Странные струны. Проект струнного рельса заинтересовал региональные власти
Ленинградская область намерена стать первопроходцем в области коммерческого струнного транспорта. Инвестор проекта струнного рельса обещает доставить жителей новостроек до метро за несколько минут. Но специалисты сомневаются в эффективности самой концепции такого вида перевозок.
Губернатор впечатлён
Пилотный проект строительства струнного рельса предполагают реализовать в расположенных рядом с Петербургом населённых пунктах Ленинградской области — Мурино и Новое Девяткино. Компания «Струнные технологии» из Республики Беларусь представила главе Ленобласти Александру Дрозденко концептуальные предложения, о чём губернатор сообщил 28 марта в своём Telegram-канале.
«Трамвай наоборот: скорость потока 90 км/ч, беспилотные кабины, минимальный землеотвод, безземельный монтаж и очень привлекательная экономика от белорусского разработчика. Струнный транспорт уже прошёл сертификацию в России и Объединённых Арабских Эмиратах. В Республике Беларусь и ОАЭ построены первые трассы. Ленобласть вместе с партнёрами проработает пилотное концессионное соглашение о строительстве линии в одном из районов новостроек. Для пилота выберем маршрут с высокими пассажиропотоками и напряжённой транспортной ситуацией», — написал губернатор Дрозденко.
Для выяснения стоимости строительства струнного рельса губернатор поручил комитетам по транспорту и градостроительной политике рассчитать проектную модель совместно с инвестором, сообщает официальный портал Ленинградской области. В качестве приоритетных пилотных территорий, кроме Мурино, также рассматривались Кудрово, Всеволожск, Бугры, Новоселье и Новосаратовка.
В Комитете по транспорту Ленобласти MASHNEWS рассказали, что регион рассматривает все возможные варианты использования общественного пассажирского транспорта для улучшения сообщения между областью и Петербургом, в том числе использование канатных дорог. Опыт их эксплуатации специалисты комитета изучили и выявили ряд существенных недостатков: низкая скорость, недостаточная пропускная способность, отсутствие полной остановки подвижного состава на остановках из-за принципа движения кабин за тросом. В итоге комитет заинтересовался технологией струнного транспорта.
В начале 20023 года председатель комитета побывал в Минске, где ознакомился с технологией, имеющимися промышленными образцами подвижного состава и узнал о преимуществах струнного транспорта перед традиционными видами общественного транспорта.
Только напоминает канатную дорогу
Автор технологии струнного рельса — изобретатель и предприниматель Анатолий Юницкий. Он возглавляет группу компаний Unitsky String Technologies, Inc. Её официальный сайт сообщает, что транспортно-инфраструктурные решения uST основаны на технологии создания предварительно напряжённых транспортных эстакад нового поколения, ключевым элементом которых выступает струнный рельс.
Такой рельс, объясняет Юницкий, — это стальная или композитная балка, в сердцевине которой находится пучок преднапряжённых растяжением проволок (струн) и оснащённая головкой рельса, по которой в автоматическом режиме на скорости до 150 км/ч (в перспективе до 500 км/ч) должны двигаться пассажирские и грузовые электромобили на стальных колёсах. Горизонтальную нагрузку в эстакаде принимают на себя анкерные опоры, установленные на удалении до 10 километров друг от друга. По замыслу изобретателя, они могут быть объединены с пассажирскими станциями, грузовыми терминалами и помещениями коммерческого назначения.
Анатолий Юницкий утверждает, что в Беларуси под его руководством построены пять тестовых трасс струнного транспорта, сертифицированы несколько моделей подвижного состава.
«Внешне рельсо-струнные дороги, также уже имеющие сертификаты соответствия, напоминают монорельс или канатную дорогу, но в действительности принципиально отличаются от всего, что было создано в транспортной отрасли до настоящего момента», — объясняет Юницкий.
Концессия как вариант
Фото: ust.inc
Заместитель генерального директора компании «Струнные технологии» (в Беларуси это предприятие признано научной организацией) Евгений Петров подтвердил MASHNEWS факт переговоров с администрацией Ленинградской области. По его словам, компания может предложить российскому региону решения, которые позволят добираться из городов-спутников Петербурга до станции метро «Девяткино» ориентировочно за четыре минуты.
«Нам было дано поручение совместно с комитетом по транспорту Ленобласти детально проработать маршрут и повторно представить расчёты на рассмотрение. Мы ждём протокола встречи, в котором будут обозначены даты. Но мы ориентируемся на то, что примерно три недели у нас займёт весь процесс анализа, изучения, создания трассировки и экономических расчётов. Мы предложим разные варианты финансовой модели, в том числе и вариант концессии», — сказал Петров.
Ленинградская область, отметили в комитете по транспорту, возможность создания линии струнного транспорта на данном этапе рассматривает как инвестиционный проект.
Петров добавил, что у «Струнных технологий» есть два испытательных центра — в Белоруссии и ОАЭ, в этом году будет запущена первая коммерческая линия в одном из парков отдыха в Минском районе Беларуси.
