Совладельцы делят аккумуляторный завод в Саратове
Крупнейший в РФ саратовский завод по выпуску щелочных аккумуляторов, признанный несостоятельным в начале октября, может подписать мировое соглашение с кредиторами. Одновременно за актив борются структуры Уральской горно-металлургической компании, «Трансмашхолдинга» и бывшие владельцы.
Умножение кредиторов
В повестке собрания кредиторов ООО «Завод автономных источников тока» (ООО «ЗАИТ») — вопрос о заключении мирового соглашения с кредиторами, а также о наделении конкурсного управляющего широким кругом полномочий по управлению заводом. Инициатор проведения собрания — совладелица ООО «ЗАИТ» Валентина Бондарева, которой принадлежит 50% долей компании, остальное — у входящего в «Трансмашхолдинг» ООО «ТМХ-Энергетические решения». Собрание назначено на 30 октября.
Несмотря на признание банкротом, завод продолжает выпускать продукцию. Валентина Бондарева предлагает разрешить управляющему принимать и увольнять сотрудников, вести производственную деятельность, заключать договоры на поставку сырья и продажу продукции.
Судя по событиям банкротного процесса, Бондарева опасается, что кредиторы могут помешать этим намерениям. До недавнего времени главным кредитором ООО «ЗАИТ» было одноименное ПАО: ему принадлежали права требования на 710,8 млн рублей — почти 71,1% всего реестра требований кредиторов.
В августе 2023 года ПАО уступило свои требования двум компаниям: АО «Уралэлектромедь», принадлежащее Уральской горно-металлургической компании (УГМК), получило право требовать 450 млн рублей, а остальные 260,78 млн достались ООО «Трансэнергопром».
Бондарева пыталась отменить эту сделку, но проиграла (17 октября апелляционный суд поддержал определение первой инстанции). Так что теперь 52,321% голосов на собрании кредиторов ООО «ЗАИТ» — за структурой УГМК (данная доля указана в протоколе собрания кредиторов от 18.09.2023).
Остроты этому противостоянию придает то, что у ТМХ и УГМК общие конечные бенефициары. Так, контролирующими бенефициарами обеих компаний до недавнего времени были Искандер Махмудов и Андрей Бокарев, в связи с антироссийскими санкциями они в 2022-2023 годах официально вышли из числа акционеров и покинули руководящие посты в ТМХ и УГМК.
В ООО «ЗАИТ» на запрос MASHNEWS ответили, что завод «осуществляет производственную деятельность в обычном режиме». «Вопросы переговоров между собственниками, кредиторами и конкурсным управляющим находятся вне компетенций отдела. О принятых решениях мы сообщим», — заявила Диана Садвакасова, руководитель направления внешних связей и стратегических коммуникаций завода.
Наследственная несостоятельность
Чтобы разобраться в запутанных родственных связях саратовского завода, нужно знать его историю. Он был создан в 1933 году, назывался то завод №195, то почтовый ящик № 88. В 1967 переименован в Саратовский завод щелочных аккумуляторов, в 1989-м - в Саратовский завод автономных источников тока.
В 1991-м его акционировали и до 2016 года он работал под названием ПАО «Завод автономных источников тока». Главным потребителем его продукции было ОАО «Российские железные дороги». По данным отчетности ПАО, предприятие в 2010-х занимало 80% рынка щелочных аккумуляторов в России.
В 2016 году завод заработал убыток 50,9 млн рублей при выручке 469 млн, перестал платить по обязательствам, и главный кредитор — «Инвестторгбанк» — потребовал признать его банкротом из-за долга 512,95 млн рублей.
В марте 2018-го на ПАО «ЗАИТ» введено конкурсное производство. К этому моменту контроль над 71% акций завода через четыре юрлица принадлежал предпринимательнице Валентине Бондаревой, до нее, в 2017-м, эти компании контролировал Александр Ежов.
Одновременно вокруг завода происходят следующие события: в 2014 году ПАО меняет адрес регистрации на Черкесск (Карачаево-Черкесия). Физически предприятие остается в Саратове, где в 2016 году Александр Ежов регистрирует ООО «ЗАИТ». Через год он уступает его Валентине Бондаревой, а та передает 50% долей структуре «Трансмашхолдинга» — ООО «ТД »Локотех«.
Поскольку ПАО юридически находится в Черкесске, то его банкротное дело рассматривает Арбитражный суд Карачаево-Черкесской республики.
В феврале 2018 года этот суд утвердил определение о правопреемстве: «Инвестторгбанк» уступил новоиспеченному ООО «ЗАИТ» свои требования в размере более 512,95 млн рублей. Другим определением за ООО был закреплен статус залогового кредитора: к ООО «ЗАИТ» перешли все производственные активы ПАО «ЗАИТ», которые были в залоге у «Инвестторгбанка» по кредитам, выданным в 2013-2014 годах.
