13 июня 2023 17:07
читать 23 минуты

"Соломку подстелить" нужно было раньше, но "кто ж знал" — Telegram-канал "Крылья войны"

Российская авиация, столкнувшись с санкциями, вынуждена строить себя с нуля. Пока все новости в этой сфере крутятся вокруг испытаний SSJ-New и МС-21. MASHNEWS пообщался с экспертами военной авиации, ведущими Telegram-канал «Крылья войны», о том, дадут ли санкции толчок импортозамещению, справедливо ли СВО называют войной дронов и какое будущее у авиационного сегмента Telegram-каналов.

Это мощный «пинок»

— Какие проблемы отечественной авиации сейчас самые актуальные? 

— Нельзя выделить что-то одно. Проблемы обострились, так как перед Россией встал очень мощный вызов — поднять свою гражданскую авиационную промышленность практически с нуля. Санкции, ограничения и прочие вредоносные происки бывших «партнёров» оголили все наши проблемы. И в наших же интересах их решать быстро и качественно — иначе мы останемся без авиации в принципе.

В военной авиации тоже есть разного рода проблемы, но о них сейчас говорить не очень правильно. Нас никто на это не уполномочивал, а быть голословными не хочется. О них знают те, кто должен, и надеемся, что решать их будут быстро.

— Наложенные санкции и ограничения полётов могут помочь нашим авиапроизводителям и эксплуатантам стать лучше или все только выживают, ожидая, что всё вернётся вспять?

— Обязаны помочь. Всё происходящее — это мощный «пинок», который для нашей авиации должен стать чем-то вроде испытания на прочность и ликвидность. Мы прекрасно понимаем, что «соломку подстелить» нужно было раньше, но, как у нас в обществе любят говорить: «Кто ж знал-то».

Если всё вернётся вспять, те, кто этого ждёт, конечно, обрадуются, потому что можно будет вновь расслабиться и убрать «соломку» в амбар. Правильно это или нет — решать каждому, но мы уверены, что сильное государство должно иметь свою собственную авиацию и зависеть от импорта только в самом крайнем случае. Это сложно и больно, особенно учитывая количество тех, кому не хочется напрягаться, но это нужно.

— Насколько эффективно, на ваш взгляд, мы используем наши ВКС? Или же можно лучше, точнее?

— ВКС России выполняют те задачи, которые перед ними ставит руководство СВО и теми средствами, которые доступны. Их много, и они разные.

Всегда можно лучше и точнее, всегда можно умнее и менее аляписто. И всегда нужно к этому стремиться. Прогресс есть, его нельзя не увидеть, но и проблемы существуют, которые необходимо решать, и некоторые решать «ещё вчера». 

Итоговую эффективность будут многие обсуждать после победного (да, мы в этом уверены) окончания СВО — как в обществе, так и в Генштабе (ну, мы на это надеемся, по крайней мере).

Опять же, мы говорим в стратегической парадигме. А если говорить конкретно о качестве работы наших лётчиков на фронте, то мы считаем их высокорезультативными и профессиональными.

— У кого лучшие ВВС в мире? 

— Конечно же ВКС России — лучшие в мире. Как объективно, так и субъективно, на наш личный взгляд. Выводить аналитическую базу сравнения ВВС ведущих стран мира нам не хочется, а сердце наше с ВКС России, поэтому только они и никто больше.


Фото: Минобороны РФ

— Многие (Евгений Пригожин в первую очередь) критикуют российское командование. А что вы думаете о командовании ВКС России? 

— Развернуто на этот вопрос может ответить Евгений Викторович Пригожин или человек с такой же мощной душой. Мы же думаем, что командование нашей военной авиацией понимает, как им руководить теми силами, которые есть в их руках. Мы не вправе поучать их или давать «диванные» советы. Можем лишь попросить, чтобы все боевые задачи, которые они ставят перед лётчиками, заканчивались возвращением домой последних в целости и невредимости.

— Может ли изменить ситуацию на фронтах появление F-16?

— От появления истребителей западного производства общая картина противостояния не изменится. Во-первых, союзникам Украины вряд ли удастся доставить действительно большое количество самолётов, а во-вторых, у ВСУ уже нет такого большого количества лётчиков, которые могли бы быстро освоить условные F-16. Также остаются нерешёнными смежные проблемы, в частности, такие, как оперативное и качественное обслуживание этих машин, применение их с аэродромов советской постройки, что остались ещё на территории Украины, и так далее и тому подобное.

