07 марта 2025 17:57
читать 6 минут

Спрос на автомобили Xcite, которые выпускают в Петербурге на бывшем заводе Nissan, продолжает падать

Если в 2024 г. ежемесячные продажи доходили до 1000 машин, то в феврале 2025 г. по всей стране было зарегистрировано лишь 414 реализованных машин. В январе этот показатель составлял 480 авто, следует из данных «Автостат инфо».

Иллюстративное фото: xcite21.ru

С 27 мая 2024 г., когда начались продажи автомобилей Xcite X-Cross 7, в России начался постепенный рост спроса на них, пишет издание «Ведомости Северо-Запад». Так, в мае прошлого года было зарегистрировано 22 автомобиля, в июне – 444, в июле – 742, в августе – 845, в сентябре – 1017, в октябре – 1061. В конце года началось постепенное снижение продаж несмотря на то, что линейка бренда расширилась новым кроссовером X-Cross 8, в ноябре уже было зарегистрировано 711 машин, а в декабре – 691. В 2025 году падение продолжилось. 

Всего за январь-февраль 2025 г. в России было зарегистрировано 894 автомобиля петербургского бренда. При этом общее число продаж новых машин в стране достигло 76 348, таким образом, на долю Xcite пришлось лишь около 1% доли авторынка.

Наибольший объем продаж за первые два месяца пришелся на регионы Приволжского федерального округа – 269 зарегистрированных машины Xcite, Центрального ФО – 262, следом идет Северо-Западный ФО – 111 машин, Южный ФО – 95, Уральский ФО – 80, Северо-Кавказский ФО – 40. При этом в регионах Сибирского и Дальневосточного ФО Xcite не вошел даже в топ-30 продаваемых марок.

Всего с начала производства и продажи машин бренда в 2024 г. было зарегистрировано 5533 автомобиля Xcite, а с учетом первых двух месяцев 2025 г. эта цифра достигла 6427 единиц. Как сообщали в пресс-службе предприятия в январе 2025 г., за прошлый год было собрано около 20 000 автомобилей (при изначальных планах в 25 000 штук). 

По данным источников «Ведомостей», реальное производство в прошлом году составило 16 500 машин. Таким образом, до сих пор нераспроданными остаются свыше 10 000 автомобилей. При этом источники издания указывали, что на 2025 г. завод запланировал выпуск около 6500 автомобилей Xcite. В пресс-службе предприятия отказались комментировать информацию об объеме продаж за прошлый год и планах по производству на текущий.

Издание напомнило, что автоконцерн Nissan продал завод в Санкт-Петербурге с правом обратного опциона на выкуп в течение шести лет. Японская компания выпускала там внедорожники X-Trail, Qashqai и Murano с общим объемом производства 45 000 в год. После ее ухода завод в 2023 г. сначала перешел в собственность «АвтоВАЗа», компания безуспешно пыталась производить там китайский кроссовер FAW Bestune T77 под брендом Lada X-Cross 5. В итоге «АвтоВАЗ» вернул предприятие в госсобственность. Затем было зарегистрировано юрлицо «Автозавод Санкт-Петербург». С 2024 г. на бывшей площадке Nissan начали производить сначала X-Cross 7, а позже – X-Cross 8, фактически речь идет о сборке машин Chery Tiggo 7 Pro и Tiggo 8 Pro.

Опрошенные «Ведомостями» эксперты считают, что «Автозавод Санкт-Петербурга» не смог выиграть конкуренцию у других китайских производителей в сегменте кроссоверов и объяснить покупателю, почему необходимо выбрать абсолютно новый бренд. Эксперт автомобильного рынка Денис Гаврилов пояснил, что новый автомобиль вышел на высоко конкурентный сегмент авторынка с учетом того, но при этом покупателям остались доступны модели Chery Tiggo 7 Pro и Tiggo 8 Pro.

По словам эксперта, продажи машин столкнулись и с объективными факторами – высокая ставка ЦБ России. 

«Высокая ставка ЦБ тоже сыграла в минус для марки, хотя производитель и разработал собственные программы кредитования», – прокомментировал Гаврилов.

Он также указал на то, что дилеры начали снижать стоимость автомобиля, чтобы привлечь покупателей. Так, на официальном сайте стоимость X-Cross 7 и X-Cross 8 начинается от 2,19 млн руб. и 2,69 млн руб. соответственно с учетом сдачи автомобиля в трейд-ин или покупки его в кредит. В ряде дилерских центрах с учетом этих же скидок машины предлагают за гораздо меньшую сумму. Например, на X-Cross 7 в Петербурге цена начинается от 1,8 млн руб.

Генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров считает, что на невысокие продажи кроссовера также повлияла не очень удачная маркетинговая кампания. 

«Фактически, серьезной маркетинговой поддержки бренда так и не увидели, при этом кроссоверы продавали в салонах Lada, где целевая аудитория рассчитывает приобрести машину по более скромным ценам и с понятной для всех репутацией», – рассказал он.

Гаврилов добавил, что корпоративные продажи не подстегнули спрос на Xcite. Хотя Минпромторг включил бренд в перечень рекомендуемых к покупке по 44-ФЗ, т.е. закупки для госучреждений и органов власти, а также отдельных категорий юрлиц. «Так как марка не показывает широкой аудитории свою перспективу, высока вероятность, что в течение какого-то обозримого будущего она уйдет с рынка. Другой сценарий пока не просматривается», – прогнозирует эксперт.

Теги:
Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!