13 августа 2025 11:46
читать 14 минут

Стоимость бензина бьет рекорды: какой «ответ» готовят власти

Вице-премьер Александр Новак экстренно собирает нефтяников, чтобы обсудить ситуацию на топливном рынке и меры для сдерживания роста цен. Эксперты считают, что правительство будет действовать «кнутом и пряником». 

Цены на бензин продолжают бить рекорды. 13 августа стоимость АИ-95 на Петербургской бирже достигла нового максимума – 80,5 тыс. рублей за тонну, АИ-92 торгуется выше 71 тыс. рублей. При этом рентабельность продаж бензина на автозаправках из-за высоких отпускных цен уходит в минус. В ближайший четверг заместитель председателя правительства РФ Александр Новак проведет совещание, на котором обсудят меры для сдерживания роста цен. В преддверии встречи Mashnews узнал у экспертов, «кто виноват и что делать» в сложившейся ситуации.

Запрет экспорта быстро не поможет

Ситуация на российском топливном рынке вызывает все большую тревогу. Биржевая стоимость бензина АИ-92 и АИ-95 растет все лето, чуть ли не каждый день ставя новые рекорды. На днях Минэнерго России заявило о том, что «внутренний рынок автомобильного бензина всех марок полностью обеспечен предложением» и «сформирован необходимый уровень запасов». Однако очевидно, что требуются дополнительные меры для стабилизации рынка и сдерживания роста цен. Судя по повестке заседания у Александра Новака, назначенного на 14 августа (документ есть в распоряжении Mashnews), чиновники и нефтяники могут договориться об увеличении норматива биржевых продаж бензина до 17% от объема производства, а также принять другие решения, чтобы не допустить дальнейшего роста цен, дефицита топлива и снижения маржинальности автозаправочных станций.

В последние годы в России стабильно дорожает бензин в период с июля по сентябрь-октябрь. Это связано с рядом факторов. Во-первых, летом резко повышается спрос на топливо — с одной стороны, начинается активная фаза сельскохозяйственных работ (посевы, уборка урожая), с другой — растет число туристических поездок. Помимо этого, на рост влияет активность оптовиков, трейдеров, которые наращивают складские запасы на фоне плановых и внеплановых ремонтов нефтеперерабатывающих заводов, в том числе связанных с участившимися террористическими атаками на предприятия.

В период пикового спроса власти традиционно вводят временные ограничения на экспорт бензина, чтобы обеспечить внутренний рынок достаточным объемом топлива.

«В 2025 году такой запрет для производителей нефтепродуктов введен с 29 июля (ранее действовал только для непроизводителей), срок установлен до конца августа, но с высокой вероятностью он будет продлен. В прошлом году подобные меры вводились раньше, что помогало стабилизировать ситуацию», - прокомментировала Mashnews эксперт аналитического центра консалтинговой компании «Яков и Партнеры» Анна Волкова.

Увлекаться такими ограничениями нельзя, поскольку это демотивирует нефтяников к производству запрещенных для вывоза товаров, предупреждает научный сотрудник Финансового университета при правительстве РФ и эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович.

«Во-первых, пик спроса проходит, а во-вторых, если долгое время сдерживать экспорт товара, который приносит компаниям доход на внешних рынках (в том же Китае, Грузии или Турции бензин стоит дороже, чем в России), то они начнут уклоняться от нефтепереработки и экспортировать, например, сырую нефть. А нужно все-таки создавать стимул к вложениям в эту отрасль, а не дестимулирование. Поэтому запрет экспорта не должен быть постоянной мерой», - пояснил собеседник Mashnews.

Ограничения на вывоз нефтепродуктов – не панацея, считает заместитель председателя Наблюдательного совета Ассоциации «Надежный партнер» Дмитрий Гусев.

«Цены продолжают расти, потому что запрет экспорта – это не та мера, которая сразу увеличит объем переработки на внутреннем рынке», - прокомментировал Mashnews эксперт.

Демпфер в обмен на биржу

Очевидно, что топливный рынок нуждается в дополнительном регулировании – вплоть до изменения параметров топливного демпфера, добавил Дмитрий Гусев.

СПРАВКА MASHNEWS

  • Топливный демпфер — это инструмент государственной поддержки для стабилизации цен на внутреннем рынке бензина и дизельного топлива. Он предполагает, что при высоких экспортных ценах нефтяные компании получают компенсации от государства за продажу топлива внутри страны по фиксированной цене, ниже рыночной. А при падении цен — наоборот, излишки стоимости отчисляют в бюджет. С начала 2025 года выплаты российским нефтяникам по демпферу сокращались каждый месяц, составив в июне всего 34,5 млрд рублей – против 156,4 млрд рублей в январе.

В «Яков и Партнеры» считают, что отрасль может добиться увеличения демпфера для бензина с текущих 10% до 15% или даже 20–30%.

«Демпфер — это компенсационный механизм, который позволяет нефтепроизводителям получать выплаты, если внутренние цены на топливо ниже экспортных. Увеличение демпфера сделает внутренний рынок более привлекательным для поставок и стимулирует наращивание производства. Однако реализация этой меры потребует значительных расходов бюджета, так как снизятся налоговые поступления от нефтегазовой отрасли», - прокомментировала Анна Волкова.

С тем, что нефтяники на встрече 14 августа могут попросить правительство расширить коридор цен для выплаты демпфера, согласен ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков.

