Сделано в России не на 100%. Минпромторг готов смягчить требования к отечественной продукции
Критерии того, какие изделия считать российскими, будут скорректированы. Минпромторг уже подготовил предложения на этот счёт — пока для одной категории: промышленные котлы. Но проблемы с получением сертификата «сделано в России» есть у многих производителей.
Котлы на особом положении
Минпромторг готов смягчить требования по локализации производства промышленных котлов. Не все этапы их изготовления выполняются в России, это мешает производителям участвовать в госзакупках.
Свою инициативу Минпромторг воплотил в проекте постановления Правительства РФ и выложил для публичного обсуждения. Оно должно завершиться 13 июня.
В пояснительной записке к проекту проблема описывается так: для того чтобы продукция была признана российской, необходимо получить подтверждения отечественного происхождения сырья, комплектующих, материалов, производственных операций. За каждое подтверждение присваивается определённое количество баллов, по их итоговой сумме оценивается степень локализации продукции.
Однако не все стадии производства удалось локализовать. Так, сейчас при изготовлении поковок роторов, литья всех корпусных деталей паровых турбин в РФ осуществляется всего одна технологическая операция — финишная механическая обработка, говорится в пояснительной записке к документу Минпромторга. С 1 января 2026 года предполагается дополнить локализацию ещё двумя операциями: выплавкой стали (или чугуна) и предварительной механической обработкой.
Вывод авторов документа: в настоящий момент в России нет возможности в полном объёме выполнять все нужные технологические операции, поэтому «к указанной промышленной продукции применять балльную систему нецелесообразно». Авторы предлагают сделать исключение для промышленных котлов, прописав это в приложении к постановлению кабмина от 17.07.2015 № 719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории РФ».
Когда эти операции научатся делать в России, можно отменить исключение, указывают в министерстве. Согласно документу, это должно произойти к 2026–2030 годам, в зависимости от вида продукции.
Заключение на каждый болт и каждую трубу
Фото: РИА Новости
Чтобы продукция считалась отечественной, она должна быть внесена в Реестр российской промышленной продукции. Его ведёт Минпромторг, основываясь на 719-м постановлении Правительства РФ.
Проблемы с подтверждением отечественного происхождения есть у многих производителей. Доказывать свою «отечественность» нужно, прежде всего, для участия в госзакупках: по одним позициям российские товары получают приоритет при определении результатов торгов, по другим к тендерам допускаются только отечественные производители. Кроме того, предприятия с полным циклом производства охотнее поддерживает государство с помощью разнообразных программ.
СПРАВКА MASHNEWS:
Чтобы попасть в реестр Минпромторга, нужно получить от министерства заключение, подтверждающее российское происхождение товара. Для этого необходимо предоставить либо акт экспертизы о соответствии продукции требованиям включения в реестр, либо сертификат о происхождении товара формы СТ-1. Оба документа выдаёт Торгово-промышленная палата РФ (и её региональные представительства).
Балльная оценка локализации была введена ещё в 2019 году. Но в 2022-м методика определения степени локализации изменилась: новые Методические рекомендации по подтверждению производства промышленной продукции на территории РФ, разработанные Торгово-промышленной палатой РФ (ТПП), были утверждены в июне 2022 года и начали действовать с 1 июля. В декабре ТПП сообщила, что новые подтверждения о локализации будут действовать не год, а три.
Полученные ранее сертификаты работали до 31 марта. Когда производители отправились их продлевать, оказалось, что процедура значительно усложнилась, говорит Дмитрий Стоянов, заместитель генерального директора по гражданской морской технике АО «ЦНИИ »Курс« (разработчик и интегратор судовых и корабельных радионавигационных систем). Теперь требуется предоставлять отдельные заключения на компоненты, составляющие оборудование судовых систем.
«На каждый болт, на каждую трубу требуется такое заключение. А в судне десятки тысяч позиций. Производители обращаются к поставщикам за подтверждениями, но далеко не все поставщики готовы тратить время и деньги на получение документов. Это грозит ростом проблем с поставками комплектующих, задержками выполнения заказов», — поясняет Дмитрий Стоянов.
По его словам, производители тратят на оформление документов по полгода и больше.
«Войти в реестр Минпромторга по 719-му постановлению практически невозможно. Ни одна судостроительная верфь в полном объёме баллы не наберёт», — беспокоятся на Алтайском заводе дизельных агрегатов.
