24 июня 2025 14:13
читать 8 минут

Шоферское обременение. Роструд и ГИБДД не сошлись в требованиях к владельцам корпоративного автотранспорта

Водители корпоративного транспорта, оформленные на предприятиях как директора, менеджеры или курьеры, не обязаны проходить ежедневный медицинский осмотр. К такому выводу пришли в Федеральной службе по труду и занятости. В то же время в ГИБДД убеждены, что даже индивидуальные предприниматели не вправе без одобрения медиков управлять личным автомобилем для частных поездок.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны организовывать работу водителей принадлежащих предприятиям автомобилей. В том числе – проводить предрейсовые медицинские осмотры. Это норма федерального закона «О безопасности дорожного движения». По сути, водителю служебной машины нельзя сесть за руль до получения справки о состоянии здоровья. Проведение таких осмотров требует от работодателей существенных материальных затрат.

Однако Роструд (Федеральная служба по труду и занятости) в июне официально сообщил Mashnews, что эту норму должны соблюдать только штатные водители компаний, подобные требования не могут распространяться на работников с иными должностными обязанностями.

В ГИБДД Mashnews заявили, что руководствуются прежними подходами.

Обманчивая должность

В Роструде, отвечая на запрос журналиста Mashnews констатировали, что обязанность по управлению транспортным средством относится к трудовой функции водителя и в должностные функции иных работников входить не может:

«Таким образом, прохождение обязательных предрейсовых медицинских осмотров для руководителей, менеджеров, курьеров и иных подобных работников, действующим законодательством не предусмотрено», – заключил начальник Правового управления Роструда Борис Гудко.

Опрошенные эксперты неоднозначно оценивают эти выводы. По мнению советника юридической компании IMPRAVO Михаила Германа, необходимость проведения предрейсовый медосмотр вытекает не из названия должности, а основной трудовой функции: «Если она связана с управлением транспортным средством – такой работник должен проходить соответствующий осмотр. Трудоустройство водителей под видом менеджеров, курьеров и на другие должности влечет для работодателей существенные риски, в том числе возникновения трудовых споров и ответственности за доверенный сотруднику автомобиль», – убежден Михаил Герман.

Частнопрактикующий юрист Игорь Шануренко не исключает злоупотреблений: «Чтобы не проводить предрейсовые медосмотры недобросовестные работодатели могут записывать часть своих водителей условными курьерами или менеджерами. С другой стороны, возложение спорной обязанности на всех сотрудников, управляющих служебными автомобилями, приведет к значительному увеличению затрат и вряд ли существенно повысит безопасность на дорогах. В конце концов, само наименование должности водителя изначально предусматривает осуществление трудовой функции за рулем автомобиля, тогда как на любых других – является опциональным и зависит от политики организации», – отмечает юрист.

«Наличие водительских прав указывается как условие в 4,5 тысячах «неводительских» вакансий, размещенных на нашем портале за первые пять месяцев этого года. Это самые разные профессии, в том числе агронома, мастера цеха, охранника и другие», – говорит эксперт по трудовому праву hh.ru Ольга Владимирова.

Инспектор всегда прав

В Главном управлении по обеспечению безопасности дорожного движения (ГИБДД) утверждают, что требования о прохождении предрейсового медицинского осмотра распространяются на всех управляющих служебным автотранспортом работников (в том числе руководителей, менеджеров, курьеров и т.д.).

Еще более спорным остается правовой статус владеющих автомобилями частных бизнесменов.

«Информируем, что федеральный закон не содержит положений в части не применения требований при использовании индивидуальным предпринимателем транспортного средства в личных целях», – заявила журналисту Mashnews руководитель профильного отдела ГИБДД Анна Горюнова.

Регламент регистрации автомобилей предусматривает указание в паспорте транспортного средства (ПТС) особой отметки «Собственник ИП» и «Владелец ИП». Они вносятся по заявлению самих предпринимателей, желающих эксплуатировать автомашины в коммерческих целях и применять соответствующие налоговые вычеты.

«В отсутствии отметки инспектору дорожной полиции будет сложно установить, что частный владелец «легковушки» зарегистрирован как бизнесмен и использует автомобиль для предпринимательской деятельности. Если в ПТС проставлено пресловутое «ИП» – владельцу придется проходить медосмотр перед каждым выездом, даже если он никак не связан с предпринимательской деятельностью. Проще говоря – просто так поехать с семьей на дачу, в магазин или отвезти детей в школу уже не получится», – предупреждает юрист Андрей Васильев.

Проверка на дорогах

На практике обязанность ежедневно показываться медикам вменяется и предприятиям, использующим спецтранспорт (погрузчики, тележки, трактора и другие) на внутренней территории, складах, стройплощадках и так далее. В частности, ОАО «Пашийский металлургическо-цементный завод» привлекли к ответственности за выезд дизельного автопогрузчика под управлением не прошедшего предрейсовый медицинский осмотр работника.

Административные санкции применяются и к корпоративным владельцам легковых автомобилей. Так, для развозки документов районный центр занятости в Оренбургской области предоставил курьеру служебный Renault Symbol. «Несмотря на то, что ГКУ «ЦЗН Беляевского района» использовало транспортное средство для собственных нужд, оно обязано было организовать прохождение курьером ... периодический медицинский предрейсовый осмотр», – заключил суд, подтверждая законность наложенного на госучреждение штрафа.

Проходить ежедневное медосвидетельствование, иметь путевой лист и соблюдать иные требования обязаны даже управляющие собственным автомобилем граждане, перевозящие грузы или пассажиров по поручению юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. Так, к административной ответственности привлекли самозанятого Алексея Карпычева, который на собственном МАЗе перевозил груз по договору с ООО ПКФ «Созвездие».

«Перевозка груза носила коммерческий характер, в связи с чем обязывало водителя пройти предрейсовый медицинский осмотр», – отмечает в кассационном определении.

СПРАВКА MASHNEWS

По данным Федеральной налоговой службы, на юридических лиц зарегистрировано почти 4 млн автомобилей, в том числе 1,8 млн легковых, 1,9 млн грузовых и 284 тыс. автобусов.

Гражданам принадлежит 41,5 млн легковых автомобилей, а также 3,8 млн грузовиков и 316 тыс. автобусов.

Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!