09 августа 2024 14:06
читать 9 минут

Системоответственная энергетика. Надежное электроснабжение возложили на специальные сетевые компании

Отвечать за бесперебойное и качественно электроснабжение предприятий и населения в каждом регионе будут единые компании. Однако сами стандарты надежности и защиты бизнеса от отключений не меняются.

В настоящее время в России действует около 1,3 тысяч территориальных сетевых организаций. Но непосредственно с потребителями, в том числе корпоративными, чаще сего работают энергоснабжающие компании. Их ответственность за причиненный сбоями ущерб существенно ограничена.

Один на всех...

Вступающий в силу 1 сентября федеральный закон предусматривает создание в каждом субъекте Федерации системообразующей территориальной сетевой организации (СТСО), на которую возлагается надежное функционирование всего электросетевого хозяйства. Только эти компании вправе будут заключать договора передаче электроэнергии с потребителям и нести перед ними ответственность за любые сбои.

Такую реформу Министерство энергетики РФ лоббировало много лет. «Некрупные сетевые организации в штатных условиях не обладают достаточными ресурсами для проведения необходимого объема работ, а в сложившихся условиях при накопившемся износе проблемы с надежностью энергоснабжения будут только нарастать», – заявили в профильном ведомстве.

Подтверждением этим доводам стал энергоколлапс, случившийся в середине июля на Кубани, в Ставропольском крае и Ростовской области. Основной его причиной эксперты назвали состояние инфраструктуры. Впрочем, произошло это уже после подписания нового закона Владимиром Путиным.

Главными кандидатами на роль системообразующих компаний являются структуры ПАО «Россети». В частности, доля его филиала «Ленэнерго» в Санкт-Петербурге и Ленинградской области оценивается в 90%. Фактический монополист приветствует принятия закона: «СТСО может стать инструментом урегулирования проблем, которые накопились в сетевом комплексе. Я имею в виду в первую очередь консолидацию бесхозяйных энергообъектов, которыми многие годы никто не занимался, ликвидацию по решению регионального штаба последствий аварий в сетях энергокомпаний, у которых нет на это ресурса», – заявил заместитель генерального директора «Россети» по правовому обеспечению Даниил Краинский на «Российской энергетической неделе».

Одним из основных оппонентов реформы выступала столичная мэрия, заинтересованная в сохранение на территории мегаполиса принадлежащей ей «Объединённой энергетической компании». В конечном счете для «Белокаменной» согласились сделать исключение и разрешили назначить сразу две СТСО.

 

... и все на одного

Эксперты и корпоративные пользователи в целом положительно оценивают реформу.

«Главным и очевидным результатом реализации нового закона станет консолидация ответственности поставщиков электроэнергии как перед потребителями, так и перед региональными администрациями. Именно субъекты Федерации будут определять соответствие существующих территориальных сетевых организаций критериям и выбирать наиболее подходящую для принятия на себя функции системообразующей. Для потребителей они станет тем самым «одним окном» для решения вопросов и регистрации проблем», – убежден генеральный директор АО «Трансэнерком» Олег Щевцов.

Вместе с тем сетевые организации сами не продают электроэнергию, а только обеспечивают ее передачу пользователя, в том числе на «последней миле». Прямые контракты с «сетевиками» заключают, как правило, только крупные корпоративные потребители. Все частные лица и малый бизнес (парикмахерские, магазины и другие) чаще всего работает только с гарантирующим поставщиком. В выставляемый им счет входит и услуга по передаче (доставки) электричества.

«Гарантирующий поставщик по-прежнему обязан заключить договор энергоснабжения с каждым обратившимся потребителем. Порядок взаимодействия сбытовых компаний и СТСО в части порядка заключения договоров на оказание услуг по передаче электроэнергии должен быть урегулирован подзаконными нормативно-правовыми актами, выход которых ожидается в конце августа», – пояснили журналисту Mashnews в пресс-службе «Петербургской сбытовой компании» (гарантирующего поставщика Санкт-Петербурга).

 

Бедный галантерейщик

Прямой договор с сетевой организацией позволит потребителям, в первую очередь промышленным, взыскать прибыль, не полученную из-за перебоев электроснабжения. Ведь отключение в большинстве случаев приводит как минимум к простою производства.

Возглавляющая общественный комитет по электроэнергетике при Торгово-промышленной палате Нижегородской области адвокат Марина Костина напоминает, что ответственность энергоснабжающей организации ограничивается только доказанным прямым реальным ущербом.

«В свою очередь за нарушение договора по передаче электрической энергии может взыскиваться и упущенная выгода. Таким образом, системообразующие сетевые организации должны нести полную ответственность перед потребителями за надежность обеспечения электрической энергией и ее качество», – констатирует адвокат.

По мнению генерального директора Zapusk Group Алексея Равинского, на практике возместить причиненные сетевыми компаниями убытки и тем более упущенную выгоду крайне сложно: «Но теперь закон будет более жестко регулировать деятельность энергетиков. В первую очередь они будут бояться санкций от регулирующих органов, а не исков корпоративных потребителей».

 

Сутки на размышление

В тоже время эксперты напоминают о нормативах. Большинство потребителей относятся к III категории надежности и могут на законных основаниях отключаться на 24 часа подряд. Причем по согласованию с надзорными органами это срок может быть продлен.

В I категорию входят некоторые государственные органы, предприятия водоснабжения, ядерные центры, а также производители взрывчатых веществ и боеприпасов.

Заводы и другие объекты, перерыв в электроснабжении которых приводит к массовому недоотпуску продукции или простоям рабочих, могут быть включены во II категорию надежности. Однако их владельцам предписывается обеспечить питание от двух независимых взаимно резервирующих источников (например, иметь дизель-генератор). Отключение таких потребителей не должно превышать время, необходимое для включения резервного питания дежурным персоналом или выездной оперативной бригадой.

При отсутствие аварийного источника допустившая сбой сетевая организация возмещать убытки не будет. Например, из-за почти десятичасового обесточивания Всероссийского НИИ пресноводного рыбного хозяйства произошла массовая гибель осетровых. Однако в качестве резервного источника отнесенный ко II категории институт планировал использовать находящийся в другом городе дизель-генератор МЧС России.

«Доказательств принятия потребителем всех необходимых мер для поддержания II категории надежности электроснабжения не установлено», – заключил Верховный суд России, отклоняя иск.
Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!