30 июня 2023 10:56
читать 9 минут

Столько тяжёлых грузовиков в России никогда ещё не покупали

Российская экономика ставит новые рекорды: спрос на тяжёлые грузовики вырос до невиданных за последние 15 лет значений. Отечественные предприятия тысячами покупают и тягачи, и самосвалы. MASHNEWS искал объяснения феномену.


Фото: ПАО «КАМАЗ»

Грузовой бум

За пять месяцев 2023 года в России продано 44,2 тысячи тяжёлых грузовиков. До конца года — по оптимистическому прогнозу «Авторевю» — поставят ещё 70–80 тысяч. В итоге это в три раза превысит значения 2015 года (36,3 тысячи) и будет на 40% больше, чем в благополучном 2021 году (79 тысяч).

«Национальное агентство промышленной информации» (НАПИ) подтверждает эти данные: положительная динамика продаж вышла за пределы первого квартала 2023 года. С января по май текущего года среднемесячные продажи тяжёлых грузовиков составили 10 тысяч штук.

Telegram-канал «Рынки грузовиков» подсчитал, что первый квартал 2023 года стал самым удачным для рынка новых тяжёлых грузовых автомобилей за 15 лет.

Курс рубля и отложенные поставки

Фото: Владимир Корнев / РИА Новости

Рекордный рост продаж грузовиков в этом году обусловлен, прежде всего, активной реализацией национальных проектов, в частности, строительством транспортных коридоров, соединяющих европейскую часть РФ и Западный Китай, а также восстановлением новых территорий, считает замначальника отдела аналитики агентства «Автостат» Виктор Пушкарев.

Серьёзным стимулом стало и увеличение грузооборота автотранспорта внутри страны. 

К надеждам на рост экономики нынешняя ситуация на рынке отношения не имеет. Это не столько рост продаж, сколько задержанные поставки, объяснил MASHNEWS коммерческий директор компании-импортёра спецтехники Tevex Дмитрий Димаков.

«В прошлом году был низкий курс рубля, и пошёл вал заявок на поставки техники, — говорит он. — Например, все привыкли, что китайский 25-тонный кран стоит на 2 млн рублей дороже, чем российский »Ивановец«. Так вот, были моменты, когда китайский кран стоил на 2 млн рублей дешевле».

«То есть сделки были заключены в прошлом году, но поставки начались только в этом году, — объясняет Димаков. — По грузовикам примерно такая же ситуация. Я в прошлом году лично проводил эксперимент. Разместил на »Авито« объявление о продаже самосвала и поставил стоимость на 40% выше рыночной. Ежедневно я получал больше полусотни звонков по одному единственному объявлению. Деньги у людей были, а машины просто отсутствовали».

«Также сейчас огромный спрос на шасси, — продолжает он.— В страну завезли большое количество надстроек, а шасси не хватает. Кроме того, большое количество европейских машин вышло из оборота из-за отсутствия запчастей или их высокой цены. Такую технику пришлось заменять».

В 2021 году было продано 95 тысяч единиц тяжёлого коммерческого транспорта. Из них 35 тысяч был способен поставить КАМАЗ, 40 тысяч — «большая семёрка» (DAF, Iveco, MAN, Mercedes, Renault, Scania и Volvo — прим. ред.), а китайских машин ввезли всего 5 тысяч.

Сейчас, опасаясь дальнейшего развития событий с санкциями, запретами, предприниматели инвестируют средства преимущественно в китайскую технику, добавляет Димаков. А деньги у покупателей есть.

Перестали бояться китайского


Фото: Dongfeng Motor Corporation / Wikipedia

По данным НАПИ, во втором квартале 2023 года китайские грузовики продают уже 311 дилеров. Количество сервисных центров выросло на 37 единиц — также за счёт китайских брендов. Во втором квартале 2023 года китайские грузовики обслуживают 392 сервиса.

Транспортный эксперт Олег Арефьев рассказал MASHNEWS, что у серьёзного роста продаж грузовых тягачей и самосвалов одно сходство — накопленный отложенный спрос.

«В прошлом году обновление парков не сказать, что остановилось, но серьёзно снизило темпы. Люди слабо понимали, что происходит. Поставки с Запада резко пошли вниз, а к быстрому переходу на китайскую технику потребитель был не совсем готов, в том числе потому, что насторожено к ней относится. Сейчас появилась относительная ясность, что европейскую технику можно в обозримом будущем не ждать. Объёмы работ начинают расти, грузопотоки оживают, и народ скрепя сердце начал обновляться. Плюс к этому обострилась конкуренция среди лизинговых компаний, которые начинают предлагать все более и более хорошие условия».

У роста спроса на тягачи — одна из основных причин — слом наработанных западных логистических цепочек.

«Начал резко расти грузооборот с Востоком, к чему РЖД была не совсем готова. Перевозка автотранспортом, конечно, существенно дороже, но многие производства сегодня работают практически без складских запасов, прямо »с колёс«, и для них простой производства будет обходиться существенно дороже. Для них критически важна оперативность, а здесь уже автомобильный транспорт начинает серьёзно выигрывать», — говорит Арефьев.

Спрос на тяжёлые самосвалы растёт, потому что в России развивается строительство жилья и дорог.

«Рынок самосвалов намного проще, он быстрее переориентировался на Восток. Китайские самосвалы в России всегда были намного популярнее тягачей. Но при этом реальный полезный срок эксплуатации существенно меньше за счёт тяжёлых условий, в которых они работают, соответственно, они требуют более частого обновления», — считает Арефьев.

В сегменте тяжёлых грузовиков китайская техника в основном применяется в строительной сфере, где рассматривается не как вложение в основные средства (европейская техника с высокой остаточной стоимостью), а как расходные средства под реализацию проекта, сказал «Автостату» генеральный директор ГК «Современные транспортные технологии» Олег Марков.

Неуверенность в завтрашнем дне


Фото: Максим Богодвид / РИА Новости

Спрос формирует и неуверенность потребителей в завтрашнем дне — так объяснил MASHNEWS статистику коммерческий директор исследовательской компании ID-Marketing Андрей Ловков.

«Покупают, потому что завтра может быть всё совсем по-другому. Я имею в виду отмену протекционистских мер со стороны государства, какие-то новые потрясения, нестабильный курс рубля», — говорит он.

Причина рекордного спроса — экстремальная бюджетная накачка определённых сегментов экономики, для которых нужны тяжёлые грузовики, считает экономист Дмитрий Прокофьев.

«Это и строительная отрасль, и логистика — все мы понимаем, куда ещё много тяжёлых грузов надо возить. Это и реакция на прошлогодний дорогой рубль. Если он дорогой, почему бы тогда не купить технику, которая в пересчёте на доллары стоит приемлемых денег. Несомненно, сыграла свою роль и перестройка логистических цепочек. И, видимо, не надо сбрасывать со счетов вариант, при котором »новое купили, а старое на запчасти пойдёт«.

СПРАВКА MASHNEWS:
Сообщения о рекордах отечественной экономики в условиях санкций приходят постоянно. Например, по данным консалтинговой компании NF Group (бывш. Knight Frank Russia), объём инвестиций в коммерческую недвижимость России в I полугодии 2023 года составил более 291 млрд рублей, по итогам года в недвижимость в России может быть вложено 500–600 млрд рублей, что станет абсолютным рекордом за всю историю наблюдений.

Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
Cпециальный корреспондент
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!