СУЭК может получить от Объединенной вагоностроительной компании почти 965 млн рублей за срыв контракта
Угольной компании удалось добиться существенного повышения неустойки за неисполнение контракта на 12 тыс. полувагонов.
Иллюстративное фото: СУЭК
С учетом позиции ОВК о невозможности исполнения обязательств из-за дефицита комплектующих в связи с санкциями суд первой инстанции оценил неустойку в 50 млн рублей, но апелляционный суд увеличил ее почти до 965 млн руб. Юристы считают, что решение может устоять, пишет «Коммерсант».
СУЭК, говорится в материалах суда, в 2021 году заключила со структурой ОВК контракт на поставку в 2022–2024 годах 12 тыс. полувагонов стоимостью 46,35 млрд руб. Но в 2022–2023 годах из планируемых к поставке 7 тыс. полувагонов СУЭК получила только 13 штук.
Как сказано в материалах, в период действия договора ОВК и входящий в группу Тихвинский вагоностроительный завод столкнулись с чрезвычайными обстоятельствами. Санкции США и ЕС привели сначала к перебоям поставок и увеличению цен на комплектующие, а затем к уходу с рынка РФ ряда ключевых для завода поставщиков, в частности, технологий для производства кассетных подшипников.
ОВК предлагала СУЭК изменить условия договора, от чего угольная компания отказалась. Также ОВК вернула СУЭК аванс и выплатила 300 млн руб. компенсации, сказано в материалах суда. В январе СУЭК обратилась в арбитражный суд Москвы с иском о взыскании со структуры ОВК 1,6 млрд руб. Суд первой инстанции в июне снизил размер неустойки до 50 млн руб., указав, что угольная компания длительное время отказывалась от изменений договора, а обстоятельства, с которыми столкнулась ОВК, находятся «вне обычной практики».
Но апелляционный суд посчитал, что начисленная сумма неустойки не согласуется с нарушением, а доказательств наличия исключительных обстоятельств структура ОВК не представила.
«Необоснованное уменьшение неустойки позволяет должнику получить доступ к финансированию за счет другого лица на нерыночных условиях, что может стимулировать недобросовестных должников к неплатежам»,— сказано в постановлении суда.
Старший юрист арбитражной практики Stonebridge Legal Борис Глушенков называет размер неустойки в споре СУЭК и ОВК «выдающимся».
«Как правило, чем больше неустойка в абсолютных числах, тем больше снижение со стороны суда»,— поясняет он.
По данным Объединения вагоностроителей в первой половине 2024 года в России выпустили 35,4 тысячи грузовых вагонов.