Сосудам дают ГОСТы: на фоне массовых списаний цистерн вводятся новые стандарты
Вагоностроители начнут производить цистерны по новым ГОСТам. Выпущенные по новым правилам вагоны не заместят парк при нынешнем списании цистерн, но помогут подготовиться к следующему.

Ориентир для гильотины
1 сентября 2025 года утратят силу отраслевые стандарты (ОСТы), использовавшиеся при создании сосудов (котлов) вагонов-цистерн для перевозки концентрированной азотной кислоты, контейнеров-цистерн для СПГ. Именно на них в последние четыре года ориентировались производители вагонов-цистерн.
Сейчас вагоностроители разрабатывают новые ГОСТы, чтобы потом по ним же и выпускать продукцию. Так, 11 августа Объединение производителей железнодорожной техники (ОПЖТ) заявило о выпуске нового стандарта — для стальных сварных сосудов в вагонах-цистернах.
Разработала его компания, которая как раз и занимается выпуском вагонов-цистерн. Один ГОСТ по стальным сварным сосудам уже был, причем относительно новый — 2017 года выпуска. Однако он не распространялся на сосуды для нефтяных и химических продуктов. А в 2021 году для отрасли железнодорожного транспорта начала действовать «регуляторная гильотина». В ее рамках отменялись нормативы, на которые при разработке котлов вагонов-цистерн могли опираться проектировщики, изготовители и поставщики железнодорожной техники.
Часть требований нового ГОСТа выглядят очевидными. Например, указывается, что после сварки швы должны зачищаться от шлака, окалин и сварочных брызг, что в сварных соединениях не может быть трещин, подрезов, наплывов. Документ разрешает, но не обязывает производителей устанавливать приборы контроля, которые позволяют фиксировать уровень наполнения цистерны, концентрацию различных веществ (для газов), сигнализировать о переполнении или наоборот об опустошении цистерны.
Также ГОСТ позволяет производителям самим решить, какое может быть противогидроударное устройство (оно защищает цистерну от опрокидывания при ударах, самое простое противогидроударное устройство внешне напоминает волнорез). Включать или нет в конструкцию предохранительно-впускной клапан, и размещать ли его на котле, производитель вправе определять сам. Но если такое решение принято, то клапан должен быть такой конструкции, чтобы исключить хищение продукции из цистерны и попадание искр. А для котлов, в которых планируется перевозить воспламеняющиеся грузы, необходимо предусмотреть пламегаситель.
Новый ГОСТ вступит в силу в октябре 2026 года, тогда же при закупках подвижного состава заказчики смогут ссылаться на этот документ при размещении заявок на приобретение цистерн.
Как стало известно Mashnews, что сейчас разрабатывается ГОСТ взамен теряющих силу ОСТов по сосудам для азотной кислоты и СПГ. Первая его редакция уже готова, с июля 2025 года проходит ее публичное обсуждение на площадке ТК 045 «Железнодорожный транспорт». Утверждение планируется в середине 2027 года.
Длительный срок разработки — норма для отрасли. Например, уже утвержденный стандарт, к сосудам для нефтяных и химических продуктов разрабатывался с января 2023 года. По данным ОПЖТ, разработчик получил свыше 550 замечаний, их авторами стали представители РЖД, Объединенной вагонной компании, а также железнодорожного оператора «СГ-Транс».
Новые подходы к прочности
«Новый ГОСТ Р 72029-2025 формализует единые технические требования к котлам (сосудам) цистерн, повышая требования к прочности, герметичности, климатическому исполнению и документированию; в нем прямо указана возможность установки приборов контроля. Это типичная актуализация стандартов: приведение в соответствие с современными технологическими решениями, унификация требований для проектировщиков и изготовителей и улучшение безопасности/охраны окружающей среды», - пояснил Mashnews эксперт консалтинговой компании «Рельсы&Шпалы» Артем Ужанский.
Он подчеркнул, что ранее нормативы по отдельным элементам, касающимся, например, рабочего оборудования цистерн, запорной арматуры, уже содержали технические требования к элементам и испытаниям. «Но формальное и комплексное регулирование корпуса-котла с оговоркой о приборах контроля — новшество для отдельного национального ГОСТа на котлы», - подчеркнул Артем Ужанский.
«Думаю, что ключевой задачей стандарта является повышение безопасности, надежности и эксплуатационной долговечности вагонов-цистерн при перевозках различных грузов, включая химические и легковоспламеняющиеся вещества», - рассказал Mashnews операционный директор логистической компании ATU Forwarding, член Ассоциации «Сообщество топ-менеджеров логистических компаний» Никита Злобин.
РЖД реализует на своей инфраструктуре ряд инициатив, которые существенно меняют в том числе и подход к вагоностроению. Самое заметное — это рост скоростей. Но, по словам Никиты Злобина, ГОСТ на сосуды, равно как и другие свежие стандарты к элементам цистерн, не позволят делать подвижной состав, которые можно использовать на больших скоростях. Но вопрос повышения надежности для таких вагонов крайне актуален.
Дело в том, что на железных дорогах идет стремительный отказ от ручного труда в пользу различных инструментов автоматизации и роботизации. Например, НИИ Автоматизации и связи на железнодорожном транспорте еще с 2020 года работает над внедрением роботов-расцепщиков на сортировочных горках. Идея в том, чтобы вагоны расцепляли не сотрудники станций, а специальные приборы. Также РЖД уже реализует технологию «виртуальной сцепки», когда «караваны» поездов управляются с помощью системы автоведения, что позволяет сократить интервал между составами. В таких условиях вагоны, в том числе и цистерны, используются более интенсивно и требования к их безопасности возрастают, что находит отражение в новых нормативах.
Грядет большой утиль
По данным аналитического агентства Rollingstock, сейчас Россия вступила в период массового списания вагонов-цистерн. В 2025-2027 годы должно выбывать по 9,4 тысячи вагонов ежегодно, что составит 10,6% от общего парка. И это только начало. Следующая волна массовых списаний намечена на период 2034-2036 годы, когда в утиль будут сдавать по 17 тысяч вагонов ежегодно, это 19,2% от общего парка сети.
При этом, как сообщал «Интерфакс», крупнейшие нефтяные компании страны от перспектив массового списания не в восторге, в 2024 году они просили Минпромторг отменить действующий с 2015 года запрет на продление срока службы исправных цистерн. Но эта идея не нашла понимания со стороны Антона Алиханова. Минпромторг исходит из того, что дефицита нет, отрасль динамично развивается и может обеспечивать перевозчиков новыми вагонами, отвечающими всем требованиям экологичности и безопасности.
Сами вагоностроители активно стараются насытить рынок. За первое полугодие выпущено 8,2 тысячи цистерн, что, как посчитали в Rollingstock в 1,46 раза выше прошлогоднего показателя. Никита Злобин отметил, что появление новых стандартов как раз и вписывается в общую тенденцию обновления парка вагонов-цистерн.
Правда, с большой вероятностью заместить списанные в 2025-2027 годах цистерны новыми вагонами, сделанными с учетом только что принятого ГОСТа, производители вряд ли в полной мере успеют. Тем более, что для алюминиевых котлов работа по стандартизации еще в разгаре. Однако к 2034 году, когда списание окажется наиболее масштабным, производители к новым стандартам уже должны адаптироваться.