25 декабря 2023 14:31
читать 12 минут

Спрос на промышленных дизайнеров вырос. Они повышают производительность труда

Рост отечественного производства вызвал у предприятий всплеск интереса к услугам российских промышленных дизайнеров. От них зависит и производительность труда, рассказала в интервью Mashnews Татьяна Монина, профессор, заведующая кафедрой промышленного дизайна Российского государственного художественно-промышленного университета имени С.Г. Строганова.

  • Татьяна Монина - в 1995 году окончила Московский государственный художественно-промышленный университет имени С. Г. Строганова (РГХПУ) по специальности «дизайнер». Прошла курс Academy of Design в Милане. Кандидат искусствоведения. Преподает проектирование на факультете «Дизайн» РГХПУ.  Член Международного художественного фонда, Международной ассоциации «Союз дизайнеров». Почетный работник сферы образования РФ.

 

Оборудование должно вызывать положительные эмоции

- Насколько для промпредприятий важен дизайн? Для потребительских товаров вроде смартфона или автомобиля — понятно, для чего он нужен. А на производстве?

- То же самое — для того, чтобы обеспечить эффективность работы и комфорт человеку. Дизайн всегда ориентирован на человека. Везде, где есть хоть какое-то соприкосновение с человеком, важна эргономика, то есть то, как окружающая среда, предметы приспособлены к потребностям человека. Идет ли речь идет о станках и инструментах или об управлении самолетом, автомобилем — разницы нет, потому что человек всегда одинаков. У него всего плюс-минус два глаза, две руки и две ноги.

На производстве задача дизайнера — сделать так, чтобы все, что имеет визуальное, логистическое соприкосновение с человеком, было удобным. Это позволяет, например, сократить время, которое требуется человеку на взаимодействие с тем или иным предметом. А значит, повысить производительность труда.

Плюс не стоит забывать об эмоциях: от того, насколько комфортно человеку на его рабочем месте, напрямую зависит его отдача. Значит, инструменты и оборудование необходимо разрабатывать таким образом, чтобы они вызывали положительные эмоции.

- На каком этапе к разработке продукта подключается дизайнер?

- Общего правила нет. Бывает - с самого начала возникновения идеи, бывает — уже в процессе проектирования. Зависит от заказчика и нюансов проекта — идет речь о создании нового объекта или об усовершенствовании конкретной детали.

Например, если разрабатывается новый фрезерный станок, то для начала ставится задача: он должен обрабатывать детали. А вот задача дизайнера — сделать этот станок удобным для работы человека на нем. В идеале дизайнеру стоит с самого начала быть членом команды разработчиков, так как создание такого продукта — это командный процесс. Иногда дизайнер может найти и решить проблему, которая не решена конструктором.

Проект роботизированной системы помощи инвалидам в аэропортах / РГХПУ

От ракет до банкоматов

- Многие российские предприятия привыкли ориентироваться на импорт. В комплекте они получали уже продуманный зарубежными производителями дизайн. За последние два года ситуация изменилась. Вырос в связи с этим спрос на услуги отечественных промышленных дизайнеров?

- Да, произошли колоссальные изменения. Инвестировать стали в отечественную продукцию, и потребовалось наше образование. В наш университет на кафедру «Промышленный дизайн» стали все чаще обращаться представители самых разных отраслей — от производителей сантехники до «Роскосмоса».

В этом году мы сделали для него четыре дипломных проекта. С февраля этого года студенты Строгановки по заданию «Роскосмоса» и РКК «Энергия» работали над проектом интерьера базового модуля Российской орбитальной станции. Ребята создали проекты командного центра станции, жилой зоны, зоны визуальных наблюдений, а также элементов служебных систем.

Это был масштабный подобный опыт у «Роскосмоса», да и у нас тоже. Причем это не просто некие отвлеченные эскизы — наработки наших ребят уже включены в проект станции. Работа продолжается сейчас - уже и после защиты дипломов.Проект интерьера базового модуля Российской орбитальной станции / Роскосмос- Осенью ваши студенты участвовали в хакатоне банка ВТБ на создание инновационного банкомата. Это тоже связано с отечественным производством?

- Безусловно. ВТБ и другие масштабные предприятия нашей страны проводят ежегодные хакатоны, связанные с промышленным дизайном и с IT-технологиями. В этом году одной из задач была разработка инновационного банкомата. Наша промышленность столкнулась с необходимостью производить этот вид продукции, значит, нужны дизайнерские решения.

Мы сотрудничаем и с коллегами из других вузов, они также отмечают рост интереса к услугам промышленных дизайнеров. Например, в декабре прошлого года вместе с Московским физико-техническим институтом начали совместный проект по разработке робота. Он представляет собой экспериментальную платформу для изучения и отладки процессов автоматизации. Это машинное зрение, работа манипулятора, позиционирование робота в пространстве.

