12 мая 2023 15:35
читать 10 минут

Санкции закончатся, грузопотоки вернутся, надо воспользоваться паузой — доктор наук Андрей Бочкарёв

Грузопотоки поменяли ориентацию — с Запада на Восток. В непростом положении оказался Санкт-Петербург, который последние 20 лет развивался как международный транспортно-логистический хаб, ориентированный на западные страны. Грозит ли городу стать транспортным узлом исключительно для внутреннего пользования? Об этом MASHNEWS поговорил с Андреем Бочкарёвым, доктором экономических наук, академическим руководителем образовательной программы «Логистика и управление цепями поставок» НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге.

Портовые перспективы

— Сегодня мы видим падение грузооборота в Большом порту Санкт-Петербург на 37,5% по итогам прошлого года и сокращение международных авиарейсов в Пулково. То есть Петербург уже не международный транспортный хаб?

— Транспортные потоки в регионе меняются, но здесь нужно говорить не о снижении роли Петербурга в транспортно-логистической системе страны, а о её изменении. Причём рассматривать не город отдельно, а анализировать ситуацию в агломерации в целом: город и область.

Да, Большой порт Санкт-Петербург, который был ориентирован, прежде всего, на контейнерные перевозки в европейском направлении, теряет потоки. Перевалка контейнеров обеспечивала примерно 44% грузооборота Большого порта по весу и ещё больше — в деньгах. После введения санкций он почти потерял этот источник.

Зато областные порты, наоборот, наращивают обороты. По данным Ассоциации морских портов России, в первом квартале 2023 года грузооборот портов Балтийского бассейна вырос на 6,8% против показателей того же периода 2022-го. Наибольший вклад в эту динамику внесли Усть-Луга, где рост составил 25,1%, и Приморск, прибавивший 14,4%.

И у Большого порта Санкт-Петербург тоже неплохие перспективы, только география перевозок будет меняться: он может переориентироваться на перевалку грузов в страны Северной Африки, Турции, Азиатско-Тихоокеанского региона.

— То есть не надо застраивать порт жильём, как предлагал Путину совладелец Трансмашхолдинга Андрей Бокарев?

— На мой взгляд, стоило бы развивать инфраструктуру Большого порта. Причём поскольку порт находится в городе и его собственное развитие сдерживается границами Петербурга, то нужно в Ленинградской области развивать контейнерные терминалы, связанные с портом железной дорогой.

Оптимальны для этого пригородные районы на юге и юго-западе Петербурга, в том числе вокруг аэропорта Пулково. Помимо Большого порта, в этот комплекс входит и Бронка в Ленинградской области.

— Но с Морским пассажирским портом на Васильевском острове ситуация, очевидно, не радужная.

— Да, здесь, я думаю, в ближайшей перспективе подвижек ждать особо не приходится. Порт, который принимал почти миллион пассажиров в год и до 800 судозаходов, в прошлом году не принял ни одного судна. Думаю, время, пока образовалась эта пауза, было бы целесообразно использовать для улучшения транспортной ситуации внутри города. Снижение турпотока этому как раз способствует.

Причём заняться решением этой проблемы следует не только на Васильевском острове, но и в целом в городе.

Рабочим — железные дороги


Фото: Пётр Ковалев / ТАСС

— Что для этого нужно сделать?

— Прежде всего — убрать крупные грузовые потоки из города. Эту задачу должны были выполнить Западный скоростной диаметр и Кольцевая автодорога. Но они с ней не справились. КАД вообще стала, по сути, внутренней трассой, по которой люди объезжают городские пробки. Конечно, очень удобно с севера Петербурга по кольцевой попасть, скажем, в аэропорт. Но из-за высокой загрузки кольцевой дороги магистральный транспорт не может использовать её в полной мере, как это предполагалось, когда её задумывали. Поэтому необходимо второе транспортное кольцо, которое будет вынесено за КАД.

На второе кольцо должны уйти и перевозки, связанные с обеспечением работы крупных промышленных предприятий и логистических комплексов, которые должны быть выведены на периферию и за пределы Петербурга. Этот вопрос обсуждается не первое десятилетие, и острота его только нарастает. Особенно сейчас, когда для промышленных предприятий таким важным становится повышение производительности. Эффективное транспортное сообщение — одна из составляющих высокой производительности труда.