Изобретатель заблуждается?
Эксперты скептически оценивают саму концепцию передвижения по струнным рельсам. В ходе представления проекта в Российском университете транспорта (МИИТ) Анатолий Юницкий ещё в 2017 году столкнулся с жёстким оппонированием со стороны заведующего кафедрой «Строительная механика», доктора технических наук Владимира Зылёва. Он назвал проект «абсолютно нежизнеспособным». По его словам, анкерные опоры на мощном фундаменте будут очень дорогими. В компании не говорят, отмечал Зылёв, сколько будет стоить струнный рельс, как на 12-метровую высоту собираются поднимать и спускать людей, как отразится на стоимости проекта необходимость забивать сваи в местах подземных коммуникаций.
«С моей точки зрения, выстраивается хорошая финансово-техническая пирамида», — сказал тогда Зылёв.
Транспортный инженер Иван Вергазов рассказал MASHNEWS, что идее Анатолия Юницкого десятки лет.
«Он пытался её развивать сначала в России, затем в Беларуси. Пока же, насколько я знаю, никуда это не продвинулось, и сертификация в одном или другом месте не означает коммерческого успеха. Реализованных не демонстрационных линий пока нет, и это, на мой взгляд, показатель того, что на коммерческую эффективность ни один проект так и не вышел даже на бумаге. С точки зрения заимствования каких-то технологий для дальнейшего их изучения, это может быть интересно. Но, видимо, по ряду показателей Юницкий или искренне заблуждается, или в реальности эти показатели не подтверждаются», — пояснил Иья Вергазов.
«У меня вопросы, как и с магнитной левитацией, даже не к скорости перемещения, а к скорости загрузки-выгрузки пассажиров. На конечных или даже промежуточных пунктах скорость из-за этого очень здорово теряется. Это общий вопрос для всех систем, исключающих колесо. Прелесть любого колёсного транспорта в том, что он достаточно легко меняет направление движения. И на бесколёсных системах всё технически решаемо, но это достаточно дорогостоящие узлы, сложные конструктивно. Я здесь вижу аналог подвесной канатной дороги, но только с неподвижным канатом. Возникает вопрос стабильного токосъёма, передачи тягового усилия. Но для меня самый главный показатель, что ни одного проекта пока не реализовано. Значит, что-то там не так», — заключил Вергазов.
Он напомнил, что канатную дорогу в Кудрово уже собирались строить в 2019 году. Общественность видела проект только на бумаге.
«Струнный транспорт — это красиво, современно, инновационно, но давайте освоим хотя бы то, что понимаем, — трамвайные системы. Экспериментировать надо тогда, когда есть возможность в какой-то момент признать эксперимент с финансовой точки зрения неудачным. Если белорусская компания построит это за свой счёт, то тогда — другое дело», — пояснил специалист.
Область решила напомнить о своей открытости
Фото: ust.inc
С технической точки зрения, и вообще с точки зрения развития общественных пассажироперевозок, комментировать этот проект нет никакого смысла, уверен эксперт по транспорту Олег Арефьев.
«Если всё же попробовать порассуждать о проекте с технической стороны, то в двух словах: очень высокая стоимость при очень сомнительных результатах и откровенно слабом техническом обосновании. Собственно на этом обсуждение перспектив проекта можно считать закрытым. И в принципе остаётся непонятным только одно: насколько глубоко увязла Ленинградская область и как вообще она смогла на это пойти при наличии довольно неплохих специалистов и вполне вменяемых чиновников в органах власти», — говорит эксперт.
«Я думаю, что, скорее всего, это просто очередная попытка напомнить о своей открытости к инновациям со стороны Ленобласти. Но иногда бывают случаи, когда можно понести репутационные потери просто даже оттого, что решил »рядом сфотографироваться«, — полагает Арефьев.
Инвестор — народ
Анатолий Юницкий говорит, что комплекс работ по созданию первых образцов струнных транспортных систем и выводу струнного транспорта на рынок финансировался по модели краундинвестинга — народного финансирования.
В России как минимум в двух городах, Севастополе и Самаре, журналисты сообщали о призывах вкладывать деньги в систему струнного транспорта.
Инвестиционные услуги проекту оказывает компания SkyWay (Euroasian Rail Skyway Systems Holding Ltd).
В 2018 году Международная организация комиссии по ценным бумагам (OICV-IOSCO) выпустила предупреждения, связанные с деятельностью SkyWay. Органы финансового регулирования Бельгии, Новой Зеландии, Литвы и Эстонии или сообщили своим гражданам о том, что SkyWay не имеет права выпускать ценные бумаги и оказывать финансовые услуги, или предупредили общественность о возможности оказаться вовлечёнными в финансовую пирамиду. Итальянский регулятор запретил в стране рекламу и продажу некоторых инвестиционных продуктов SkyWay. В Германии SkyWay запретили публично предлагать широкой публике свои инвестпродукты.