СПИК СПИКу рознь: «АвтоВАЗ» хочет стать монополистом на рынке такси
Сразу после публикации Минпромторгом списка машин, которые будут допущены к работе в такси, в Тольятти поспешили заявить, что готовы обеспечить таксопарки необходимым объемом автомобилей. Между тем, новый закон, вступающий в силу с марта следующего года, может полностью разрушить отечественный автопром – кроме «АвтоВАЗа».

«Аура» вместо «Мерседеса»
1 октября Минпромторг опубликовал список автомобилей, которые отвечают критериям, изложенным в законе о локализации такси. В него вошли все модели Lada (включая «Ниву»), UAZ Patriot и UAZ Hunter, один минивэн Sollers, пять моделей Evolute, три модели Voyah и четыре «Москвича». «АвтоВАЗ» отреагировал молниеносно: буквально на следующий день в Тольятти заявили о том, что готовы обеспечить таксопарки таким количеством новых автомобилей, которое им понадобится. «Производственный план 2026-го и последующих годов может быть скорректирован на любой объем, необходимый отрасли такси, вплоть до дополнительных 100-200 тыс. автомобилей», - сообщила 2 октября пресс-служба Минтранспорта.
Значит ли это, что закон в первую очередь пролоббировали именно в Тольятти? Точного ответа мы не узнаем, возможно, никогда, но эксперты сходятся в одном: все потребности перевозчиков «АвтоВАЗ» удовлетворить при всем желании не сможет.
«Lada Granta не имеет автоматической коробки передач даже как опции, что делает крайне неудобной ее эксплуатацию в крупных городах. У Lada Vesta в старших комплектациях появляются и вариатор, и кондиционер, но цена переваливает за 2 млн рублей. Надо понимать, что «Веста» в чистом виде подходит под требования тарифа «Эконом», что при ее стоимости делает эксплуатацию не слишком выгодной. A Lada Aura – это удлиненная «Веста», максимум тариф «Комфорт», даже климат-контроля там нет, что также ставит под вопрос ее пригодность для «Комфорт +». Окупаемость для бизнеса под вопросом», - так комментируют вазовскую выборку в Национальном автомобильном союзе (НАС).
Главный редактор Quto.ru (входит в Rambler&Co) согласен с коллегами: «АвтоВАЗ» никаким образом не закроет класс premier или класс elite. Можно, конечно, попробовать натянуть сову на глобус и «Ауру» поставить в «бизнес», но люди, которые сейчас ездят на автомобилях этого класса в такси, они даже от Hongqi отказываются, отменяют заказы и дожидаются своих «Мерседесов», «БМВ» и прочих «Ауди». Закрыть потребности таксопарков «АвтоВАЗ» может в ряде регионов, желательно тех, что победнее, и где нет автомобилей выше класса «комфорт».
При этом тольяттинцам желательно предложить перевозчикам льготные условия покупки, уверен Ракитин.
«Чтобы водитель не умирал к концу рабочего дня, должен быть автомобиль с вариатором. У «Гранты» его нет, у «Искры» и «Весты» есть. Но это машины недешевые, скажем прямо. Поэтому здесь нужно, чтобы «АвтоВАЗ» предложил льготную программу кредитования или лизинга», - полагает эксперт.
Ни скидок, ни выбора
А как быть со списком Минпромторга в целом? Он вызывает слишком много вопросов. Например, как там могли оказаться совершенно неприспособленные ни к городу, ни к работе в такси УАЗы? Аналогично – с «Нивами».
«Появление их в этом списке – либо чья-то плохая шутка, либо полное непонимание того, как люди живут, и как они пользуются такси. Понятное дело, что ни «Хантер», ни «Патриот» никоим образом не подходят для этой части сферы обслуживания. Исключительно, если это труднодоступные места, но там вряд ли люди пользуются агрегаторами», - говорит Максим Ракитин.