— А работников на заводы как доставлять? Планы открытия новых станций метро всё время сдвигаются.

— Метро в Петербурге всегда будет сложным и дорогим удовольствием. Оптимальным выглядит скоростной трамвай. Я считаю, что это отличная альтернатива метрополитену: затраты на создание трамвайной инфраструктуры ниже, чем на метро, а по объёмам перевозки пассажиров они вполне сопоставимы.

Неплохо было бы повысить роль железной дороги в перевозках пассажиров. Сейчас поезда используются в основном как магистральный транспорт. Но ведь у нас очень разветвлённая и густая железнодорожная сеть, что даёт возможность задействовать её шире. Увеличив число скоростных электричек, наподобие «Ласточек», мы привлекли бы на промышленные предприятия людей из отдалённых городов Ленобласти. Одновременно удовлетворили бы кадровый голод предприятий и способствовали бы развитию этих периферийных городов.

РЖД не до Северо-Запада


Фото: mayaksbor.ru

— Что мешает развитию железнодорожных пассажирских перевозок?

— Как всегда — собственные планы РЖД. Для скоростных пассажирских перевозок нужен специальный подвижной состав, необходимо реконструировать пути. Но у РЖД сейчас горячее время: грузооборот в азиатском направлении и на Дальнем Востоке растёт. За первый квартал 2023 году грузопоток по железной дороге в Китай увеличился в 1,6 раза, инфраструктура работает практически на пределе возможностей.

Так что это, безусловно, основное направление инвестиций, и в ближайшее время маловероятно, что РЖД будет инвестировать в пассажирские перевозки в нашем регионе.

— В Пулково сокращение международных авиарейсов в 2022 году более чем в три раза по сравнению с доковидным 2019 годом. Думаете, аэропорт сможет переориентироваться на другие международные направления?

— Отчасти это происходит. Увеличиваются потоки в Арабские Эмираты, Стамбул, Баку, Ереван, Ош, Самарканд и другие пункты, которые не прервали авиасообщения с Россией. Но, конечно, в ближайшей перспективе Пулково будет преимущественно развивать внутренние рейсы.

На внутренних направлениях пассажиропоток Пулково в 2022 году вырос на 30% по сравнению с 2019 годом. А в первом квартале 2023-го прибавил 15% к показателям прошлого года. Судя по планам российских авиакомпаний, рост продолжится. Уже запущена программа туристических рейсов из Петербурга в восемь российских городов, её реализуют «Аэрофлот» и туроператор «Библиоглобус».

— То есть сегодня Пулково — скорее внутренний аэропорт, а не международный хаб?

— Судя по планам наращивания терминала для внутренних перевозок, да, это так. Уже идёт проектирование реконструкции этого терминала.

Ничто не вечно


— Получается, Северо-Западу придётся уступить место Дальнему Востоку в приоритетах транспортно-логистического развития России?

— Вовсе нет. До 2022 года Санкт-Петербург и Ленобласть обеспечивали до 25% от общего объёма внешнеторгового грузооборота РФ. Через территорию региона проходят несколько международных транспортных коридоров: Север — Юг, Запад — Восток, Панъевропейский транспортный коридор №9 и перспективный, ещё только строящийся коридор Европа — Западный Китай. Эти направления никуда не исчезли.

Да, Дальний Восток рванул в силу сложившихся обстоятельств, но везти грузы из европейской части России на Дальний Восток смысла нет. Роль Санкт-Петербурга в перспективе одного-двух лет трудно определить, но в долгосрочной перспективе она не уменьшится как минимум.

— Думаете, всё вернётся?

— Ситуация со столь жёсткими санкциями не может продолжаться вечно, как и специальная военная операция. Так что в будущем и порты, и аэропорт, и железнодорожная инфраструктура нашего региона, безусловно, снова займут одно из приоритетных мест в транспортной системе страны.

Важно, чтобы образовавшийся временной задел мы использовали для того, чтобы подготовиться к этому.

СПРАВКА MASHNEWS:
Андрей Бочкарёв — доктор экономических наук, доцент, академический руководитель основной образовательной программы «Логистика и управление цепями поставок» НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге. Профессиональные интересы: интегрированное планирование цепи поставок, управление надёжностью и устойчивостью поставок, транспортировка и моделирование цепей поставок.

Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
Cпециальный корреспондент