СуперЭВМ для силовиков. Производитель “Эльбрусов” выиграл суд на 418 млн у Минпромторга
Минпромторг не смог взыскать 418 млн рублей с Института электронных управляющих систем за нарушение условий субсидирования IT-разработок. Институт не уложился в сроки разработки серверов для суперкомпьютера. Соблюсти сроки помешал ковид, а МВД России не купило продукцию института, так как не получило на это 38 млрд из бюджета, установил суд.
Не для продажи
Минпромторг проиграл судебный спор с ПАО «Институт электронных управляющих машин им. И.С. Брука» (ИЭУМ) о взыскании с института субсидии, которую ведомство выделило ему в 2016 году.
Речь идет о договоре от 17.10.2016 между министерством и ИЭУМ №16411.1940168580.11.012, согласно которому институт должен был создать «научно-технический задел по разработке базовых технологий производства приоритетных электронных компонентов и радиоэлектронной аппаратуры», говорится в решении Арбитражного суда Москвы, опубликованном 30 августа.
СПРАВКА MASHNEWS:
Институт электронных управляющих машин основан в 1958 году. Он получил имя своего основателя Исаака Брука, член-корреспондента АН СССР, умершего в 1974 году и бывшего одним из основоположников отечественной вычислительной техники. В 2017 году институт вошел в ростеховское АО «Концерн »Автоматика«.
ИЭУМ занимается научными исследованиями, разработками и производством технических и программных средств управляющих вычислительных и микропроцессорных систем и комплексов.
История такая. Минпромторг согласился оплатить часть работ по проекту «Масштабируемая серверная система на базе микропроцессора Эльбрус-8С для создания центров обработки данных и суперЭВМ петафлопсной производительности».
Петафлопс — единица измерения производительности суперкомпьютеров, она означает один квадриллион (это число записывается как единица и 24 нуля) операций с плавающей точкой в секунду.
Проще говоря, речь идет о создании серверов “Эльбрус-8С”, предназначенных для нужд силовых ведомств: Минобороны, МВД, ФСБ и ФСО. Субсидия составила 325,5 млн рублей.
Поделённый на восемь этапов проект должен был быть завершён к 30 июня 2020 года, однако последние два этапа исполнитель затянул. Как указано в материалах дела, в указанные в договоре сроки седьмой этап был выполнен только на 2,25%, восьмой — на 0,94% от планового значения. Кроме того, ИЭУМ не достиг «значений показателей (индикаторов) эффективности реализации комплексного проекта».
В результате Минпромторг в одностороннем порядке расторг договор с институтом и потребовал от него вернуть субсидию, да ещё наложил штрафные санкции — итого получилось 417,8 млн рублей.
Первую инстанцию, в июне 2022 года, Минпромторг проиграл. В апелляции, в сентябре того же года, ему удалось взыскать с ответчика 365,5 млн рублей. Институт обжаловал это постановление в кассации, и в феврале суд Московского округа вернул дело на новое рассмотрение, отменив предыдущие судебные акты.
На новом витке министерство проиграло спор вчистую. Во-первых, заявил суд, субсидия была использована по назначению, истец это подтвердил, так что требовать ее возврата он не может. Во-вторых, сроки пришлось немного сдвинуть из-за пандемии коронавируса, и тут исполнитель не виноват.
Минфин не дал МВД денег на “Эльбрус”
А что касается общей эффективности разработки, которая, в частности, состоит в том, чтобы она была коммерчески успешной и продавалась на рынке, то представитель ИЭУМ рассказал следующую историю.
Разрабатывая финансовую модель проекта и прогнозируя объём продаж, институт ориентировался на коммерческое предложение МВД, которое запросило у ИЭУМ 34 тыс. серверов на базе микропроцессора “Эльбрус-8С” в период с 01.12.2017 по 01.12.2020. МВД было готово заплатить за них 38,36 млрд рублей.
Однако Минфин отказался давать МВД деньги на эту закупку. Более того, в документах от марта 2018 года вместо серверов на базе микропроцессора “Эльбрус-8С” уже фигурировали «серверы на базе микропроцессора российского производства». Было указано, что их начнут закупать с 2019 года по 3 тыс. штук в год, всего будет приобретено 18 тыс. единиц.