Есть также предположение, что данные истребители будут базироваться вне территории Украины и использоваться для ударов по российским войскам и городам ракетами типа Storm Shadow. 

В любом случае любой новый тип вооружения, который получает киевский режим, опасен и неприятен. Нельзя недооценить поставки истребителей, но и переоценивать данный факт тоже не стоит. У ВС РФ есть чем уничтожать западные военные самолёты, и это будет происходить.

— Можно ли избежать жертв среди мирных жителей при применении беспилотников и авиации? Как вы расцениваете инциденты?

— К сожалению, жертв среди мирного населения избежать нельзя. Если только полностью эвакуировать всё население того или иного населённого пункта, но, как показала практика, некоторые люди умеют быть весьма упорными в своём желании остаться дома, несмотря ни на что.

Точечные удары, которые осуществляют ВС РФ по военным объектам ВСУ, которые они размещают в том числе в пределах городской черты условного города, пресекаются ПВО Украины, которые также размещены зачастую в периметре населённого пункта, и часто с плачевным результатом для гражданского населения. При таком положении дел избежать пострадавших не получится. Выводить военные объекты за пределы городов и других населённых пунктов официальный Киев не спешит, эвакуацию организовывать тоже. Значит, будут продолжаться трагические инциденты.

Также хотим заметить, что нашей редакции неизвестны случаи, когда отдавались бы приказы вести огонь по условным многоэтажкам или скоплениям гражданских людей в городах Украины для устрашения населения или в рамках терроризма, ровно поэтому конфликт не похож на стандартные военные действия, которые мы могли наблюдать в других горячих точках планеты в XX и XXI веках. В том числе и по этой причине СВО длится до сих пор.

Однако ВСУ придерживаются совершенно иных взглядов на этот счёт, так как их целенаправленные удары по гражданским постройкам, рынкам и прочим невоенным объектам в городах РФ нельзя назвать ничем, кроме как умышленным терроризмом. Мы ничего тут не придумываем, есть данные объективного контроля, громкие заголовки в СМИ и показания очевидцев.

Мы, конечно, негативно расцениваем случающиеся инциденты, но…

Война беспилотников


Фото: ГК «Калашников»

— Конфликт на Украине дал толчок развитию беспилотников — это скажется и на развитии гражданских аппаратов. Вы ожидаете бума в применении БПЛА после окончания конфликта?

— Как только удастся навести порядок со всеми правовыми нюансами использования гражданами и юридическими лицами своих БПЛА, так сразу будет бум. Сложно прогнозировать наверняка, будет ли ажиотаж сразу после окончания СВО, но рано или поздно беспилотники заменят людей в огромном количестве профессий. Но, несомненно, условные «толчки» для инженерной мысли и общий прогресс в развитии БПЛА ускоряют наступление беспилотного будущего.

— Как вы реагируете на последние события с «залётами» дронов на территорию России? Кто виноват и что делать?

— Это предсказуемые действия противника, которым мы удивлены не были. Против нас воюет не только Украина, но и НАТО (это глупо отрицать). Последние только технически, тактически и стратегически, если не принимать в расчёт наёмников, но этого достаточно, чтобы создавать проблемы России в рамках спецоперации. Разведка, агентура внутри нашей страны и прочие приёмы прокси-войны дают и такие вот грустные результаты, как прилёты БПЛА даже по столице РФ.

Виноватых пусть определяют соответствующие органы, а в целом нужно просто укреплять и оттачивать мастерство в противовоздушной обороне, в выявлении агентурных сетей противника, ну и учиться на своих ошибках, чтобы ошибки не превращались в трагедии. 

— Насколько эффективна антидроновая защита?

— Антидроновая защита достаточно эффективна, и её эффективность прогрессирует. Ракеты и пушечное вооружение ПВО сейчас, конечно, основная защита, но средства радиоэлектронной борьбы тоже очень помогают в схватках с БПЛА. Если мы будем двигаться в сторону развития РЭБ, то нас ждёт очень приятный успех.

— Имеет ли смысл предприятиям закупать комплексы по борьбе с БПЛА?

— Разве предприятиями до сих пор не закуплены такие средства? Тогда скорее бегите в магазин, не надо никого ждать. Если есть финансовые, административные и технические средства на обеспечение безопасности своего предприятия и сотрудников, то это нужно делать и не спрашивать никаких разрешений.

— Спецоперацию называют войной беспилотников? Сколько их уже используется? Известны какие-то примерные цифры?

