07 октября 2025 11:38
читать 4 минуты

Судозаводу «Пелла» не вернут 424 млн за построенное для Минобороны судно «Ладога»

Судостроителям отказано в получении налогового вычета по НДС.

АО «Ленинградский судостроительный завод «Пелла» пропустил сроки для подачи налоговой декларации, которая позволила бы получить вычет по налогу на добавленную стоимость за опытовое судно «Ладога», переданное ВМФ России в 2018 году. Судостроители потеряли шансы на обжалование отказа Федеральной налоговой службы в предоставлении вычета на 424 млн рублей, постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа опубликовано 1 октября.

«Пелла» судилась с налоговиками с осени 2024 года. Сначала ФНС вышла победителем, затем апелляция встала на сторону судостроителей. Кассационная инстанция поставила в этом деле точку, оставив в силе решение суда первой инстанции: отказать в обязании налоговой службы предоставить налоговый вычет.

Судозавод сдал заказчику опытовое судно «Ладога» проекта 11982 осенью 2018 года, а вычет заявил только в первом квартале 2023-го. «Пелла» в своих требованиях ссылалась на то, что ей несколько лет пришлось судиться с Министерством обороны, чтобы взыскать разницу между фактической стоимостью строительства «Ладоги» и той, что была указана в госконтракте 2013 года.

Изначально цена судна составляла чуть больше 1,5 млрд, но к моменту его сдачи в эксплуатацию, через 5 лет, она выросла до 3,2 млрд – оценку дали независимые эксперты. Удорожание более чем вдвое стало результатом испытаний головного судна проекта «Селигер» – военные решили изменить на 35% корпус и судовые устройства, на 30% оборудование помещений, на 25% общесудовые и на 17% энергетические системы, на 40% электрооборудование, на 79% автоматику и на 73% вооружение.

По итогу разбирательств судозавод получил от оборонного ведомства 2 млрд сверх первоначальной суммы, а уже после этого стал заявлять права на налоговый вычет. Но по закону это нужно было сделать в течение трех лет со дня подписания акта приема-передачи заказа, то есть до конца 2021 года. Таким образом, судостроители не получат вычет по НДС ни по начальной, ни по уточненной цене судна.

СПРАВКА MASHNEWS

Опытовое судно «Ладога» предназначено для проведения испытаний специальных технических средств, научно-исследовательских и океанографических работ, участия в поисково-спасательных мероприятиях. Находится в эксплуатации Главного управления глубоководных исследований Министерства обороны Российской Федерации (ГУГИ).

Основные характеристики судна: длина наибольшая 63,8 метра, ширина наибольшая 10,8 м, осадка около 3,8 м. Скорость хода около 12 узлов, дальность плавания 1000 миль. Автономность по запасам провизии и пресной воды 20 суток. Экипаж 16 человек, также может принять на борт 20 членов экспедиции.

«Ладога» является вторым судном проекта 11982. Головное судно проекта «Селигер» было построено на верфях ПАО «Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» в Калининграде, передано заказчику в 2012 году, входит в состав Черноморского флота. Вторым после «Ладоги» судном серии, также построенным «Пеллой» для ГУГИ, стал «Ильмень».

Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!