«Стартапы в промышленности обладают огромным потенциалом» - Николай Булатов, Сколково
В России растет число стартапов, разрабатывающих решения специально для промышленной отрасли. Директор направления энергоемких производств Фонда «Сколково» Николай Булатов рассказал Mashnews, почему «Северсталь», «Газпром» и «Норникель» вкладываются в высокие технологии, и какое практическое применение можно извлечь из уже существующих проектов.
40 тысяч разработчиков
- Насколько в России развиты акселераторы и стартапы, связанные с промышленностью? Есть ли статистика?
- Для начала проясним термины. На практике целесообразно рассматривать широкий круг разработчиков, а не только те компании, которые подпадают под классическое определение стартапа.
Стартапом обычно так называют предприятие, которое находится на раннем этапе развития и ведет поиск стабильной бизнес-модели. Но в «Сколково» статус участника получают стартапы, которые разрабатывают и коммерциализируют высокотехнологичные решения, прошли независимую экспертизу, подтвердили инновационность своего продукта, его конкурентные преимущества и потенциал для коммерциализации, а также укомплектованность команды.
Что касается общего состояния российского рынка стартапов, работающих в сфере промышленности, то его оценки разнятся. Если смотреть через призму того определения, которое мы дали, то есть учитывать не только начинающие фирмы, в среднем общее количество разработчиков составляет около 40 тысяч. Речь идет о малых и средних предприятиях, работающих в ключевых отраслях, таких как металлургия, обрабатывающая промышленность, нефтегазовый сектор и так далее. Это очень приблизительная оценка.
Участников «Сколково» (то есть компаний, которые прошли экспертизу и производят решения, применимые в разных отраслях промышленности) насчитывается более полутора тысяч. При этом общее количество стартапов «Сколково» превышает четыре тысячи.
Стартапы в сфере промышленности и их высокотехнологичные разработки обладают огромным потенциалом в самых разных областях деятельности промышленных предприятий. Это связано и с потребностью в импортозамещении, и с государственной политикой по обеспечению технологического суверенитета, и с объективной необходимостью повышать эффективность работы предприятий в различных аспектах.
- Промышленные предприятия заинтересованы во внедрении разработок?
- Потенциал внедрения инновационных решений связан прежде всего с основными производственными процессами. Это могут быть цифровые системы управления такими процессами, всевозможные защитные покрытия, пропитки, моторные масла, смазочные материалы для повышения эффективности тех или иных механизмов. Это могут быть сложные инженерные роботизированные комплексы, которые применяются в рамках того или иного производственного процесса, на той или иной технологической линии и так далее.
Второе направление внедрения — вспомогательные процессы, такие как обеспечение деятельности бухгалтерии, работа кадровых служб или учет персонала.
Третье направление — это не менее важные блоки задач, которые необходимо решать всем предприятиям: охрана труда, промышленная безопасность, минимизация воздействия на окружающую среду. В этих областях не только существует огромный потенциал, но и отмечается довольно высокий спрос, а также просматриваются серьезные перспективы для внедрения импортозамещающих решений российских стартапов.
Три этапа в жизни стартапа
- Каковы препятствия для развития промышленных стартапов?
- Если говорить об основных проблемах на пути развития стартапов и об инструментах государственной поддержки, которые помогают их решать, то жизненный цикл таких предприятий можно разделить на три ключевых этапа.
На первом этапе компания ведет научные исследования и опытно-конструкторские работы, проектирует и создает свой продукт. Первый год жизни стартапа — это так называемая долина смерти: согласно международной статистике, без достаточной поддержки извне в этот период более 95% стартапов просто не выживают. На этом этапе компаниям необходима верификация продуктовых гипотез, и часто членам команды не хватает общих бизнес-компетенций, поэтому они нуждаются в помощи компетентных менторов.
Также, конечно, им нужно решать задачи, связанные с финансированием. Это поиск профильного инвестора или бизнес-ангела, то есть физического лица, которое верит в определенную разработку, в определенную команду — и готово вложить собственные деньги.
