Штурм Луны. Чем для космической отрасли обернётся потеря станции "Луна-25"
Неудачно завершившийся полёт «Луны-25» — не повод отказываться от новых миссий, хотя, возможно, стоит поумерить амбиции. MASHNEWS выяснял, зачем нам Луна и что теперь с лунной программой делать.
Не все запуски одинаково удачны
Станция «Луна 25» упала на лунную поверхность из-за того, что двигатель, который должен был вывести аппарат на предполётную орбиту, вовремя не отключился — отработал 127 секунд вместо положенных 84 секунд, объяснил 21 августа глава Роскосмоса Юрий Борисов. С чем связано нарушение работы станции, выясняет межведомственная комиссия.
47 лет Россия не участвовала в «лунной гонке» — предыдущий запуск миссии («Луны-24») был осуществлён в СССР в 1976 году.
«Советский Союз с 1958 по 1976 год запустил 45 автоматических межпланетных станций на Луну. При этом 31 пуск закончился неудачно. Причины разные. Это и аварии ракеты-носителя на старте, и ошибки уже на орбите Луны. Даже не все станции »Луна« добивались успеха: аварии происходили в основном из-за дефектов тормозных двигателей или из-за ошибок в управлении. Станций для изучения Луны, забора и доставки лунного грунта на Землю было 11. Они запускались с 1969 по 1976 год, и успешными были лишь три — »Луна-16«, »Луна-20« и »Луна-24«. Отмечу, что полёт »Луны-23« в 1974 году окончился неудачно. Также от столкновения с поверхностью Луны. Через два года запуск »Луны-24« был успешным», — рассказал MASHNEWS Алексей Рабин, директор Центра координации научных исследований ГУАП, член экспертного совета АНО «Платформа НТИ».
«Космос — это сложно и недёшево. Для успеха проводить запуски необходимо часто. Если прекратить сейчас из-за первой неудачи, будет ещё дороже», — считает Рабин.
«На мой взгляд, ситуация совершенно рабочая. Особенно учитывая чудовищный провал в высокотехнологичных отраслях, произошедший после разрушения Советского Союза. Проблема в том, что многие научно-технические школы полностью уничтожены, а временные трудовые коллективы далеко не всегда способны адекватно заменить хорошо выпестованную научно-конструкторскую школу», — прокомментировал ситуацию MASHNEWS Дмитрий Лисин, руководитель Центра космических информационных технологий ИЗМИРАН.
Нынешняя авария послужит хорошим толчком к окончательному развороту к нормальной плановой системе управления ключевыми отраслями промышленности, к которым, безусловно, относится и авиакосмическая, полагает Лисин.
«Необходимо в корне изменить кадровую политику как в отношении руководства отраслями и предприятиями, так и в отношении специалистов-разработчиков, которые должны цениться на вес золота, а не перебиваться от гранта к гранту по разным предприятиям, по вечерам разгружая вагоны из-за мизерной в целом зарплаты», — отметил он.
В числе системных проблем эксперт назвал ситуацию со средней зарплатой в некоторых предприятиях космической отрасли — когда для отчётов высчитывается среднее арифметическое из сверхвысоких доходов топ-менеджеров и минимальных ставок начинающих специалистов.
Дублёров не было
Фото: Роскосмос
«Луна-25» — часть большой российской лунной программы. Аппарат должен был отработать технологию посадки недалеко от кратера Богуславского и исследовать участок лунной поверхности, в перспективе там собирались строить станцию.
- В 2027 году Россия должна запустить новую станцию — «Луну-26», её задача — дистанционное изучение спутника.
- На 2028-й намечен полёт аппарата «Луна-27», его миссия — изучить грунт и отработать технологию создания лунной базы.
- После 2028 года станция «Луна-28» должна была доставить на Землю образцы лунного грунта.
- Также программой предусмотрен запуск аппаратов «Луна-29» и «Луна-30».
- После 2030 года рассматривалась возможность пилотируемого полёта на Луну на космическом корабле «Орёл».
«Я надеюсь, что эта ситуация повлияет [на развитие отрасли] позитивно. Поскольку ожидаемый эффект, на мой взгляд, безусловно, имеет политический характер. И вопрос в том, насколько люди, влияющие на соответствующие решения, придерживаются того же видения в оценке значимости достижений или неудач в области космической деятельности. Причём достижения в этой области имеют кратный мультипликативный эффект и являются безусловными драйверами экономики в целом», — сказал MASHNEWS ведущий научный сотрудник Института космических исследований (ИКИ) РАН Натан Эйсмонт.
Он считает, что ситуация с «Луной-25» привела к росту общественного запроса на лидеров в космической отрасли. «Так что, будем оптимистами», — резюмировал Эйсмонт.
«Я думаю, что в ситуации с »Луной-25« нет ничего необычного. Мы это проходили с советскими »Лунами«. Руководство страны и космической отрасли тогда не отступало — и на смену неудаче приходила удача. Что будет у нас сейчас и в будущем, зависит от позиции руководства. Посмотрим. Надеюсь на его (руководства) разумную настойчивость», — заявил MASHNEWS главный научный сотрудник лаборатории сравнительной планетологии ГЕОХИ РАН Александр Базилевский.
