Smart без Turbo: LG отказали в товарном знаке из-за предпринимателя из Адыгеи
Южнокорейский гигант LG Electronics Inc. не смог зарегистрировать в России товарный знак Smart Turbo. Оказалось, что под таким брендом с 2019 года работает небольшая сеть магазинов электроники. Владелец бизнеса готов разрешить LG продавать продукцию с названием Smart Turbo, но пока производитель к нему не обращался.
Новый знак
Решение об отказе в регистрации товарного знака вынесла Палата по патентным спорам 8 января. Это уже вторая попытка LG Electronics получить правовую охрану для Smart Turbo. Еще в ноябре 2022 года компания обратилась в Роспатент, а в январе 2024-го ей отказали. LG Electronics Inc. обжаловала это решение в Палате по патентным спорам.
Эксперты изначально отказались рассматривать возможность предоставления охраны для слова Turbo, указав, что так называют популярную функцию в бытовой технике. Это значит, что предоставлять термину особый статус, ограничивая его использование, нельзя.
В теории у LG оставалась возможность получить охрану на слово Smart, но эксперты Палаты обратили внимание на то, что еще в 2021 году знак «Смарт» оформил за собой индивидуальный предприниматель из Адыгеи Зураб Едгулов.
Так как Smart — это транслитерация «Смарт», то в Палате посчитали, что LG собирается использовать знак, сходный до степени смешения с тем, что уже оформлен за бизнесменом Едгуловым.
У LG Electronics Inc. есть право оспорить решение Палаты в Суде по интеллектуальным правам. Патентный поверенный Алексей Кошкин, изучивший по просьбе Mashnews обстоятельства дела, предположил, что с большой вероятностью LG Electronics в суд пойдет. Правда, по мнению эксперта, если компания не сменит тактику, то шансы на успех невелики.
«В Палате по патентным спорам представители LG доказывали отсутствие сходства между их товарным знаком и противопоставленным», - отметил Алексей Кошкин и обратил внимание на то, что компания еще перед началом разбирательства в Палате могла заручиться согласием Зураба Едгулова на использование товарного знака Smart Turbo.
Это стандартная процедура. Если у разных компаний схожи названия продуктов, то при оформлении товарных знаков они могут обратиться к фирме, раньше получившей права на знак и получить письменный отзыв, что она не возражает против появления на рынке товаров-«тезок». Палата по патентным спорам сама решает, учитывать такое согласие или нет. Но, как говорит Алексей Кошкин, если согласие правообладателя получено, то шансы на успех, возрастают.
Для борьбы со злодеями
Сам Зураб Едгулов о том, что его «Смарт» не дал LG возможности зарегистрировать в России свой товарный знак, узнал от журналиста Mashnews. По словам предпринимателя, представители LG на него не выходили. Хотя, признается предприниматель, к нему периодически обращаются компании из самых разных сфер, желающие использовать в своем нейминге слово «Смарт».
«Я ничего против не имею», - говорит Зураб Едгулов и подчеркивает, что если за согласием обратились представители LG, он бы и им не стал чинить препятствия.
Знак «Смарт» Зураб Едгулов начал оформлять в 2019 году, через год после открытия своего первого магазина электроники. Процедура заняла два года.
«Я понимал, что если бизнес будет масштабироваться, то рано или поздно найдутся злодеи, которые захотят посудиться за товарный знак. Поэтому, чтобы предусмотреть все непредвиденные ситуации, я заранее оформил знак. Сейчас я понимаю, что все было сделано правильно», - говорит предприниматель.
В теории, если LG все же не сможет зарегистрировать в России свой Smart и продукция с таким обозначением появится в стране, у Зураба Едгулова возникнет теоретическая возможность обвинить южнокорейского гиганта в нарушении своих интеллектуальных прав. Но, по словам предпринимателя, такой сценарий он даже не рассматривает.
«Если бы я хотел идти в суды, я давно бы уже это сделал. Посмотрите, сколько вокруг товаров со словом «Смарт», сколько магазинов. Я ни к кому претензий не предъявлял», - говорит предприниматель.
Сейчас у Зураба Едгулова оформлен знак на два класса МКТУ по международной классификации товаров и услуг — 8 и 11, это разнообразная бытовая техника, инструмент и аксессуары для бытовой техники и электроники. На данный момент предприниматель занимается только торговлей, но в перспективе планирует наладить выпуск продукции под собственным брендом.