К слову, если бизнес-ангел вкладывается в стартап, имеющий статус участника «Сколково», то он может вернуть до половины инвестиций: если за предыдущие три года он накопил соответствующую сумму НДФЛ, то ему положен налоговый вычет. Это очень привлекательный инструмент как для бизнес-ангелов, так и для стартапов, поскольку применять его выгодно обеим сторонам: инвестор за меньшие деньги получает более существенную долю, а стартап за меньшую долю получает больше денег.
- И это только первый этап жизненного цикла стартапов.
- Да. Следующая стадия — вывод продукта на рынок. Ключевая проблема в этот период (и вообще одно из главных препятствий на протяжении всего жизненного цикла стартапа) заключается в том, что крупные конечные заказчики, крупные промышленные предприятия зачастую не готовы внедрять решения небольших компаний, особенно если опыт применения этих решений в отрасли еще не накоплен.
Для преодоления этой проблемы выработан механизм пилотного тестирования высокотехнологичных решений на инфраструктуре промышленных предприятий. Подобные мероприятия часто преподносятся как «промышленные песочницы».
Дело в том, что многие промышленные предприятия готовы работать со стартапами, готовы внедрять инновационные высокотехнологичные решения, но лишь после того, как они протестируют ту или иную разработку в ограниченном режиме, в пилотном формате. Им нужно убедиться, что данное решение применимо и что оно дает эффект, о котором заявляет разработчик.
Существуют программы, которые помогают стартапам пройти этап пилотного внедрения, а промышленным компаниям — отобрать необходимые стартапы, подготовить и реализовать пилотный проект. Участники рынка нередко называют подобные программы акселераторами.
На этапе вывода продукта на рынок необходимо решать и целый ряд задач в области нормативно-правового регулирования, связанных с получением разрешительных документов, с защитой интеллектуальной собственности и так далее.
Наконец, третий этап связан с активным ростом стартапа и масштабированием применения его решений. Как правило, этому периоду предшествуют несколько успешных пилотных проектов, позволивших подтвердить функциональность и эффективность продукта на целом ряде крупных предприятий. В дальнейшем решение тиражируется в отрасли, а компания выходит на максимально широкий круг заказчиков.
Испытано в акселераторе
- Сколько у нас акселераторов, которые ищут и запускают в пилотном режиме высокотехнологичные решения?
- Если говорить о рынке акселераторов в целом, то в России не так много крупных узнаваемых программ, связанных с поиском, экспертизой и проработкой внедрения решений для промышленности. Наиболее заметны не более пары десятков.
Далеко не каждое предприятие может позволить себе самостоятельно запустить акселерационную программу. Но несколько примеров на рынке есть: это акселератор «Росатома», акселератор «Газпром нефти» под названием INDUSTRIX и еще ряд таких моноакселераторов, для которых конечным потребителем выступает один заказчик.
Но существуют и удачные примеры мультипартнерских акселераторов. Такие программы отличаются тем, что все мероприятия, связанные с поиском, экспертизой и реализацией пилотных проектов, проводятся в интересах не одного конкретного отраслевого заказчика, а целой группы партнеров акселератора — промышленных предприятий из одной или разных сфер деятельности.
Мы запустили такой формат в сфере строительства, создав акселератор Build UP, реализовывали акселератор MineTech в горнодобывающей отрасли. Подробнее я хотел бы рассказать об акселераторе GreenTech Startup Booster. Эту программу Фонд «Сколково» запустил в 2020 году. Изначально она была ориентирована на экологию (поэтому в названии и появилось слово «грин»). В рамках этой программы крупнейшие предприятия из ключевых отраслей промышленности - металлургии, нефтегазового сектора, химического и целлюлозно-бумажного производств - ставили задачи по решению конкретных проблем в сфере экологии, чтобы минимизировать воздействие на окружающую среду.
Сейчас в фокусе внимания акселератора GreenTech Startup Booster более широкий круг вопросов устойчивого развития, но они рассматриваются исключительно через призму практической пользы.
