Съезд РСПП. Что Владимир Путин пообещал бизнесу
16 марта Владимир Путин принял участие в работе съезда Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП). MASHNEWS приводит основные тезисы выступления президента и его реакции на поступившие от бизнесменов предложения.
О наших успехах и перспективах
В.Путин: Максимальный спад ВВП России по прошлому году был зафиксирован в июне — 4,7%. С тех пор наша экономика перешла к росту.
Мы видим, как позитивные тенденции в российской экономике набирают силу, и во втором квартале текущего года также ожидаем существенное увеличение ВВП по сравнению с уровнем прошлого года.
Нам удалось компенсировать фактическое закрытие западных рынков, расширить внешнеторговые контакты России с государствами быстрорастущих регионов мира. Наш товарооборот с этими регионами мира, с этими странами рос двузначными темпами и продолжает увеличиваться.
В целом внешнеторговый оборот России за 2022 год вырос на 8,1% — до 850 млрд долларов, в том числе экспорт вырос почти на 20–19,9%, а импорт сократился почти на 12–11,7%. Профицит торгового баланса составил 332 млрд долларов — это на 70% больше, чем в 2021 году.
Хорошо прибавляет внутренний спрос. По оценкам, уже в апреле мы выйдем на темпы роста розничного товарооборота не менее пяти процентов.
Ожидается, что по итогам марта инфляция составит меньше четырёх процентов. Это будет ниже, чем в странах еврозоны, которые бесконечно ждут коллапса российской экономики.
Год назад западные власти выкручивали руки своим компаниям и вынудили некоторых из них, многих уйти с российского рынка. Тогда зарубежные аналитики пророчили нам депрессию и спад потребительского сектора, обещали пустые полки магазинов, массовый дефицит товаров, провал сектора услуг.
Однако жизнь по-другому распорядилась. Сами западные страны в полный рост столкнулись с такими же проблемами. Дошло до того, что их руководители предлагают своим гражданам вместо салата и помидоров перейти на репу, репа — хороший продукт, но и за репой, наверное, к нам придётся ехать, потому что уровень урожая у нас значительно превышает те показатели, которые есть у наших соседей в Европе.
А что касается России, то освободившиеся ниши в связи с уходом некоторых европейских и американских компаний стали занимать отечественные компании. Ситуация похожа на ту, которая сложилась восемь лет назад на нашем продовольственном рынке, когда в ответ на санкции мы ввели свои ограничительные меры, после чего начался бурный рост агропромышленного комплекса.
Сейчас возможностей, перспектив для развития бизнеса и его расширения ещё больше, и российский бизнес не должен их упустить, а то, не ровён час, и некоторые ушедшие компании захотят вернуться. Ситуация, без преувеличения, уникальная для многих наших компаний. Своевременное инвестиционное решение сегодня, безусловно, сторицей окупится завтра. Это верно как для обрабатывающей промышленности, так и для внутреннего туризма, для российских брендов на рынке потребительских товаров и так далее.
Чем государство поможет бизнесу и что ждёт от него взамен
В.Путин: На основе собственной технологической базы, в том числе в партнёрстве с дружественными странами, нам нужно увеличивать производственные мощности, открывать новые предприятия, создавать рабочие места на всей территории страны.
Я прекрасно понимаю и те угрозы, которые имеют место, и то, на что указывают нам недоброжелатели, говоря о том, что в среднесрочной перспективе у России возникнут проблемы.
Да, это такая угроза, которую мы должны иметь в виду. Но я абсолютно убеждён, что мы и её преодолеем, и призываю вас не ждать, когда наступят негативные последствия этой среднесрочной перспективы: чтобы это не наступило, действовать нужно прямо сейчас.
В помощь этому запущены механизмы промышленной ипотеки и кластерной инвестиционной платформы.
На качественно новый уровень должна выйти эффективность управления. И в бизнесе, и в системе государственной власти надо активно развивать цифровые платформы, осваивать модели управления на основе больших данных.
Конечно, освоение новых производственных и управленческих технологий должно сопровождаться притоком квалифицированных кадров. Здесь отмечу федеральный проект «Профессионалитет». Мы усилим работу по этому направлению, чтобы в ближайшие пять лет в проекте приняли участие не менее миллиона молодых людей.
Эти планы потребуют дополнительных вложений как со стороны государства, так и со стороны предпринимательского сообщества.
Государство будет всячески поддерживать ответственный бизнес, тех, кто готов бороться и за своё дело, и за благополучие своих коллективов, за благополучие всех граждан России.
Компании, которые нацелены не на краткосрочный результат, а на стабильное развитие на многие годы вперёд, — эти компании, безусловно, должны и будут поддерживаться.
Ответственный бизнес не отделяет себя от населённого пункта, региона своего присутствия, активно участвует в их развитии, вместе с государством вкладывается в школы, университеты, систему образования, здравоохранения, поддерживает социальные программы.
И главное, ответственный российский предприниматель — это настоящий гражданин России, своей страны, гражданин, который понимает и действует в её интересах, не прячет активы в офшорах, а регистрирует компании здесь, не попадает в зависимость от чужих властей.
Предлагаю учредить специальную премию для наиболее ответственных отечественных компаний.
Предлагаю подумать о ежегодной публикации нефинансовой отчётности для крупных предприятий. В ней будет рассказываться о том, что та или иная компания сделала для общества, для конкретного посёлка, города, региона, для своей страны.
Об индустриальных парках и промышленности в городской черте
Антон Батаков, основатель группы компаний ANT-GROUP, говорил о проблемах размещения небольших производств: Часто такие предприятия находятся в небольших арендованных помещениях на территориях крупных заводов советского периода. Эти промышленные площадки выносятся из городов, и на их месте строятся жилые комплексы, а новые производственные площади не закладываются.