Кроме того, различные предприятия проводят с нашими студентами мозговые штурмы разного рода: предприятиям это дает креативные идеи. Другие вузы тоже стали теснее работать с производителями. Так, в этом году студенты Московского инженерно-физического института разработали дизайн детали для автомобиля Omoda C5, который выпускает китайская компания Chery.

Впрочем, у роста спроса на продукцию отечественного производства есть и обратная сторона для нас: некоторые предприятия настолько загружены заказами, что у них нет возможности работать со студентами. Например, один из наших давних партнеров, производитель медоборудования, раньше из-за высокой конкуренции очень много внимания уделял дизайну, нашим совместным проектам. Сейчас потребность в его продукции выросла, конкуренции немного — и он пока приостановил сотрудничество со студентами. Но это, я уверена, временно.

Решения для базового модуля Российской орбитальной станции / Роскосмос

Сейчас время экспериментов

- Отличается ли российская школа промышленного дизайна от западной?

- Я много лет, еще в 2010-х, занималась международными связями. Например, неоднократно мы со студентами ездили в Италию, посетили более 15 производств, знакомились с системой преподавания в шести вузах. Какой вывод я сделала? По образованию мы говорим абсолютно на одном языке. Есть нюансы: например, академическая школа у нас сильнее, а за рубежом — активнее маркетинговая направленность.

Раньше зарубежные студенты еще на этапе обучения были очень включены в сотрудничество с предприятиями, они уже знали, на какие производства, в какие конкретные компании они пойдут работать. Это большой плюс, так как такая практическая нацеленность очень мотивирует ребят. У наших студентов такой определенности тогда не было. Сейчас эта тенденция наблюдается и у нас: мы выстраиваем очень много связей с предприятиями, они стали более заинтересованы в таком сотрудничестве, так как стремятся получить квалифицированных молодых специалистов.

- Теперь, в связи с санкциями, не удается поддерживать эти международные связи?

- Мы продолжаем общаться с коллегами из-за рубежа, хотя, конечно, эти процессы менее масштабные, и о них стараются меньше говорить. Но мы не останавливаем обмен профессиональной информацией, потому что невозможно учиться и создавать качественные продукты в замкнутом мире. Конкуренция очень важна, мы обязательно смотрим, что есть за рубежом.

- Какие последние тренды сейчас есть в области промышленного дизайна?

- Прежде всего все, что связано с цифровыми технологиями. Каждые два-три года происходят ощутимые изменения, и они существенно отражаются в дизайне. Скажем, приходится учитывать роботизацию.

- Наверное, комфортные условия работы для роботов выглядят не так, как для человека?

- Это заблуждение. Даже на роботизированном производстве присутствует человек. Вопрос в том, насколько велико его участие в тех или иных процессах. Одно дело, когда человек утром, грубо говоря, зарядил агрегат, поставил и ушел, другое — когда он работает совместно и одновременно с роботом. Вот, к примеру, с роботом-пылесосом мы живем уже дружной семьей.

Так же и на предприятии: в любом случае оборудование и инструменты должны быть спроектированы так, чтобы учитывать более широкие возможности роботов, но при этом быть комфортными для работы человека. Это очень сложная задача, тем более что сейчас новые технологии дают нам массу возможностей, которыми мы иной раз даже не можем еще воспользоваться в полной мере. Скажем, те же цифровые методы проектирования, использование искусственного интеллекта — мы еще только начинаем понимать, как и для каких целей можно их применять. Тут огромное поле возможностей, поэтому сейчас время экспериментов.

Робот совместной разработки МФТИ и РГХПУ

- Вырос ли интерес к промышленному дизайну у абитуриентов?

- Да, ребята стали намного больше интересоваться этой областью. Например, у нас на кафедре 23 бюджетных места на этой специальности, а в этом году на первый курс пришли 36 человек. Конечно, тут есть и результат многолетней работы нашей кафедры: мы занимались привлечением абитуриентов. Но и интерес у ребят тоже растет.

- Чем они хотят заниматься?

- На начальном этапе у большинства ребят никакой определенности нет. Все зависит от того, с чем они столкнутся в процессе обучения. Одни примут участие в проектах «Роскосмоса», и эта сфера их привлечет, а другие будут делать интересные светильники. Одна наша студентка выиграла конкурс по разработке дизайна светильников, и ее работодатель — организатор конкурса — забрал к себе работать.

Некоторые бывшие студенты приводят к нам компании, в которых они работают. Например, двое наших выпускников создали фирму, которая занимается выставочными проектами, и теперь они являются нашими заказчиками и работодателями. Это одна из крупнейших компаний выставочного оборудования в России.

Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
Cпециальный корреспондент
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!