Судозавод «Лотос» взыскал 217 млн рублей за плохой ремонт цехов, который пока не исправить
Флагман астраханского судостроения завод «Лотос» взыскал 217 млн рублей с «Балтийской строительной компании №45» из Москвы, которая взялась ремонтировать цех предприятия, но сделала работу некачественно. Проблема в том, что в отношении подрядчика подан иск о банкротстве, а собственник отправлен в колонию. Своими силами ремонт судостроителям переделывать рискованно - если в процессе разбирательства потребуется очередная экспертиза, то ошибки подрядчика визуально уже не установить. Что делать предприятиям в такой ситуации, выяснял Mashnews.
Обогащение и восстановление
То, что подрядчик должен выплатить «Лотосу» 217 млн рублей 12 апреля постановил Двенадцатый арбитражный апелляционный суд. Судостроители намеревались взыскать с «Балтийской строительной компании №45» 332 млн рублей, из них — 175,2 млн рублей — неосновательное обогащение и 157,7 млн рублей — средства на восстановление испорченной в ходе ремонта кровли.
Договор на проведение ремонтных работ был заключен в апреле 2015 года, «Лотос» перечислил подрядчику 183 млн рублей. В августе 2019 года контракт был расторгнут, часть работ «Балтийская строительная компания №45» не завершила.
Когда подрядчик ушел с площадки, «Лотос» практически сразу инициировал проведение экспертизы, чтобы выяснить, какие работы были проведены и оценить качество ремонта. Эксперты установили, что после ремонта крыша стала бугристой, появились «блюдца», где скапливается дождевая вода, на поверхности появились «кратеры», на них сверху была нанесена эмаль, что сделало кровлю непригодной к эксплуатации на всей поверхности.
Экспертиза показала, что для восстановления кровли требуется заново проложить теплоизоляцию, очистить и обеспылить кровлю, уложить настил, изолировать фонари, обустроить пароизоляцию и в качестве финального этапа покрыть кровлю полимочевиной и окрасить эмалью. Все это на площади 34,1 тыс. квадратных метров.
Суд рассматривал несколько экспертиз, мнения специалистов по поводу состояния кровли разделились. Эксперт, к которому еще до подачи иска обращался «Лотос», предложил исключить из актов работы на сумму 134 млн рублей (т.е. работы сделаны на почти на 50 млн рублей). Экспертиза, назначенная судом, решила, что работы выполнены на 123 млн рублей.
Вынося решение о компенсации, суд вычел из запрашиваемых «Лотосом» 332 млн рублей именно эти 123 миллиона.
В итоге «Балтийская строительная компания №45» должна заплатить «Лотосу» 217 млн. Решение еще вступило в силу, на обжалование постановления суда у «Балтийской строительной компании №45» есть два месяца.
Собственник — в колонии
Качество ремонта на судостроительном заводе «Лотос» вызвало большой интерес у следователей — по версии следствия, деньги, выделенные на приведение цеза «Лотоса» в порядок были похищены. Собственника «Балтийской строительной компании №45» Евгения Селякова и бывшего главного инженера «Лотоса» Александра Смирнова осудили за мошенничество и присвоение 156,6 млн рублей. В июне 2022 года Кировский районный суд Астрахани приговорил владельца компании к 8 годам лишения свободы, экс-главного инженера — к 7 годам. Также они должны были выплатить штрафы по 600 тысяч рублей каждый.
Финансовая ситуация в «Балтийской строительной компании №45» сложная. По итогам 2021 года, когда в последний раз публиковалась отчетность, выручка составила 392 тыс. рублей, убыток — 3,4 млн рублей. В апреле 2024 года к компании иск о банкротстве подала ИФНС №4 по Москве. Сумма исковых требований пока небольшая - 2,4 млн рублей.
«С достаточной степенью вероятности можно утверждать, что ИФНС РФ обратилось с заявлением о банкротстве поскольку органу не удалось списать денежные средства со счета налогоплательщика по причине их отсутствия там, у «Балтийской строительной компании №45» в настоящий момент присутствуют признаки банкротства», - сказал Mashnews председатель коллегии адвокатов Москвы «Адвокатъ», управляющий партнер, адвокат Андрей Мисаров.
Без кровли
Судостроительный завод «ЛОТОС» уже сейчас может получать исполнительный лист и инициировать в отношении должника процедуру взыскания денежных средств на счетах или пытаться обратить взыскание на его активы, сказал Андрей Мисаров. Но обратил внимание на то, что с учетом положения экс-подрядчика, перспективы взыскания туманны.
Эксперт отметил, что если «Балтийская строительная компания №45» в спешном порядке не погасит долг перед налоговой, то процедура банкротства станет реальностью. Это значит, что все денежные средства, включая списанные с его счетов по исполнительным листам кредиторов в момент, когда уже были очевидны признаки банкротства, будут возвращены в конкурсную массу должника.
«Можно предположить, что решение суда о взыскании [217 млн рублей] в пользу «Лотоса» в ближайшее время исполнено не будет, взыскание пойдет через процедуру банкротства, что займет по срокам период более года при условии того, что сам должник располагает достаточными активами», - предположил эксперт.
Вторая возможность для истца – участвовать в банкротной процедуре на правах кредитора с возможностью привлечения бывшего руководства к субсидиарной ответственности, сказал Mashnews старший юрисконсульт BLCONS Group Вадим Сагель.
Факт того, что владелец компании находится в местах не столь отдаленных не является препятствием для привлечения его к субсидиарной ответственности, сообщила Mashnews начальник юридического отдела военно-промышленного холдинга «Кингисеппский машиностроительный завод» (КМЗ) Алия Караджаева.
«Физическое лицо может быть привлечено к субсидиарной ответственности независимо от факта отбытия наказания в местах лишения свободы. Более того, лицо может участвовать в судебном процессе, например, в настоящее время активно развивается участие в судебных заседаниях путем использования систем видеоконференц-связи. Однако для реализации этого процесса необходимо наличие технической возможности как у суда, так и в месте отбывания наказания», - подчеркнула Алия Караджаева.
Пока ведутся разбирательства, «Лотос» остался с неотремонтированной кровлей.
«Наличие действующего судебного разбирательства не является препятствием для произведения ремонта в цехах. Однако здесь все зависит от того, будет ли использовано помещение для проведения экспертиз. В случае проведения восстановительного ремонта завод будет нести риски невозможности проведения какой-либо экспертизы», - говорит Алия Караджаева.
Mashnews направил запрос заводу «Лотос», но пока не получил ответа.
СПРАВКА MASHNEWS
- Судостроительный завод «Лотос» работает с 1986 года, специализируется на строительстве сухогрузов, танкеров-химовозов класса «река-море» и барж. Самый масштабный проект — четырехпалубный круизный лайнер «Петр Великий», строительство которого велось на предприятии с 2016 по 2023 годы. Входит в Объединенную судостроительную компанию (ОСК). Выручка за 2020 год - 2,3 млрд рублей. Чистый убыток - 380,9 млн рулей. Активы - 11 млрд рублей.