Скоростная патрульная премьера "Армии-2022": RIB-катер RX-1173 от КМЗ
В рамках Международного военно-технического форума «Армия-2022» производственный холдинг «Кингисеппский машиностроительный завод» представил перспективный RIB-катер RX-1173. Судно привлекло особое внимание главнокомандующего ВМФ России адмирала Николая Евменова, который осмотрел катер. О новинке главкому и журналистам MASHNEWS рассказал генеральный директор предприятия Анатолий Русин.
«Конструкция корпуса катера и его элементов базируется на применении технологии производства изделий из полимерных композитных материалов методом вакуумной инжекции на базе ламинатов ВЭМА (удельный вес ламината такого типа ниже, чем у АМг5 — ред.). Это российская технология, включая высокопрочные сэндвичевые конструкции с использованием морских заполнителей, в том числе сотового полипропилена. Её впервые внедрили в 1996 году», — рассказал Русин.
Он также отметил, что применение подобных полимерных композитных материалов снижает вес катера и повышает прочность конструкции.
«А физико-механические свойства ламинатов ВЭМА в разы повышают прочностные свойства судостроительных алюминиевых сплавов, приближаясь к прочности нержавеющей стали. Свободный формфактор ПКМ позволяет создавать корпуса изделий сложной формы с хорошо выверенной гидродинамикой, что сказывается на скоростных характеристиках и стоимости эксплуатации», — отметил гендиректор производственного холдинга «КМЗ».
© Пресс-служба КМЗ
Корпус катера имеет двухступенчатую вентиляцию, снабжён запатентованной системой газовой смазки днища, которая позволяет значительно увеличить скорость судна и улучшить его экономичность в сравнении обычными глиссирующими корпусами.
«Защищена патентами и конструкция корпуса катера», — сказал Русин.
Специальная схема расположения воздухозаборников допускает превышение уровня воды над палубой на 0,7 м. Дальность хода катера на крейсерском ходу со стандартными топливными баками составляет 1300 морских миль.
© MASHNEWS
Технология производства корпусов допускает монолитное армирование арамидными волокнами (кевларом). Армирование кевларом позволяет говорить о наличии бронирования по 1–2А классам. Таким образом топливные баки и моторный отсек катера защищены от поражения осколками из стрелкового оружия.
Прочность поверхности композитного пластика позволяет катеру в экстренных случаях выходить на необорудованный берег — например, для высадки десанта, без угрозы повредить корпус.
«По требованию заказчика кевларовое бронирование может быть применено и в надстройке без существенного изменения ТТХ. Конструкция корпуса также позволяет поддерживать крейсерскую скорость в 30 узлов при волнении до трёх баллов», — добавил Русин.
Комфорт экипажа обеспечивают: инновационные решения, касающиеся снижения шума, ударопоглощающие кресла и выверенная аэродинамика кабины, полностью избавляющая кокпит от спрея.
А надувной баллон, специально разработанные привальные брусы и скрытые якорные устройства позволяют проводить швартовку с судами и другими объектами в открытом море — например, с буровыми платформами. Они также обеспечивают выход досмотровых или штурмовых групп при волнении до пяти баллов, а также выброску с хода.
© MASHNEWS
«Инновационность проекта заключается в использовании уникальных технологий производства судовых корпусов из полимерно-композитных материалов в сочетании с оригинальными инженерными решениями в части гидродинамики и средств движения, позволяющих радикально снизить собственный вес изделия, повысить его надёжность и снизить расходы на эксплуатацию, то есть существенно увеличить жизненный цикл», — резюмировал гендиректор КМЗ.
Катер RХ-1173 принадлежит классу маломерных судов типа RIB (Riged Inflatable Boat), т.е. лодкам с надувным бортом и жёстким корпусом. Корпус RIB разрабатывался специально для максимальной реализации всех функциональных качеств скоростного судна с надувным бортом. Реальная повышенная мореходность достигается за счёт того, что в конструкции сочетаются узкий и жёсткий корпус с глубоким V-образным днищем и широкой посадкой надувного баллона. Всё это обеспечивает отличную остойчивость судна на стоянке или малом ходу.