«Производство будет на фабрике в Китае, сборка — в России. Со временем, конечно, хотим увеличить локализацию», - отмечает предприниматель.
На первом этапе под брендом «Смарт» он планирует запустить запуск аксессуаров для мобильных телефонов.
Товар-загадка
В том, что LG отказали в регистрации знака из-за того, что он оформлен микропредприятием, по словам патентного поверенного Алексея Кошкина, ничего необычного нет.
«В контексте экспертизы Роспатента обороты компаний не имеют никакого значения», - говорит Алексей Кошкин.
Также патентный поверенный обратил внимание, что в споре LG с Роспатентом, помимо знака, оформленного Зурабом Едгуловым, были и другие препятствия. В частности, выяснилось, что международную регистрацию товарного знака Smart еще в 1996 году провела компания Electrolux. Также в 2017 году такой знак был оформлен базирующейся в Китае компанией Smart Automobile Co., Ltd, занимающейся разработкой технологий для электрокаров Mercedes. Знаки с международной регистрацией признаются в России. Поэтому, отмечает Алексей Кошкин, если LG пойдет в Суд по интеллектуальным спорам, то компании имеет смысл получать согласие на использование знака не только у Зураба Едгулова, но и у Electrolux и Mercedes.
Одна из главных загадок в этой истории, по словам патентного поверенного, в том, какой именно товар LG собирается выпускать под брендом Smart Turbo. Компания уже давно выпускает пылесосы с такой функцией, это не название товара, а если бы компания имела цель оформить знак на свойство уже имеющейся продукции, то могла бы это сделать еще несколько лет назад.
Сейчас, говорит Алексей Кошкин, иностранные компании, ушедшие из России в 2022-м году, активно занимаются пролонгацией ранее оформленных товарных знаков.
«В законодательстве есть такое положение, что если товарный знак не используется в течение трех лет непрерывно, то его правовая охрана может быть прекращена досрочно по причине неиспользования», - поясняет эксперт. Если в 2022-м году компания ушла из России, прекратила производство внутри страны или поставки продукции, то теоретически в 2025-м году у нее могут попытаться забрать товарный знак. Поэтому международные компании стремятся подстраховаться. Но, подчеркивает Алексей Кошкин, у LG ситуация другая — знак оформляется впервые.
В представительстве компании, занимающемся связями со странами СНГ и в коммуникационном агентстве, представляющем интересы LG, на вопросы Mashnews пока не ответили.
LG прекратила поставки в Россию в марте 2022 года. У компании остался завод в Подмосковье, где производились телевизоры и холодильники. Осенью 2022 года «Коммерсантъ» сообщал, что LG может перевести производство из России в Казахстан или Узбекистан. Несмотря на отказ от поставок техники и туманные перспективы относительно производственных мощностей в России, выручка у отечественной «дочки» LG вполне солидная. В 2023 году компания «ЛГ Электроникс Рус» заработала 36,9 млрд рублей, чистая прибыль составила 3,3 млрд рублей.
Конкурентное поле
Алексей Кошкин высказал предположение, что LG, озаботившись регистрацией товарного знака Smart Turbo, стремится защитить какую-то новую линейку продукции, которую собирается выпустить на мировой рынок.
«Сам факт подачи такой заявки не свидетельствует о том, что у правообладателя есть планы по возвращению на российский рынок», - говорит патентный поверенный. Но то, что даже в нынешнем статусе производитель пристально следит за российским рынком, сомнений не вызывает.
Директор по связям с общественностью Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники РАТЭК Антон Гуськов в беседе с Mashnews отметил, что международные производители, ушедшие из России, сохраняют присутствие на рынке благодаря механизмам параллельного импорта, хотя их доля значительно снизилась, а цена выросла.
По оценкам эксперта, если LG или какой-нибудь другой международный гигант, решит вернуться в Россию, то ему придется побороться за потребителя, поскольку с 2022 года сфера бытовой техники и электроники значительно изменилась — в страну пришли ранее неизвестные бренды из Китая, также выросла доля отечественной продукции, например, в России стали активно производить ноутбуки.
«Да, российский рынок в глобальном масштабе небольшой. Если крупная международная компания даже в случае изменения политической ситуации откажется от поставок в Россию, то она не закроется, не обанкротится. Но в международной торговле даже несколько процентов играют большую роль, поэтому крупные компании относятся к рынку каждой страны очень серьезно. Российский рынок — больше европейский и он продолжает оставаться привлекательным», - считает Антон Гуськов.