Таксопарки станут китайскими. Регионы и «АвтоВАЗ» против
Более половины российских таксопарков готовы отказаться от автомобилей отечественного производства. Такие выводы можно сделать из опроса, проведенного среди перевозчиков ассоциацией «Национальный совет такси». Действительно ли такси станут исключительно китайскими?

На бумаге и в реальности
В опросе Национального совета такси (НСТ) приняли участие 100 таксопарков из всех федеральных округов, пишет 19 февраля телеграм-канал «Автопоток»: 59% опрошенных заявили, что не будут в дальнейшем закупать для своих нужд машины, сделанные в России. Еще почти треть респондентов (23%) указали, что готовы рассмотреть покупку таких автомобилей лишь при наличии серьезных скидок и лишь при условии, что некий усредненный седан будет стоить не больше миллиона рублей, а некий усредненный кроссовер – не больше полутора миллионов рублей. В эту вилку вписываются только несколько моделей, включая Lada Granta и «Москвич 3».
Перевозчики массово переходят на доступный, более качественный и комфортный «Китай»? Однако реальность, как выясняется, сильно разнится с данными НСТ. Настолько, что возникают вопросы к территориальной выборке респондентов, вернее говоря, к процентному соотношению в опросе «москвичей»/«петербуржцев» с одной стороны и «регионалов» с другой.
Получить комментарии руководителей НСТ на момент публикации Mashnews не удалось.
«Первый вопрос: что считать российским автомобилем. Если мы говорим про «Ладу», то многие автопарки в регионах с удовольствием используют те же «Весты» и «Гранты», - отмечает главный редактор Quto.ru (входит в Rambler&Co) Максим Ракитин. - Если вы в Москве вызываете Комфорт Плюс, то к вам приезжает сильно поношенная, потрепанная жизнью Toyota Camry или Kia K5, но где-то в регионах это будет «Веста». Она дешевле, и обслуживать ее тоже дешевле».
«Эта новость вызвала у меня удивление, т.к. я часто езжу по стране и просто не понимаю, откуда взялась история про непопулярность «Лады», - продолжает собеседник Mashnews. – Наверняка кому-то очень интересно сейчас немного кольнуть «АвтоВАЗ» по этому поводу».
СПРАВКА MASHNEWS
- В НСТ утверждают, что опрос был проведен не просто так. Поводом, стала, во-первых, инициатива нескольких законодателей, согласно которой таксопарки должны закупать для своих нужд автомобили исключительно отечественного производства, во-вторых, то, что в период с 2021 по 2023 год «Веста» и «Гранта» подорожали почти в два раза. Соответствующее письмо Ассоциация направила в Федеральную антимонопольную службу. На Волжском автозаводе среагировали незамедлительно, отметив, что в 2024 году машины марки Lada подорожали на 4,3% (в два раза ниже уровня инфляции), кроме того, заявили в Тольятти, «АвтоВАЗ» не единственный поставщик автомобилей для служб такси.
Урок географии
А как ситуация обстоит далеко за пределами столицы? Автоблогер и автоэксперт Артем Зайцев делится опытом наблюдения за таксопарком Краснодара: «Обычно это Haval Jolion или Chery Arrizo. В экономе ездят старые «корейцы» и Lada. Сильно сомневаюсь, что перевозчики будут отказываться от продукции «АвтоВАЗа», они их берут и будут брать. Вопрос только в качестве новых машин: например, водители «Весты» возят с собой целый набор датчиков педали тормоза, у этой модели также не отличаются долговечностью подшипники ступиц. Но многие китайцы тоже не выдержали проверку временем. Что касается «Москвича», то его берут – он спокойно выхаживает 70-80 тыс. км без проблем».
Словом, не все так однородно, как может показаться из отчета, опубликованного НСТ. Из личного опыта корреспондента Mashnews, побывавшего за 2024 год почти в двух десятках российских городов и регулярно прибегавшего к услугам местных таксопарков, картина везде совершенно разная. К примеру, в Казани несколько раз встречались Evolute, прежде никогда не встречавшиеся в Москве. В Калининграде среди такси часто можно увидеть «китайцев», которые собирают на «Автоторе». А в Сортавале и Воркуте работают преимущественно частники на самых разных авто, от видавших виды 20-летних Dodge Caravan до 2-3-леток каких угодно классов, начиная с Volkswagen Polo и заканчивая Kia Sorento. Причем отечественные машины, зарегистрированные в «Яндексе» и других службах такси, в первую очередь «Гранты», встречаются повсеместно, не только в небольших городах, но и миллионниках вроде Нижнего Новгорода или Уфы.
По мнению Максима Ракитина, региональное и классовое разделение «никуда не делось», более того, сохранится и в будущем: иномарки останутся уделом крупных городов, российские автомобили – уделом регионов. «Вариантов нет: это дешево, это легко обслуживать, запасные части есть в любой булочной», - утверждает Ракитин. Не говоря уже о том, что в классе «Весты» китайские производителям попросту нечего предложить кроме ультрабюджетного и не снискавшего популярности Changan Alsvin.
Нужны субсидии
Есть еще один немаловажный нюанс. Любой бизнес должен быть осторожным, а его владелец – думать на два шага вперед. «Если вы покупаете китайский автомобиль, тем более редкий для вашего региона, могут возникнуть вопросы с запчастями, - отмечает Ракитин. - Ни одному таксопарку не интересно взять какое-то определенное количество непонятных автомобилей и тратить время на эксперименты с ними и их надежностью. Многие мои знакомые, владельцы таких бизнесов, заняли выжидательную позицию: берут по несколько штук китайцев, не больше, чтобы понять, можно ли с ними связываться в дальнейшем. К ним относятся очень осторожно». А это лишний плюс в пользу «АвтоВАЗа».
Вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин полагает, что возможное падение интереса таксопарков к машинам Lada вызвано, в первую очередь, отсутствием субсидирования (в отличие от регулярно поставляющего свои автомобили перевозчикам «Москвича»). «Любое навязывание отрасли любого транспорта – это удар по отрасли. По сути, просто выкачиваются деньги из карманов компаний-перевозчиков в пользу компаний-автопроизводителей. Чаще всего такси – это малый бизнес, а он таких ударов не переносит, и будет сворачиваться», - предостерегает эксперт.
«Частные перевозки – социально значимая услуга, которая в обществе очень востребована и должна обходиться без какого-либо давления со стороны госорганов и автозаводов, если только речь не идет про масштабные субсидии. Но в нынешней экономической ситуации я их не замечаю», - говорит Шапарин.
Подводя итог: скидки для таксопарков, конечно, нужны, и, конечно, можно понять нежелание многих перевозчиков покупать резко подорожавшие «Весты». Однако без постоянных заказчиков в виде такси «АвтоВАЗ» совершенно точно не останется: многочисленные «чанганы» в этом сегменте рынка заменить российский автопром пока не в состоянии.