От Томторского месторождения на севере Якутии до Краснокаменска в Забайкалье – порядка 4 тысяч километров по прямой. Это расстояние сопоставимо с длиной морского маршрута доставки руды в европейскую Россию, откуда ее планировалось везти по железной дороге в Забайкальский край. Логистическое плечо огромное и кривое, экономика этой модели под ударом. А поскольку в прежнем инвестпроекте освоения месторождения подчеркивается, что добыча будет вестись только в холодное время года, без ледокольного флота в любой логистической схеме с морским участком не обойтись.
Скорее всего, ни один из этих сценариев – ни с Соликамском, ни с Краснокаменском – не будет реализован. Хотя бы потому, что это трудно, долго и очень дорого. Однако есть другие варианты. Решения лежат в столе не один год.
Неожиданно, но Красноярск
Первооткрыватель Томторского месторождения, доктором геолого-минералогических наук Александр Толстов сказал Mashnews, что самый походящий центр переработки руды из Томтора - Красноярск
«Есть готовая отечественная технология глубокой переработки, которая позволит извлекать до 20 различных элементов. Она может быть внедрена на Красноярском металлургическом заводе. Изначально в обосновании разработки месторождения мы указывали Красноярск как наиболее подходящий центр переработки руд с Томтора. Возможно, теперь эта идея будет реализована», - сказал Толстов.
Перспективы логистики также говорят в пользу Красноярска, куда сырье может доставляться из порта Хатанги через Дудинку. Это давно действующий маршрут для пассажирских и грузовых перевозок, ничего нового изобретать не нужно. Это в корне изменит финансовые параметры проекта освоения Томтора.
Кто вскроет томторскую кладовую
Сейчас в экономике нет «длинных и дешевых» денег, чтобы руками бизнеса реализовывать масштабные и дорогие проекты не только в Арктике, но и в более благоприятных условиях. Единственный, кто может себе это позволить, – государство.
Вероятным новым лидером в освоении Томторского месторождения источники Mashnews называют золотопромышленника Матвея Евсеева. 25 ноября генеральный директор компании «Арктик капитал» получил назначение руководителем АО «Национальная горнорудная компания», которое находится в собственности Якутии. Очевидно, что это очередной шаг Айсена Николаева в отстаивании интересов республики и к решению вопроса с освоением Томтора.