24 июня 2025 17:02
читать 14 минут

СПГ уйдет под лед: подводные газовозы могут появиться в Арктике после 2030 года

Подводные газовозы смогут курсировать по Северному морскому пути круглый год и перевозить грузы более скрытно. Но строительство одной подводной лодки для СПГ требует не менее пяти лет и сотни миллионов долларов.


На Северном морском пути (СМП) могут запустить подводные атомные газовозы – проект такого судна сегодня разрабатывает Курчатовский институт. Об этом на прошлой неделе сообщил министр транспорта РФ Роман Старовойт. У России все шансы стать пионером в данном направлении, считают эксперты, однако до реального воплощения идеи в жизнь пока далеко. Даже если будет выделено финансирование (а для этого нужно еще доказать экономическую целесообразность и техническую выполнимость проекта!), то на строительство пилотного газовоза уйдет пять – семь лет. В то же время появление таких транспортных средств способно совершить революцию в морских перевозках углеводородов.

Специальной инфраструктуры не потребуется

О планах России по созданию подводного флота для перевозок сжиженного природного газа (СПГ) в Арктике известно не первый год. Конструкторское бюро «Малахит», специализирующееся на разработке подводных лодок, занималось проектом такого судна с 2018 года, а осенью 2024-го Президент НИЦ «Курчатовский институт» Михаил Ковальчук презентовал проект «Пилигрим» на Петербургском международном газовом форуме. В ноябре того же года он сообщил о заключении договора с «Газпромом» на разработку подводного атомного газовоза.

«Буквально на днях мы заключили договор с «Газпромом» на начало работ, на проработку проекта, технического задания. У нас есть стандартные материалы и изделия, которые не надо заново разрабатывать: металл для корпусов, блоки электродвижения, реакторы. По сути – это будет подводный подвижный газопровод», - рассказал тогда Михаил Ковальчук РИА «Новости».

В конце февраля 2025 года президент России Владимир Путин на Форуме будущих технологий напомнил об этой работе и отметил, что компании «Газпром» и «Новатэк» (потенциальные интересанты проекта) считают появление подводных газовозов «возможным и рентабельным».

Такие суда действительно нужны России, как ни одной другой стране мира. Около 90% российского газа добывается в Арктике, здесь же построены крупнейшие заводы сжижения газа – «Ямал СПГ» и «Арктик СПГ 2». А с учетом планов по наращиванию производства СПГ с нынешних 34,7 млн тонн до 100 млн тонн к 2030 году, подводная перевозка углеводородов может стать хорошим подспорьем.  8-9 месяцев в году Северный морской путь скован льдами, и традиционным газовозам требуется ледокольная проводка, это замедляет и удорожает процесс транспортировки СПГ.

«С точки зрения развития арктической зоны подводный флот имеет достаточно большой потенциал, потому что в этом случае мы уходим от ледоколов арктического класса, прежде всего атомных, потому что их создание и наращивание их объема при большом грузообороте – это достаточно непростая задача», - прокомментировал Mashnews президент Национальной ассоциации СПГ Павел Сарафанников.

Есть и другой аспект – политический, связанный с усилением давления на Россию западных стран.

«Мы прекрасно понимаем, что уровень скрытности будет необходимо только увеличивать, потому что сегодняшняя международная система отслеживания судов не позволяет нам скрытно формировать собственные пути доставки углеводородов до потребителя. А подводный флот способен решить эту задачу, так как он не находится в поле зрения мировых систем связи», - пояснил глава Ассоциации.

Подводные перевозки СПГ не потребуют создания специальной дорогостоящей инфраструктуры, отметили собеседники Mashnews. Максимум, что предстоит сделать – выполнить дноуглубительные работы в припортовых зонах. По задумке проектировщиков, судно будет передвигаться на глубинах 100-150 метров с возможностью движения над водой.

«Очень важно, чтобы технологии отгрузки и загрузки на подводные транспортные средства были унифицированы с уже имеющимися решениями. То есть такое судно должно стыковаться с терминалами отгрузки и регазификации таким же способом, как и обычные СПГ-танкеры. С этой точки зрения какая-то особенная инфраструктура для эксплуатации не нужна», - пояснил Mashnews профессор Высшей школы производственного менеджмента СПбПУ Петра Великого, доктор экономических наук Алексей Фадеев.

При этом нужно обеспечить безопасность таких транспортировок, чтобы не нанести вреда хрупкой экосистеме Арктики.  

«Да, СПГ – это, конечно, не нефть, но все-таки судно будет находиться подо льдом. И мы должны понимать степень ответственности. В этой связи необходимо глобальное развитие инфраструктуры на трассе СМП: это системы связи, создание центров аварийного реагирования и спасения на воде – в целом, это общие задачи, которые решаются и так», - отметил собеседник Mashnews.

Кто сможет построить гигантский газовоз

Заявленные характеристики будущего подводного газовоза впечатляют – он сможет на большой глубине и довольно высокой скорости (до 17 узлов) перевозить более 100 тыс. тонн СПГ за рейс. В России таких гигантских подводных лодок никогда не строили, и вопрос, кому вообще под силу эта задача, звучит не праздно. 

