Строительство новых электростанций предлагают финансировать главным потребителям, ставших инициаторами стройки
Механизм уже предполагается применить при оплате мощности ТЭС «Интер РАО» на 550 МВт в Якутии, которая строится под потребности ОАО РЖД, «Полюса» и Иркутской нефтяной компании.
Возведение второго энергоблока Красноярской ТЭЦ-3. Иллюстративное фото: dela.ru
Вице-премьер Александр Новак поддержал идею, поручив Минэнерго проработать предложения.
«Сообщество потребителей энергии» (лобби промышленных потребителей электроэнергии) предлагает строить электростанции в дефицитных регионах по принципу take-or-pay, чтобы новую мощность оплачивали потребители—заказчики дополнительной генерации, следует из письма директора ассоциации Валерия Дзюбенко в адрес вице-премьера Александра Новака. Правило позволит «повысить ответственность участников рынка», снизив тарифную нагрузку на остальных, пишет Валерий Дзюбенко. Александр Новак поручил Минэнерго совместно с ФАС и Минэкономики представить согласованные предложения в правительство.
Механизм take-or-pay пока предполагается применить только для оплаты мощности газовой ТЭС «Интер РАО» на 550 МВт в Якутии. Станцию нужно запустить к 1 июля 2028 года для выдачи мощности в энергодефицитный Бодайбинский энергорайон Иркутской области. Дефицит возник в основном из-за четырех заявителей: ОАО РЖД (план годового потребления — 284 МВт.ч в 2028–2031 годах), «Полюс» (252 МВт.ч), ИНК (215 МВт.ч), а также Ковыктинское месторождение «Газпрома» (до 56,5 МВт.ч). Согласно правилам оптового энергорынка, эти потребители будут обязаны оплачивать объем, указанный в заявке, даже если фактическое потребление окажется ниже. Впрочем, регламенты рынка в этой части еще не менялись.
Инициатива по внедрению take-or-pay выглядит вполне разумно, а рынок мощности позволяет ее внедрить, говорит Сергей Роженко из Kept. Прообраз подобного инструмента — поддержание так называемой вынужденной генерации для теплоснабжения, когда регион-инициатор оплачивает 50% дополнительной нагрузки, из-за чего более взвешенно подходит к принятию решений, отмечает он. При этом для реализации идеи потребителей возможны организационные сложности: крупные компании редко являются субъектами оптового рынка, работая через сбытовые компании, которые не имеют активов для обеспечения исполнения обязательств.