Имеющиеся индустриальные парки не подходят под нужды лёгкого и среднего производства, потому что они ориентированы на крупный бизнес. Малые и средние предприятия сами не могут построить себе новую площадку. И получается, существует риск, что к 2030 году они так и останутся сидеть в «гаражах».
Считаем возможным предложить универсальное решение: проект промышленной реновации, единой системы строительства мультимодальных ново-индустриальных парков с помещениями-трансформерами от 300 до 1000 квадратных метров каждое, где смогут разместиться лёгкие, средние производства для выпуска серийной, мелкосерийной, сборочной и массовой продукции.
Рассмотреть возможность реализации проекта «Промышленная реновация» с упрощённым выделением для этого подходящих земельных участков. Сделать доступными условия промышленной ипотеки для каждого участника, увеличить срок действия льготного периода кредитования до 15 лет, кратно увеличить объёмы субсидирования процентных ставок. Это позволит в кратчайшие сроки масштабировать строительство ново-индустриальных парков.
Уважаемый Владимир Владимирович, просим дать возможность реализации проекта «Промышленная реновация» по возведению ново-индустриальных парков. Эти объекты станут частью современной городской среды, позволят сделать популярными промышленные профессии.
В.Путин: У нас в индустриальных парках свободные площади есть, они достаточно большие, они не все заняты. Но я понимаю, что для малых и средних предприятий, может быть, это не совсем удобно. И на освобождаемых от старых предприятий площадках можно наверняка реализовывать те проекты, как вы их называете, ново-индустриальные парки, наверное, и даже точно совершенно можно это делать.
Но это, конечно, нужно смотреть. Здесь много вопросов возникает: собственность чья, чья земля, чьи эти предприятия. С этим надо всегда разбираться — первое. Второе: это чистое производство должно быть.
Но идея сама по себе, конечно, правильная, и я попрошу коллег из правительства на этот счёт поработать вместе с регионами РФ.
Денис Мантуров, министр промышленности и торговли РФ: В рамках кластерной платформы у предприятий есть опция: идти по полному формату, включая льготы по социальным отчислениям. Но при этом основная мера поддержки по новой кластерной платформе — это процентная ставка по кредитам до пяти процентов годовых.
Мы разбили проекты на три группы: доходные, средней доходности и низкой доходности либо даже находящиеся в зоне отрицательной рентабельности — по таким проектам правительством будут отдельные решения приниматься либо досубсидироваться. Мы уже набрали в общей сложности около пяти триллионов заявок по всем проектам.
По индустриальным паркам. Весь инструментарий сегодня уже сформирован. Единственный вопрос — это продление льготного периода кредитования до 15 лет. Думаю, что мы пока ограничимся форматом до семи лет.
Частным компаниям, которые формируют индустриальные парки, компенсируем до 75% расходов, понесённых на создание этой инфраструктуры. Если это государственная собственность, субъекта или муниципалитета, то компенсируются все сто процентов, если частная — то 75%. Имею в виду возврат федеральными налогами тех резидентов, которые туда будут размещаться.
О дружественных компаниях из недружественных стран
Маттео Вальик, генеральный директор «Биессе Груп», итальянской компании, не собирающейся уходить с российского рынка: В течение последнего года я и моя команда прикладывали все возможные усилия для поддержания российского бизнеса, несмотря на определённые сложности. Кроме меня очень много иностранцев хотят продолжать развивать бизнес в России.
Я считаю, что нам нужно создавать ещё более комфортные и привлекательные условия для иностранного бизнеса. В частности, предлагаю для тех компаний, которые приняли решение не уходить с российского рынка и продолжают здесь инвестировать, сделать более предсказуемой процедуру принятия решений о выплате дивидендов.
В.Путин: У нас в общественное сознание и в оборот вошло такое словосочетание «недружественные страны». Оно неточно отражает существующие реалии или, можно сказать, вообще не отражает. Потому что у нас есть недружественные элиты в определённом количестве стран, недружественные правители.
Я знаю, что многие не хотели уходить, не хотели — просто под давлением это сделали и сожалеют, а многие ждут момента, чтобы вернуться. Сегодня надо скорректировать, наверное, нашу позицию. Я попрошу правительство продумать это.
Ведь деньги могут выплачивать такие компании в виде дивидендов, но они замораживаются на счетах «С» и не могут быть выведены. Может быть, подумать о более гибкой ситуации, при которой можно было бы и платить дивиденды, и выводить часть этих дивидендов — какую-то часть. Но при условии, что эти средства будут направляться в том числе и, может быть, прежде всего на развитие бизнеса внутри России, связанного, скажем, с новыми технологиями, с новыми инвестициями.
Андрей Белоусов, первый вице-премьер: Понятно, что жизнь многообразна и существует достаточно много случаев, когда дивиденды надо выводить, для того чтобы компания в России могла функционировать. Для этого создана специальная структура, есть комиссия, которую возглавляет Антон Силуанов.
Одно из предложений, которое сейчас полностью поддержано и Минфином, и Банком России, состоит в том, что у нас есть инвесторы и инвестиции, которые зашли в Россию уже после начала спецоперации и после введения санкций.
Для такого рода инвестиций мы предлагаем существенно ослабить ограничения. Для них, конечно, имело бы смысл, — сейчас под жёстким контролем, безусловно, — ослабить ограничения.
В.Путин: Видите, куда он вас толкает? Перерегистрируйтесь, и всё будет хорошо — как будто зашли снова.
Александр Шохин, президент РСПП: Возникло такое предложение: может, ввести понятие «дружественная компания из недружественной страны»?
В.Путин: Потренируйтесь ещё немножко — мы на правильном пути, надо потренироваться.