«Ставрополь-авто» больше не про автомобили: завод отошел «Ростеху»
Судьба многострадального автозавода в Ставрополе
наконец-то решена: на последних торгах его за 2,25 млрд рублей выкупил частный
предприниматель из Калмыкии. Покупателя связывают с «Ростехом», а эксперты
уверены, что предприятие будет перепрофилировано.

Финал 2-летней истории: не иранские автомобили и не технопарк
Завод «Ставрополь-авто», открытый с большой помпой в 2018 году и проработавший всего 10 месяцев, безуспешно пытались продать в течение нескольких лет. Но последние торги, состоявшиеся 2 июня, оказались быстрыми и результативными: претендентов было двое, краснодарское ООО «Фаворит» и индивидуальный предприниматель Владимир Арустамов. Выиграл Арустамов, предложивший 2,25 млрд рублей. Об этом 4 июня сообщил телеграм-канал «Русский автомобиль». У «Фаворита» с предложением 1,60 млрд рублей просто не было шансов.
Открытие завода было встречено в Ставрополе на ура, сборка машин началась в феврале 2018 года – предприятие принадлежало черкесскому Derways и выпускало китайские внедорожники Hover H3 и H5. Завод освободили от налога на имущество, а налог на прибыль снизили до 15,5%. Планировалось собирать до 100 тысяч автомобилей в год и обеспечить 2000 рабочих мест. Но выпущено было лишь 2,5 тысяч «Ховеров», и работа остановилась. Причина – компанию Derways уличили в неуплате налогов на сотни миллионов рублей, остановились оба конвейера, и в Черкесске, и в Ставрополе. А китайцы в лице Great Wall сотрудничество (в виде поставки машинокомплектов) прекратили.
«Derways в свое время даже разработала собственный внедорожник, он назывался «Дервейс Ковбой», и это было достаточно громко. Шли разговоры о том, что в Ставрополе будут выпускаться Chery и Lifan, но после истории с налогами китайские концерны решили со столь токсичным активом не связываться», - напоминает главный редактор Quto.ru (входит в Rambler&Co) Максим Ракитин.
К слову, «Дервейс» продали за 598 млн рублей. И тоже частному лицу: бизнесмену Абреку Тебуеву, занимающемуся производством сахара и строительством дорог.
Ранее, 20 мая, сообщалось о том, что Промсвязьбанк, выступающий кредитором, возобновил продажу завода «Ставрополь-авто» со стартовой ценой 2,534 млрд рублей. Предполагалось, что она еженедельно будет понижаться на 5%, пока не дойдет до минимальной отметки в 1,013 млрд рублей. Также говорилось о том, что завод могут трансформировать в технопарк: банк даже приостанавливал торги, в качестве покупателя должно было выступить государство – такой вывод следовал из заявления губернатора Ставропольского края. В какой-то степени предприятие и правда стало государственным, пусть и не официально.
Но технопарка на его площадях не будет точно. Как не будет и производства иранских автомобилей: интерес к заводу в свое время проявляла компания Iran Khodro.
Завод нужен, автомобильный завод – нет
Кто такой Владимир Арустамов? Официально он занимается недвижимостью и выступал на торгах в интересах московского ООО «Ценстройинвест», которым владеет АО «Технодинамика», являющееся частью «Ростеха».
СПРАВКА MASHNEWS
- ООО «Центрстройинвест» зарегистрировано в Москве в 2006 году. Учредитель – АО «Технодинамика». Компания занимается арендой и управлением собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом. Выручка за 2024 год - 422,2 млн рублей, убыток - 67,4 млн рублей.
- АО «Технодинамика» (г. Москва) входит в холдинг «Технодинамика» (в контуре «Ростеха»). Последний раз финансовые показатели АО «Технодинамика» публиковались за 2018 год. Тогда выручка составила 5,7 млрд рублей, чистая прибыль - 599 млн рублей.
- ООО АК «Ставрополь Авто» зарегистрировано в 2013 году в городе Михайловск Ставропольского края. Вид деятельности – производство легковых автомобилей. Учредителем была «Объединенная автомобильная компания» (ОАК), в январе 2025 года ООО «ОАК» ликвидировано. Выручка «Ставрополь Авто» за 2024 год составила 207 тыс. рублей, чистый убыток - 201 млн рублей.
- Земельный участок «Ставрополь-авто» занимает 207 гектаров, на нем расположены корпуса по сборке машин, их окраске и сварке кузовов, складские помещения и испытательный полигон.
«Еще один автомобильный завод сейчас никому не нужен, простаивающих площадок в избытке, - отмечает главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков. – На мощностях «Ставрополь-авто» можно выпускать промышленные товары как военного, так и гражданского назначения».
Главная его ценность – не в автомобильном конвейере, уверен собеседник Mashnews, а в уже построенных зданиях, отведенных землях, проложенных коммуникациях. Фактически это готовая площадка, которую можно легко перепрофилировать.
«Сама площадка ценна не тем, что это бывший автомобильный завод, а своим расположением, - согласен с коллегой Максим Ракитин. – Очень сомневаюсь в том, что сейчас в России нужно еще одно автомобильное производство Тем более что на 100% это будет т.н. «отвертка», долив жидкостей и прикручивание колес. А в качестве партнера выступит китайская компания, которая не боится вторичных санкций – обычно это те, что в самом Китае занимают далеко не первые места».
Но, подчеркивает эксперт, нет никакого смысла в открытии нового автозавода на фоне колоссального спада продаж на внутреннем рынке и ситуации с перегревом складских площадок. Говорить хоть о каком-то росте продаж можно будет только тогда, когда будет геополитическая и экономическая определенность, а также понимание дальнейшей ситуации с ключевой ставкой ЦБ, уверен собеседник Mashnews.
«Думаю, что люди, купившие «Ставрополь-авто» как недвижимость, тоже это понимают. Здесь история вообще не про автомобили», - говорит Ракитин.
Редакция Mashnews направила запрос в «Ростех».