— Тысячи беспилотников используются в нынешнем конфликте. Сюда мы включаем и дроны-камикадзе, и ударные военные БПЛА, и лёгкие гражданские. Точной цифры не назовёт никто, но вы абсолютно правы, называя этот конфликт войной беспилотников. Конкуренцию могут составить только артиллеристы и пехотинцы в рамках штурмовых действий.

— Как изменилась тактика применения беспилотников по сравнению с началом боевых действий в 2022 году?

— Беспилотники стали применяться более массово и задействованы в большем количестве оперативных действий. Других изменений мы не наблюдаем.

— Как вы думаете, воюющие стороны эффективно используют дроны? 

— Да, вполне. Но эффективность использования БПЛА ВС РФ всё-таки выше, и будем надеяться, что она будет только расти далее.

— Какие беспилотники показали себя, с вашей точки зрения, с лучшей стороны?

— «Герань» и «Ланцет» показывают самые прекрасные результаты, на наш взгляд. Разведывательные БПЛА, по нашему мнению, находятся на одной позиции, и их трудно недооценить или переоценить.


Фото: Минобороны РФ

— Сейчас в 40 регионах России запретили полёты беспилотников. Это действенная мера?

— Мы считаем, что данная мера, действительно, очень полезна в данный момент. Многие, да и мы в том числе, хотели бы иметь возможность делать красивые съёмки с высоты птичьего полёта где-то на юге нашей страны, но нужно понимать, что мы сейчас живём в другой реальности. И будет очень благоразумно под неё подстроиться. Не создавая проблем ни себе, ни окружающим, ни своей стране.

Возможно, что-то альтернативное смогут придумать, чтобы оперативно и качественно отличать настроение оператора БПЛА и цель использования им беспилотника. Но нам кажется, что гораздо быстрее закончится СВО и диверсии со стороны Украины, чем наступит такой технологический рывок в плане мониторинга использования БПЛА. Но будем честны, такие работы проводятся, и в головах умных людей мысли об этом существуют.

Анонимность — ещё и вопрос безопасности


Фото: Минобороны РФ

— Когда вы создали свой Telegram-канал? Почему решили, что он нужен?

— Идея создать канал появилась в 2018 году, тогда же и получила реализацию. В какой-то момент возмутило отсутствие в Telegram узконаправленного новостного канала про военную авиацию, а знакомые владельцы каналов про гражданскую авиацию уже вовсю развивались, занимая авиационную нишу на нашей любимой платформе.

— Сколько человек работает над «Крыльями войны»?

— Над проектом трудятся разные люди, в том числе внешние консультанты, близкие коллеги-администраторы из других каналов и даже подписчики. Конечно, у нас есть основной костяк, который это всё администрирует.

— Как вы достигли успеха вашего Telegram-канала? С чем вы этот успех связываете?

— Слишком громкое это слово — успех, но спасибо. Нам скорее удалось занять своё определённое место в Telegram. Мы нужны нашим читателям, коллегам и друзьям, а они нам. Хотя, может быть, это и есть успех? Ведь количество подписчиков, цитируемость и другие рейтинги — это всё очень нестабильные истории, гоняться за которыми приятно, но утомительно и времязатратно. У нас нет столько свободного времени.

Такого положения дел нам удалось достичь тем, что мы не прыгаем выше головы, не претендуем на исключительность, идём на контакт с людьми практически по любым вопросам, ну и по мере сил и возможностей, выдаём нужный и интересный контент.

— Вас кто-то спонсирует или всё создано на энтузиазме? 

— Мы работаем исключительно на энтузиазме и даже донатов не просим у подписчиков. Ведение канала «Крылья войны» — это хобби и на основной вид деятельности нашей команды в реальной жизни не претендует.

— Ваш канал много зарабатывает?

— Небольшой доход получаем от продажи рекламы, но это бывает редко, и ценники у нас не заоблачные. Поэтому такие поступления мы стараемся тратить либо «на напитки», либо где-то покупаем рекламу для «Крыльев». Крайний раз это было очень давно, кстати говоря.

— Какие посты вызывают наибольший интерес у аудитории (на какую тему)?

— Сейчас основной интерес аудитории прикован к СВО. Всё, что с ней связано, обсуждается и пересылается с двойным напором. Однако публикации о некоторых новинках военной авиации других стран также находят активный отклик. Кроме этого живой интерес привлекают аналитические материалы, но они в основном становятся площадкой для баталий мнений.

— О чём чаще всего пишут читатели: хвалят, ругают, поправляют?

