Санкции США приведут к снижению производства «Сибантрацита» на 10-15%
Новые санкции США коснулись одного из крупнейших мировых поставщиков антрацита - российской группы «Сибантрацит». По оценкам экспертов, санкции могут привести к снижению объемов добычи компании на 10-15%, но временно. Гораздо интереснее, что «Сибантрацит» не намерен перенаправлять экспортные потоки, а собирается наращивать поставки на внутренний рынок. Но в России потребляется лишь около 1 млн тонн антрацита, тогда как производится в 40 раз больше.
Под санкциями
Американский Минфин 1 мая опубликовал новый санкционный список, в который попали около 300 физических и юридических лиц из разных отраслей. В частности, рестрикции коснулись структур российского углепроизводителя, группы «Сибантрацит».
В сообщении министерства финансов США отмечается, что речь идет как о собственно производственных активах группы в Кемеровской и Новосибирской областях (ООО «Разрез Верхнетешский», ООО «Разрез Восточный», ООО «Разрез Кузнецкий Южный», ООО «Разрез Колыванский» и ООО «Разрез Малиновский»), так и об ООО «Управляющая компания Сибантрацит», ООО «Сибантрацит Теплосеть», ООО «Сибантрацит Порт Сервисис» и обогатительном комплексе «Листвянский». В состав Группы также входит ООО «Разрез Кийзасский, однако оно в санкционном списке не упоминается.
Группа «Сибантрацит» подконтрольна ООО «Сибкапитал» (ранее «Башкирский промышленный холдинг», крупнейшими акционерами которого (по 25,5%) являются предприниматели Олег Поляков и Алексей Фоменко. Предприятия группы занимаются добычей и экcпортом высококачественного антрацита Ultra High Grade, а также других металлургических углей.
Компания является одним из крупнейших в мире поставщиков антрацита. По итогам 2022 года совокупная добыча группы «Сибантрацит» составила 24,55 млн тонн, выручка - 345,83 млн рублей.
В декабре 2023 года СМИ сообщали, что к 2025 году «Сибантрацит» намерен увеличить производство на 20%, до 30 млн тонн. Исходя из этого, добыча группы в 2023 году составляла порядка 25 млн тонн. Однако теперь эти планы могут оказаться под угрозой.
Что делать с антрацитом?
«После санкций в отношении таких угледобывающих компаний, как СУЭК, «Мечел» и «Эльга», было бы странно, если бы «Сибантрацит» не готовился к ограничениям, - комментирует главный стратег инвестиционной компании «Вектор Икс» Максим Худалов. - И все же в первые два месяца подстройки под санкции может произойти снижение добычи на 10-15%».
Это связано с тем, что от поставок «Сибантрацита», вероятно, откажется Южная Корея, исполняющая санкции США. Однако уже к третьему месяцу группа сможет перестроить логистику, перенаправив экспорт из Южной Кореи в Китай и Вьетнам, которые к американским санкциям традиционно не прислушиваются.
Общая просадка добычи «Сибантрацита» по году, по оценке Худалова, составит не более 2-3%.
На российских потребителей антрацита сокращение производства группы не повлияет. Максим Худалов напоминает, что всего в РФ потребляется лишь около 1 млн тонн антрацита в год, тогда как общее производство (с учетом мощностей в ДНР и ЛНР) превышает 40 млн тонн.
Сам «Сибантрацит», впрочем, заявляет, что в связи с санкциями он намерен переориентироваться на российские рынки. Об этом Mashnews сообщили в компании, отметив, что «Сибантрацит» был готов к санкциям и четко знает, как надо действовать.
«Мы продолжаем работу с учетом новых реалий, - заявили в «Сибантраците». - В частности, приоритетом в торговой политике Группы «Сибантрацит» становится российский рынок. Компания продолжит увеличивать поставки отечественным производителям».
Однако, учитывая объемы потребления антрацита в РФ, такие планы выглядят несколько неожиданно.
Глава Фонда энергетического развития Сергей Пикин указывает, что завоевывать новый рынок можно только тогда, когда на нем присутствует дефицит.
«А в ситуации, когда дефицита в этом сегменте нет, придется конкурировать с уже присутствующими на рынке поставщиками, то есть с российскими же компаниями. Предлагать какие-то более выгодные условия, - говорит эксперт. - А ведь потенциальные покупатели, учитывая санкционное давление на «Сибантрацит», могут и сами потребовать особых преференций».
Источник в угледобывающей отрасли рассказал Mashnews, что, вероятнее всего, речь идет всего лишь о перепродаже угля «Сибантрацита».
«При этом за дальнейшую судьбу угля компания нести ответственность не может», - говорит собеседник Mashnews.
Общая картина
В целом, проблем с поставками российского угля на внешние рынки на сегодняшний день нет - несмотря на санкции Запада, введенные в отношении практически всех крупных углепроизводителей.
«Да, угольный рынок Европы де-юре для России закрыт, - комментирует Сергей Пикин. - Но идут поставки, в первую очередь, в Индию и Китай, а также в страны Юго-Восточной Азии. Несмотря на «зеленую революцию», спрос на уголь в мире не упал и даже пока не вышел на пик, так что российский уголь будет востребован еще долго».
Единственное, по словам эксперта, что сейчас сдерживает объемы российского угольного экспорта, - это нехватка логистических мощностей на Восточном направлении. Но когда будет завершен проект расширения БАМа и Траннсиба (проект Восточный полигон), и пропускные способности железной дороги вырастут, экспорт угля (как и других товаров) существенно вырастет.
Соответственно вырастут и возможности добычи. Замминистра энергетики РФ Сергей Мочальников 12 апреля говорил, что уже в 2023 году объем перевозок по Восточному полигону достигал 108 млн тонн, к 2030 году эти объемы должны достигнуть 210 млн тонн, а к 2035-му - 270 млн тонн.
«При достаточной провозной способности Восточного полигона угледобывающие компании способны нарастить добычу до 500 млн тонн в год», – заявлял Сергей Мочальников.