На этом странность списка не заканчивается. В него попали три модели Voyah, локализация производства которых стремится к нулю, но не попал тульский Haval. А остальные участники – не из лучших. «Москвич» не отличается надежностью, что уже показала эксплуатация «3-й» модели (проблемы с коробкой передач и мультимедийной системой, плюс дорогостоящее обслуживание), а электрические Evolute не смогут массово заменить собой бензиновые авто. «Недостаток зарядных станций, медленная зарядка с очередями, отсутствие стандартов на станциях (разные типы разъемов и протоколов), в холодное время обогрев съедает 30-40% заряда батареи, сокращая дальность хода и, как следствие, время работы автомобиля, - перечисляют причины в НАС. - Да и стоимость зарядки и на публичных станциях, и при создании собственных зарядных станций будет сравнима по цене с пропаном и дороже метана, незначительно дешевле бензина».
Многое также упирается в стоимость самого автомобиля.
«На региональных рынках машины дороже 1,5 млн рублей практически не окупаются. Три четверти моделей в списке уже только по этому критерию не соответствуют потребностям отрасли», - утверждают в пресс-службе агрегатора «Максим».
Есть проблемы и сугубо географические. «Сейчас совершенно не просматривается перспектива для Дальнего Востока. Например, в Хабаровске доля отечественных машин составляет 0,6%, во Владивостоке – 0,3%. Дальневосточный рынок исторически ориентирован на японские автомобили, зависимость от них критическая. Автопроизводителям придется фактически с нуля строить в регионах Дальнего Востока инфраструктуру для продажи и обслуживания отечественных автомобилей: открывать дилерские сети, создавать склады запчастей, развивать сервис. Учитывая сложную логистику доставки машин и комплектующих из центральной России, итоговая цена автомобиля для перевозчиков окажется заметно выше, чем в европейской части страны», - отмечают в «Максиме».
Надежда в этом случае только на упомянутые главредом Quto.ru скидки и льготные программы. Но 2 октября в Тольятти рассказали, что свою ценовую политику «АвтоВАЗ» пересматривать не планирует, приведя собственную статистику: по мнению вазовцев, стоимость владения «Ладой» на 30% ниже стоимости владения любой иномарки.
СПИК 2.0
Итак, за «эконом» будет отвечать «Гранта», «Искра» и «Веста», за «комфорт» - «Москвич 8», за «бизнес» - сверхдорогая Voyah. По сути, таксопаркам выбирать будет просто не из чего. А где же тульский Haval, максимально, между прочим, локализованный?
Дело в том, объясняет Максим Ракитин, что у нас невероятным образом появилось сразу два вида СПИКов. Первый предполагал большое количество баллов локализации, второй (который так и называют – «СПИК 2.0») – минимальное. Поэтому Voyah, заключив инвестиционный контракт недавно, оказалась проходной, а Haval, проделавший ту же процедуру сильно ранее, – не проходным.
Впрочем, в Минпромторге указывают, что список будет дополняться, и в нем обязательно появятся и Haval, и выпускающийся в Калуге Tenet, а также ряд моделей калининградского «Автотора».
Но самое важное заключается не в том, каким производителям повезет, и каким не повезет, а в том, что налицо глобальный передел рынка, который окажет колоссальное влияние как на экономику, так и на автомобильную промышленность, указывают в Национальном автомобильном союзе.
«Огромная отрасль с миллионом занятых (таксистов – прим. ред.) начнет уходить в тень, что больно ударит по доходам бюджета. Напомню оценку Высшей школы экономики – бюджет потеряет 350 млрд рублей за три года после вступления в силу этих жестких правил», - говорит вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин.
Это может сыграть против самого Минпромторга, в котором надеются на массовый перезапуск отечественных автозаводов, и против отраслевой промышленности в целом: китайские производители могут задаться вопросом, какие ограничения будут введены следующими, как это отразится на их бизнесе – и есть ли вообще смысл инвестировать в Россию. В результате и правда может остаться один «АвтоВАЗ», а Lada Aura заменит собой весь бизнес-класс, причем не только в такси.