— С появлением в Telegram механизма комментариев большинство подписчиков ушли в короткие и ёмкие фразы. Мы даже иногда путаемся, бот это пишет или человек. Хвалят, ругают и указывают на ошибки — всё в равной степени. 

С началом СВО стало больше злобных и провокационных комментариев как «по заказу», так и просто, видимо, под настроение. Конечно же, чаще всего людей обижает, если их блокируют в чате. Нервозность в обществе сейчас повышенная, поэтому мы всё понимаем, но и наши бравые модераторы спуска особенно ретивым комментаторам не дают. 


Фото: Минобороны РФ

— На кого рассчитан ваш Telegram-канал?

— Прежде всего на людей, которым военная авиация близка по профессии или по духу. А также на любителей военной техники и людей с разносторонним кругозором. 

— Какое отношение вы имеете к военной авиации? 

— В нашей команде есть разные люди. Имеющие к авиации прямое отношение, имевшие ранее и никогда не имевшие. Всех объединяет одно — любовь к небу и авиационной технике.

— Для читателей важно — канал анонимный или с известным именем создателя? Почему у вас канал анонимный? 

— Не уверены, что анонимность — это камень преткновения для наших читателей. Скорее вопрос в том, нужен ли личностный пиар администрации условного Telegram-канала? Тут каждый делает выбор исходя из своих личных обстоятельств.

Наш канал создавался анонимным в силу несовместимости деятельности админов в реальной жизни и тут, в виртуальной. А сейчас это ещё и вопрос банальной безопасности.

— Какую роль играют Telegram-каналы в авиационном сообществе? Насколько влиятельны авиационные блогеры?

— Мы уверены, что за последние два-три года авиационное сообщество выдвинуло Telegram на роль первого плана. Ростех, ОАК, Росавиация, Минобороны РФ и прочие профильные компании и ведомства создали здесь официальные каналы — оперируют легальной повесткой, также появилось множество анонимных и именитых блогеров, которые доводят до читателя интересный авиационный контент. А об огромном количестве разнообразных закрытых чатов, где специалисты общаются между собой, и говорить не приходится.

Авиационные блогеры появились сперва в ЖЖ, на YouTube или вели свои собственные сайты. Затем появились социальные сети, и туда распространились авиационные блогеры. Популярность этих людей росла соразмерно распространению интернета. В нынешнее время, когда множество площадок стали недоступны в РФ, а тот же YouTube отключил монетизацию, почти все блогеры вместе со своей влиятельностью оказались в нашем любимом мессенджере. Хотя новые звёзды зажигались и здесь, получили любовь публики и ею наслаждаются.

— Почему вы ведёте именно Telegram? Имеет ли значение вид площадки?

— Telegram в России на пике популярности, а мы просто удачные инвесторы. Другие площадки мы не рассматриваем просто потому, что нет времени добросовестно наполнять их контентом. Авторы множества других каналов ведут свои проекты на всех доступных площадках. И это правильно, так как расширять аудиторию своих читателей нужно именно так. 

— Как вы относитесь к материалам российских СМИ об авиации (военной в том числе) — они качественные или читать невозможно? 

— Если не учитывать периодические казусы в оформлении материалов, странноватого порой стиля написания статей и ошибок в матчасти, то в принципе читать можно. Кроме того, сейчас российские СМИ опираются по большей части на официальные источники и официальные же инсайды, поэтому читаем с теми же эмоциями, как, например, брифинги Министерства обороны об СВО.

— Как повлияла на роль Telegram-каналов и Telegram-блогеров СВО?

 — Специальная военная операция вывела Telegram-каналы и, соответственно, блогеров и журналистов, которые работают в/на/около зоны СВО на вершину популярности. 

«Все актуальные новости и эксклюзивный контент — только в Telegram», так можно охарактеризовать нынешнюю работу площадки в России (и не только). И это правда — мы это всё видим своими глазами. В условном ТАСС вы не сможете получать то количество материала об СВО, которое можете найти в Telegram-каналах. Это наша новая реальность — здесь нет тех рамок, которыми ограничиваются СМИ, а мобильность доставки информации читателю у Telegram — вне конкуренции.

— Ваш прогноз развития Telegram-блогов в авиационной сфере.

— Будут развиваться существующие и поваляться новые. Авиация — как военная, так и гражданская — популярнейшая и острая тема ещё на несколько лет вперёд.

СПРАВКА MASHNEWS:
«Крылья войны« — Telegram-канал о боевой авиации и военных лётчиках, о воздушных боях и о применении военной авиации в боевых операциях.

Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
Специальный корреспондент