- Как вы отбираете проекты для дальнейшей работы?
- Разработчики высокотехнологичных решений каждый год направляют в программу более 700 заявок. За предыдущие четыре года реализации этого акселератора мы собрали более 3500 заявок от разных компаний, а свыше 300 разработчиков прошли акселерацию, то есть получили от нас индивидуальную консультационную поддержку по поводу того, как развивать своей продукт и как представлять его заказчикам.
- И сколько проектов дошло до реализации?
- В настоящее время реализуются более 30 пилотных проектов, в рамках которых отобранные решения испытываются на инфраструктуре предприятий партнеров. В качестве партнеров этого акселератора мы ежегодно привлекаем около 10 крупнейших индустриальных компаний.
Пневмодрель и масло с ионами меди
- Какие направлениях у вас в приоритете?
- В рамках акселератора мы выделяем четыре ключевых группы направлений, в которых ведется поиск инновационных решений. Первая группа — экология. Нам необходимы решения, которые минимизируют воздействие на окружающую среду, включая атмосферный воздух и водоемы, а также обеспечивают эффективную работу с отходами.
Вторая группа — промышленная безопасность. Мы ищем решения, призванные обеспечивать безопасные условия труда для работников и сводить к минимуму риск возникновения аварийных ситуаций.
Третья группа направлений касается эффективности использования ресурсов в самом широком смысле. Это те решения, которые позволяют минимизировать потребление электроэнергии, тепла, воды и тем самым приносят предприятиям конкретную экономическую выгоду.
Наконец, четвертая группа нацелена на повышение эффективности управления производственной инфраструктурой и ее эксплуатации. В этом году мы вводим эту группу направлений в акселератор GreenTech Startup Booster.
Мы запускаем этот блок по просьбе наших индустриальных партнеров, понимая, что есть насущная потребность в поиске подобных решений. К этой группе относятся, в том числе, решения по оптимизации методов технического обслуживания и ремонта оборудования.
- А кто ваши партнеры, для кого делаются эти проекты?
- В прошлые годы партнерами нашего акселератора были такие компании, как «Северсталь», «Газпром нефть», «Татнефть», «НЛМК», «СИБУР», «Норникель», «Уралхим Инновация» и некоторые другие. Каждый год интерес к этой программе проявляют все новые и новые партнеры. В этом году запустить акселератор планируется в августе. Сейчас прорабатываются технологические запросы, тематики и задачи.
- Приведите примеры реализованных проектов.
- Среди проектов, которые вызвали самый высокий интерес у промышленников, выделяется Simple Company – российский разработчик программного обеспечения для управления надежностью. Это цифровая платформа, позволяющая собирать данные о состоянии оборудования, анализировать их при помощи наиболее современных риск-ориентированных методов, таких как RBI, и формировать рекомендации для наиболее эффективного обслуживания той или иной единицы оборудования.
Компания весьма молода. Она существует менее двух лет, но уже показала очень хорошие темпы роста. Ее выручка за первые полтора года превысила 100 миллионов рублей. У нее уже есть ряд заказов от крупных промышленных компаний.
Еще один пример (из другой технологической области) — компания «Куппер». Это российский разработчик и производитель смазочных материалов и моторных масел, содержащих ионы меди. Решения компании позволяют снизить энергозатраты на функционирование промышленной техники и промышленного оборудования, но это не единственное их преимущество. Поскольку в состав смазочного материала входят ионы меди, поверхности ключевых механизмов постоянно восстанавливаются, что обеспечивает увеличение срока службы оборудования.
Еще один пример российского разработчика — сибирская компания «Атекс», которая создает взрывозащищенное оборудование для горнодобывающей отрасли на основе технологий пневматики и гидравлики. Она выпускает пневмодрели, пневмотали и другое оборудование, которое очень надежно в использовании благодаря собственным инженерным решениям разработчика и обеспечивает полную безопасность работы в условиях высокой запыленности на угольных шахтах.
Маргарита Моржакова для Mashnews