«Здесь пока даже не идет речь об экономике, а вопрос в самой реализуемости идеи с технической точки зрения. Потому что, если верить параметрам, предполагаемая длина этого судна (более 300 метров) в два раза превышает наиболее длинные подводные лодки, которые сейчас в России строятся. При этом есть довольно жесткие ограничения по осадке, по ширине, и большие ограничения, связанные с СПГ как грузом, потому что он требует специальных двойных стенок, которые будут выдерживать давление воды и удерживать газ. И это, скорее всего, негативно будет влиять на полезную грузоподъемность», - предупредил директор по исследованиям Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев.

Он напомнил, что в России нет собственных мембранных технологий хранения СПГ даже для надводного флота, а требования к подводным судам будут еще жестче. 

В Национальной ассоциации СПГ считают, что у России как раз сейчас появился шанс «догнать и перегнать» мировых лидеров в этом направлении.

«Мы же сегодня, в основном, делаем реинжиниринг, то есть копируем решения. А собственных инновационных разработок, к сожалению, у нас не так много. Подводный газовоз может стать тем самым инновационным решением, которое задаст совершенно другой тренд в перевозке углеводородов», - подчеркнул Павел Сарафанников.

В то же время Россия всегда умела строить подводные лодки – некоторые успешно служат еще с советского периода, и этот опыт точно пригодится в реализации нового проекта, считает Алексей Фадеев. Прежде всего, этой работой могут заняться предприятия оборонно-промышленного комплекса, которые и сейчас строят подводные лодки.

«Кроме того, можно привлечь заводы гражданского судостроения, такие как дальневосточный ССК «Звезда». Или, например, Центр строительства крупнотоннажных морских сооружений ЦСКМС в Мурманске – он производит модули для СПГ-заводов, но мощности существуют, и теоретически это можно сделать», - добавил эксперт.

Дорого, но перспективно

Как бы ни был интересен проект подводного газовоза с технологической точки зрения, главный вопрос – в экономике. Если строить и эксплуатировать такие суда будет дороже, чем традиционные танкеры, никто этого делать не станет.

«В СПГ есть своя цена, которая ограничивает предельные транспортные издержки. Если эти издержки будут превышены, никто не будет связываться с такого рода транспортом, даже несмотря на его преимущества, первое из которых – в том, что он избавляет Россию от необходимости создания и поддержания флота надводных газовозов арктического класса, с которыми у нас сейчас очень большие проблемы в части импортозамещения», - объясняет Алексей Белогорьев.

Оценить возможную стоимость будущего газовоза, не видя конструкторской документации, пока сложно – можно только предполагать, говорит Алексей Фадеев. По его мнению, подводная лодка может быть сопоставима по цене с арктическими танкерами типа «Кристоф де Маржери», который был разработан для проекта «Ямал СПГ». 

«Стоимость судов такого класса начинается от 500 млн долларов за единицу. С одной стороны, в чем-то конструктивно подводный газовоз может быть сложнее, потому что никто никогда не делал такие суда, с другой стороны – требования к той же стали могут быть менее жесткими, потому что этому газовозу не придется выполнять роль ледокола», - пояснил эксперт.

Нет пока никакой конкретики и в сроках.  Как рассказал Павел Сарафанников, сейчас проект – на стадии подготовки технико-экономического обоснования. Только после этого будет приниматься решение о том, будет ли он реализован на практике.

«Думаю, что этот год еще точно уйдет на расчеты. Решение о реализации проекта будет принято не раньше 2026 года. Дальше должно быть выделено финансирование. Если проект стартует с 2027-го года, даже при самых положительных прогнозах строительство пилотного судна продлится не менее пяти лет», - говорит глава Национальной ассоциации СПГ.

Формирование полноценного флота подводных газовозов – еще более далекая перспектива.

«Если мы потенциально можем рассчитывать на появление первых подобных решений за горизонтом 2030 года, то за горизонтом 2040-го, после примерно десятилетней эксплуатации, которая должна подтвердить эффективность данных решений, подводные суда могут взять на себя около 10% от общего объема перевозок СПГ в России», - прогнозирует Алексей Фадеев.

По его словам, наличие даже пяти подводных газовозов уже позволит говорить о том, что такой флот в стране сформирован.

Однако многие эксперты относятся к идее создания подводного СПГ-флота скептически и не верят в ее жизнеспособность.

«Как любая революционная научно-техническая идея, проект выглядит крайне заманчивым, но и - как многие такие идеи - он имеет довольно низкие шансы на реализацию», - считает Алексей Белогорьев.

По его мнению, гораздо логичнее было бы сосредоточить усилия на импортозамещении надводного флота – создавая собственные решения по примеру имеющихся западных технологий, улучшая их и совершенствуя.

В Национальной ассоциации СПГ считают, что можно осваивать параллельно оба направления – «одно другому не мешает». И надводные, и подводные решения для перевозки СПГ будут востребованы, тем более, что многие страны все чаще предпочитают сжиженный газ трубопроводному.

«Рынок природного газа – это самая перспективная ниша среди углеводородов на ближайшие 100 лет. И все более востребованными будут именно мобильные решения, позволяющие быстро и с наименьшими рисками перевозить газ на большие расстояния», - подчеркнул Павел Сарафанников.

По его словам, не исключено, что со временем мировой СПГ-флот будет «уходить под воду», что глобально изменит рынок перевозок. А Россия может стать безусловным лидером в этой сфере.

Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!