«Как повлияет ситуация [с »Луной-25«] на отечественную лунную программу, пока не знает никто. Но, судя по предыдущему опыту, программа может быть пересмотрена. Очень надеюсь, что это принципиально не повлияет на сроки реализации», — пояснил MASHNEWS Александр Шаенко, популяризатор науки, основатель проекта 435nm.
В 2011 году неудачей закончился полёт аппарата «Фобос-Грунт», он должен был направиться к спутнику Марса, но не смог покинуть околоземную орбиту. После этого следующая межпланетная миссия, то есть «Луна-25», состоялась только через 12 лет.
«Будет печально, если такой же пересмотр [по срокам] произойдёт», — отметил Александр Шаенко.
Он призывает обратиться к советскому опыту, когда изготавливалось несколько космических аппаратов со схожими техническими характеристиками.
«За счёт более частого запуска и выявления ошибок можно было добиться большего успеха», — говорит он.
«Луна-25» делалась без дублёров.
«Предположу, что это связано с дефицитом финансирования и уверенности в том, что накопленный опыт достаточен, чтобы предотвратить все нештатные ситуации. Станция »Луна-26« дублёром »Луны-25« не станет, это орбитальный аппарат, у него совсем другие задачи. Дублёры же обычно запускаются через месяц-полгода, если с первым аппаратом что-то произошло, за это время устраняются выявленные ошибки недочёты», — говорит Александр Шаенко.
Ряд экспертов считают, что перед запуском масштабных миссий необходимы «тренировки» на более простых проектах.
«Нам необходимо поумерить амбиции и начать заново учиться запускать несложные аппараты, поскольку новые научно-конструкторские школы необходимо поэтапно обучать на практических проектах, а это быстро не делается, нужно набить немало шишек, пока начнёт нормально получаться. Поэтому параметры следующего проекта, безусловно, должны быть значительно пересмотрены, в том числе в плане системной надёжности и управляемости, а это весьма непростое, творческое дело, которое не делается по указу сверху и простым выделением денег», — полагает Дмитрий Лисин.
«Важно запустить в стране системную программу подготовки малых космических аппаратов типа кубсатов, на которых можно было бы не за большие для космоса деньги получать лётную квалификацию для частей больших исследовательских аппаратов», — сказал MASHNEWS Антон Алексеев, генеральный директор аэрокосмической корпорации «Новый космос».
В истории с «Луной-25» эксперт видит ещё два важных посыла.
«Нужно привлекать к космическим проектам на контрактной основе малые коллективы, которые могут, на мой взгляд, порой быть быстрее в сборке отдельных элементов для общего проекта. А ещё важно формировать культуру возможности »права на ошибку«, так как зачастую космические проекты являются экспериментальными», — считает Антон Алексеев.
Зачем нам Луна?
Фото: Роскосмос
«Если мы способны запустить огромное количество спутников вокруг Земли, то, уверен, у нас есть возможность и осуществлять лунные миссии. Современные технологии всё это позволяют. Нам важно понять, что произошло с аппаратом в первую очередь для новых миссий», — сказал MASHNEWS Алексей Мухин, первый вице-президент Санкт-Петербургского регионального отделения Федерации космонавтики России, почётный академик Российской академии космонавтики им. Циолковского.
«Изучение Луны непременно необходимо продолжить, важно понимание, какие есть возможности для использования этого спутника Земли в дальнейшем. Например, он может быть промежуточной базой для полёта к Марсу, там могут быть построены научные станции и лаборатории, в конце концов, на Луне есть полезные ископаемые, которые могут использоваться в промышленности», — говорит Мухин.
До переориентирования предприятий под добычу лунных полезных ископаемых, однако, далеко.
«В большинстве своём у учёных есть лишь предположительные данные о том, какие ресурсы есть на Луне. Поэтому, собственно, и был запущен аппарат »Луна-25«, чтобы получить конкретику, взять пробы грунта», — отмечает Алексей Мухин.
«На Луне есть подтверждённые запасы гелия-3, это изотоп гелия, который чрезвычайно перспективен для использования в термоядерном топливе. Небольшое количество этого изотопа есть и на Земле, но на Луне его концентрация в десятки раз выше, варианты его добычи и транспортировки обсуждаются», — рассказывает Александр Шаенко.
Пока нет технологий, позволяющих осуществить переработку какого-либо сырья на Луне и организовать его доставку на Землю. Соответственно, и рентабельность проекта лежит в гипотетической плоскости. Но, говорит эксперт, это не повод отказываться от лунных исследований.
«Лунные миссии на сегодняшний день имеют в первую очередь глобальную научную цель. Они нужны, чтобы понять, как формировалась Луна, как проходила эволюция, в том числе и на Земле. Изучая Луну, мы узнаем больше о самих себе. Думаю, это очень важно», — отмечает Шаенко.