Раз из закупок МВД “Эльбрусы” исчезли, то разработчик не виноват в невыполнении условий контракта, заключил суд.
«Поскольку после принятия изменений в документ, который разрабатывали министерства были внесены изменения и объем закупки был уменьшен, это сказалось и на выполнении плана продаж по итогам предоставления субсидии», — комментирует генеральный директор «Джей энд Кей Лоерз» Алексей Жуков, который представляет интересы ИЭУМ в суде.
Продать “Эльбрусы” на коммерческом рынке не получилось, утверждает он. «Поскольку покупателями продукции были силовые ведомства, то в силу специфики реализовать ее на гражданском рынке в объеме нескольких миллиардов рублей было весьма затруднительно, хотя попытки были», — поясняет Алексей Жуков.
Суд согласился с доводами ответчика и отказал Минпромторгу.
Специфический интерес
То, что IT-продукт предназначался для потребителей из силовых ведомств, не означает, что он не может быть продан на коммерческом рынке, считает генеральный директор аналитического агентства «Рустелеком» Юрий Брюквин.
«Подобные продукты востребованы силовиками потому, что коммерческая структура не может себе позволить такую дорогую штуку, которая обеспечит ей некий уровень безопасности. Однако запросто можно найти коммерческую структуру, которая crazy about безопасности, хочет 100% надежность и невмешательство со стороны зарубежных структур и спецслужб. Такой потребитель готов использовать подобные отечественные разработки», — комментирует эксперт.
Он приводит в пример отечественные мобильные телефоны, компьютеры и планшеты. Например, компания Mobile Inform Group производит промышленные смартфоны и планшеты для использования в специальных условиях: они противоударны, устойчивы к влаге. Устройства используют МВД, МЧС, РЖД и ФСИН, работники добывающей, лесной, химической промышленности и других сфер, где обычные смартфоны оказываются слишком уязвимыми для особых нагрузок. Планшеты, компьютеры и ноутбуки с повышенной степенью защиты от внешних воздействий выпускает и фирма «Аквариус» (принадлежит «Смарт холдингу»). В них установлены материнские платы собственной разработки и производства.
«Основной спрос на подобную продукцию обеспечивают госструктуры, потому что ценник космический, функционал ограниченный, а дизайн отстал на 15 лет. Но зато есть некое обещание безопасности. Если я работаю с госорганами, то я заинтересован, чтобы наши взаимоотношения с ними остались только между нами. Поэтому я буду использовать такой аппарат», — поясняет Юрий Брюквин.
Кому нужна суперЭВМ
Продукция Института электронных управляющих машин им. И.С. Брука, хотя и предназначена для массового применения, как утверждает концерн «Автоматика», но всё же широким спросом на рынке пока не пользуется.
Первый отечественный компьютер на базе российского процессора “Эльбрус-2С3” «Ростех» представил на форуме «Армия-2021». Компьютер ориентирован на госструктуры и муниципальные органы. Тогда в «Автоматике» говорили, что серийные коммерческие поставки продукции ИЭУМ начнутся в 2022 году. Однако пока сведений о сколько-нибудь серьёзных партиях, проданных для массового применения, нет.
В институте на вопросы MASHNEWS не ответили. В годовом отчёте ИЭУМ говорится, что в 2022 году он занимался разработкой проекта «Супер-ЭВМ» для входящего в «Росатом» Всероссийского НИИ экспериментальной физики (контракт на 128,7 млн рублей). Поставил процессоры на 133,8 млн рублей одному из своих основных клиентов — разработчику бортовой авиационной радиоэлектроники АО «Раменское приборостроительное конструкторское бюро». Обеспечивал оборудованием АЭС Руппур (64,6 млн рублей), которую «Росатом» строит в Бангладеш.
Надежды института на многомиллиардные закупки от МВД не оправдались. В прошлом году финансовое состояние ИЭУМ ухудшилось, следует из годового отчёта ПАО: выручка составила 598,9 млн рублей (322,5 млн — доля гражданской продукции) против 1,01 млрд рублей в 2021-м. Чистая прибыль упала в 2,9 раза, до 23,88 млн рублей.
Так что победа в судебном споре с Минпромторгом, которая избавила институт от необходимости выплачивать 417,8 млн рублей, — весьма хорошая новость для разработчика.