«Сложно заранее сказать, какие будут приняты меры на совещании у Новака, но обсуждаться, наверно, будут как «кнуты», так и «пряники». Один из таких «пряников» - демпферные послабления, которые позволят нефтяникам заработать больше», - пояснил Mashnews эксперт.

Однако, по его словам, сама по себе эта мера не приведет к снижению цен на бирже.

«Поэтому власти и бизнес могут договориться так – условно говоря, Правительство с нового года расширит этот коридор для демпфера, а нефтяники взамен дадут больше топлива для биржи, чтобы цены снизились сейчас, - прогнозирует Игорь Юшков.

Увеличение норматива продаж бензина на бирже – это тот «кнут», который сегодня может применить государство. Поступление дополнительных объемов топлива на биржу насытит рынок, повысит конкуренцию и повлечет снижение цен. Однако, чтобы заметно изменить ситуацию, повышение норматива должно быть кратным, считают эксперты.

«Для этого нужно увеличивать обязательный объем продаж на бирже очень сильно, в десятки процентов, чтобы как минимум половина производимого бензина торговалась на данной площадке, и конкуренция была высокой. Но сейчас к такому «антимонопольному рывку» никто не готов, потому что это был бы удар, в том числе, по интересам вертикально-интегрированных компаний – они будут выступать против, и Правительство вряд ли решится на такие радикальные реформы», - уверен Игорь Юшков.

По мнению Дмитрия Гусева, долю биржевой торговли нужно повышать до 30-40%, ориентируясь в этом вопросе на «Роснефть», которая реализует на бирже объем моторного топлива гораздо выше норматива. Только тогда рынок получит ощутимый эффект. Однако, напомним, в повестке совещания у Новака речь идет о цифре в 17%, и вряд ли этот показатель будет превышен.

АЗС «съедают жирок» и ждут осени

Еще один вопрос, который обсудят участники встречи – меры «по недопущению накопления на станциях-грузополучателях избыточного парка, используемого для перевозки нефтепродуктов». Возможно, будут предложены решения для оптимизации логистики, что особенно важно в условиях атак дронов, считает Станислав Митрахович.

«Нефтепродукты могут получить приоритетный доступ к железнодорожным перевозкам, за который обычно конкурируют самые разные отправители грузов. Александр Новак в последние годы выступает в качестве проводника интересов таких перевозчиков», - пояснил эксперт.

Наконец, власти должны подумать, как помочь участникам розничной торговли – прежде всего, малым независимым компаниям, которые больше всех страдают в ситуации, когда отпускные цены НПЗ растут, а рост цен на заправках административно сдерживается.

«АЗС, контролируемые вертикально-интегрированными нефтяными компаниями, прямо следуют директивам Правительства о непревышении цен над уровнем инфляции. Независимые заправочные станции вынуждены принимать этот тренд, чтобы не терять клиентов. Поэтому в моменте АЗС даже работают себе в убыток, съедая жирок, накопленный ранее в период другой, зимне-весенней ценовой конъюнктуры», - пояснил заместитель председателя Комитета Госдумы по энергетике Юрий Станкевич.

Он добавил, что ФАС России, безусловно, займется дополнительной проверкой маржинальности автозаправок, но «эффективность таких мероприятий вызывает сомнения».

Помочь участникам рынка могло бы расширение ассортимента нетопливных товаров на АЗС – в том числе, снятие запрета на продажу слабоалкогольной продукции, который действует с 2011 года.

«Владельцы АЗС на протяжении многих лет просят правительство одобрить законодательные инициативы, которые позволят увеличить объемы торговли нетопливными товарами и, как следствие, сдерживать рост розничных цен. Но пока правительство глухо к таким обращениям», - отметил Юрий Станкевич.

Игорь Юшков не исключает, что для независимых АЗС могут ввести некоторые налоговые послабления или отсрочки выплат – чтобы поддержать бизнес в сложившейся ситуации.

По мнению Дмитрия Гусева, единственной эффективной мерой стало бы предоставление розничным сетям кредитования по ставке 3-5%.

Впрочем, как считает Юрий Станкевич, вряд ли на заседании 14 августа будут предложены какие-то экстраординарные меры. «Все рецепты хорошо известны. Среди возможных инициатив - увеличение для заводов нормативов продаж бензина на бирже до 17%, повышение интенсивности грузооборота железной дорогой, рекомендации компаниям к ускоренному ремонту простаивающих НПЗ», - резюмировал зампред Комитета ГД по энергетике.

Какие бы решения ни приняло правительство, они не смогут быстро изменить ситуацию, а значит август все равно будет напряженным, говорит Игорь Юшков. С наступлением осени же ситуация улучшится сама собой.

«В сентябре завершается период отпусков, а к концу октября вообще автомобильный сезон заканчивается – потребление постепенно будет уменьшаться, как и проблемы с топливом. С другой стороны, нефтезаводы, которые сейчас находятся даже на плановых ремонтах, будут выходить из них и, соответственно, увеличится объем производства», - пояснил ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности. Тем не менее, по его прогнозам, запрет на экспорт бензина будет продлен как минимум до конца сентября.

В аналитическом центре «Яков и Партнеры» также ожидают позитивных изменений на рынке.

«В краткосрочной перспективе при сохранении ограничительных мер (в том числе, запрета на экспорт) и возможном изменении биржевых нормативов ситуация на рынке должна стабилизироваться», - заключила Анна Волкова.

Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!