Аналогичные проблемы возникли и в других отраслях. Например, производители радиоэлектроники, для которых балльную систему оценки локализации ввели в сентябре 2022 года, два месяца назад тоже пожаловались в Минпромторг, что не могут попасть в реестр по новым правилам.
Раньше отечественной признавали такую радиоэлектронную продукцию, в составе которой стоимость российских компонентов была выше, чем иностранных. Теперь в ТПП образовалась очередь из тысяч заявок от производителей и поставщиков.
«Мы готовим предложение в Минпромторг о том, чтобы рассмотреть возможность вернуться к старой методике, когда компоненты второго-третьего уровней подтверждались бы первичной документацией: закупочными ведомостями, сертификатами качества», — сообщил Дмитрий Стоянов.
Против течения
Фото: АвтоВАЗ
Минпромторг не планирует смягчать условия сертификации для всех отраслей. Например, для автопрома, наоборот, скорее предполагается их ужесточить. Как стало известно в конце мая, разрабатывается изменение балльной методики, по которой будут считать локализацию на предприятиях, производящих автомобили. В частности, будет снижено максимально возможное количество баллов (сейчас это 1500), которое производитель может получить за отечественную сварку и окраску кузова, штамповку кузовных деталей из российского металла. Но будет увеличено количество баллов за локализацию компонентов. По замыслу министерства, это стимулирует производство комплектующих.
Автопроизводители сомневаются, что цель будет достигнута, и прогнозируют, что новация затруднит получение полного возмещения за утильсбор (для этого также используются данные о локализации) и приведёт к росту цен на автомобили.
Другие промышленники сами ратуют за то, чтобы сделать контроль за участниками рынка более пристальным. Например, представители фарминдустрии уже обратились с таким предложением в Минпромторг.
Поскольку фармпредприятия, подтверждающие полный цикл российского производства, имеют преференции в госзакупках, здесь получили распространение схемы, позволяющие оформить сертификат локализации обходными путями. Прежде всего, это связано с фармсубстанциями для производства лекарственных препаратов. Более 80% таких компонентов — импортные.
Как рассказал председатель правления Ассоциации фармацевтических производителей ЕАЭС Алексей Кедрин, чтобы получить преимущества на торгах, некоторые производители ввозят либо готовые, либо почти готовые фармсубстанции из-за рубежа и выполняют только некоторые операции в России — например, сушку, фасовку. «Они заявляют: мы ввезли ингредиенты и произвели субстанцию. И получают подтверждение локализации», — пояснил Алексей Кедрин.
Это приводит к тому, что инвестиционная привлекательность проектов по созданию производства субстанций в России снижается. Кроме того, изготовленные таким образом лекарства могут быть небезопасны, так как в ряде случаев субстанции завозятся нелегально.
«Существующая система не в полной мере выполняет функцию стимулирования локализации за счёт выдачи преференций тем, кто произвёл препараты полного цикла. Мы не раз обсуждали это в Минпромторге», — признаёт Алексей Кедрин.
Ассоциация предложила ввести систему отслеживания производства фармсубстанций на всех его этапах.
«Это должно быть, во-первых, добровольной опцией, интересной, прежде всего, для компаний, которые намерены участвовать в госзакупках, и, во-вторых, не должно быть финансово обременительно для производителей», — говорит Кедрин. Он рассчитывает, что Министерство утвердит сроки и формат такой системы уже в этом году.
«Вам шашечки или ехать?»
Фото: mos.ru
Некоторые эксперты в беседе с MASHNEWS отмечают, что сейчас государство должно быть больше заинтересовано в том, чтобы идти навстречу производителям, чем наоборот. «Не все готовы бегать за чиновниками и просить, чтобы продукцию признали отечественной. Из-за санкций ввоз многих товаров ограничен, и спрос на российские аналоги резко вырос, так что можно прожить и без участия в госзакупках», — комментирует представитель судостроительной отрасли.
Это мнение поддерживает председатель правления Национального союза поставщиков оборудования и инструмента для металлообработки Павел Беликов.
«Потребность в станках сейчас превышает объёмы производства. Поэтому многие производители рассуждают по принципу »вам шашечки или ехать«. Многим сейчас нужно ехать. Если государство хочет нарастить производство, то логично было бы думать над мерами, которые помогали, а не мешали бы этому», — резюмирует Павел Беликов.