В 2020 году ООО «ЗАИТ» за 30 млн рублей выкупило на торгах также и незаложенное имущество завода. Таким образом саратовский клон стал полным владельцем аккумуляторного предприятия.
В июле 2020 года ООО «ЗАИТ» уступило почти все свои требования к одноименному ПАО (380,2 млн из 513 млн рублей) созданному в декабре 2019-го московскому ООО «Специнвест». У самого ООО «ЗАИТ» на данный момент осталось только 27,4 млн рублей требований к ПАО.
Банкротство для оздоровления
Казалось бы, ситуация на предприятии выровнялась: оно загружено заказами, в сентябре 2022 года приказом Минпромторга РФ саратовский завод включен в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса. Выручка завода за 2021 год составила 1,49 млрд рублей.
Однако внезапно в октябре 2022 года ООО «ЗАИТ» подает на банкротство, указывая, что не может расплатиться с долгами, превышающими 1 млрд рублей. Ровно через год, 2 октября 2023-го, в компании введено конкурсное производство. За это решение на собрании кредиторов 18.09.2023 отдано 97,616% голосов. При этом Валентина Бондарева пыталась отложить собрание, предлагала рассчитаться с кредиторами, но ее никто не поддержал.
Руководство завода уверяет, что банкротство «не означает ликвидацию завода и увольнение работников». Положение более чем стабильно: за восемь месяцев 2023 года выпуск продукции вырос на 14%, а ТМХ «планирует ежегодно наращивать закупки продукции саратовского предприятия», сообщает ООО «ЗАИТ».
«Переход к конкурсному производству дает возможность полностью освободить предприятие от долгов. Основная сумма имеющейся на текущий момент задолженности является наследством, полученным от предыдущей управляющей организации, ПАО »ЗАИТ«. Это 730 млн рублей. Выплатить их без завершения процедуры банкротства или привлечения денег со стороны объективно невозможно», — считает гендиректор ООО «ЗАИТ» Станислав Егоров.
О том, что у завода нет иных проблем, кроме корпоративного конфликта, заявил на брифинге 17 октября и зампред правительства области — министр промышленности и энергетики Михаил Торгашин. Конфликт мешает заводу развиваться, привлекать инвестиции, наращивать клиентскую базу, но сейчас контрактов у ЗАИТ хватает, утверждает он.
Лучше подождать с миром
Количество голосов кредитора пропорционально количеству его требований, поясняет Людмила Хапугина, руководитель отдела финансово-экономических экспертиз консалтинговой компании «Аверта групп», судебный эксперт, аудитор. У крупных кредиторов больше возможностей влиять на конкурсный процесс. Мнение «Уралэлектромеди» в подавляющем большинстве случаев будет решающим. Поскольку кредиторы и ООО «ЗАИТ» не аффилированы, то кредиторы будут выступать «единым фронтом» по большинству вопросов, так как их основная цель совпадает, предполагает Людмила Хапугина.
Доли правопреемников по требованиям ПАО «ЗАИТ» велики, так что без их участия кворума на собрании не будет, комментирует Артем Комсюков, руководитель офиса юрфирмы «Арбитраж.ру».
Возможно, кредиторам имеет смысл воздержаться от утверждения мирового соглашения, поскольку оно предложено контролирующим должника лицом, отмечает Артем Комсюков. Тем более что сейчас идет проверка на предмет преднамеренного банкротства, которую Следственный комитет России начал нынешней зимой по ходатайству председателя совета директоров ООО «ЗАИТ» Александра Ежова. По его мнению, руководство завода и «ТМХ-Энергетические решения» целенаправленно формируют долги и создают условия для ликвидации компании.
В конце августа Валентина Бондарева попросила саратовскую прокуратуру проверить законность действий гендиректора ООО «ЗАИТ» Станислава Егорова. Он препятствует проведению аудита финансов предприятия и ведет к банкротству завод, который почти на 90% работает на оборонно-промышленный комплекс.
«Если будет установлено преднамеренное банкротство, то данные обстоятельства могут быть основанием для привлечения руководства и собственников к субсидиарной ответственности», — говорит Артем Комсюков.
Совладелица ООО «ЗАИТ» Валентина Бондарева не только пытается отменить правопреемство в деле о банкротстве, но и в отдельном деле оспаривает соглашения о переводе долга от 22.05.2023, на основании которых АО «Уралэлектромедь» и ООО «Трансэнергопром» приобрели права требования к ООО «ЗАИТ». Теоретически такой иск вполне может быть удовлетворен, что может впоследствии являться иным основанием оспаривания правопреемства, считает Елена Менде, адвокат, партнер коллегии адвокатов «Смоленка, 33».