Самый сложный период для российских машиностроителей позади. ЦБ сомневается
Российские и белорусские машиностроительные предприятия, собравшиеся на форум «Металл Экспо 2023», считают, что худшее позади, впереди развитие и новые отечественные продукты: встроенные газовые плиты, крюковые погрузчики и полностью электрические самосвалы. Аналитики ЦБ не так оптимистичны.
Слабый рубль – счастье для производителя
В 2022 году предприятия думали только о том, как выжить, говорили участники форума «Металл Экспо 2023», который прошел в Москве с 7 по 10 ноября. Санкции, уход иностранных партнеров, срывы поставок, волатильность рубля – не позволяли думать о развитии. К концу 2023 года, уверяют руководители машиностроительных предприятий, основные проблемы решены.
У компании «Газпром бытовые системы» (производитель бытового газового оборудования) самая трудная ситуация была в первой половине 2023 года – из-за курса рубля.
Слабый рубль помог предприятию пройти 2022 год с хорошими показателями, рассказывает генеральный директор «Газпром бытовые системы» Алексей Самсоненко. Но затем рубль укрепился по отношению к доллару и евро (в июле 2022 года рубль поднялся до 52,5 за доллар - прим. ред.), крупные покупатели - DNS, «М-Видео», RBT и заказчики продукции под своими брендами - перешли на китайских и турецких производителей.
«Они заполнили свои склады где-то на полгода. Поэтому в первые 5 месяцев 2023 года была очень тяжелая ситуация. Мы продукцию выпускали, но таких продаж как в конце 2022 года не было. Сейчас мы видим курс 90-100 рублей за доллар, все поняли, что скачков курса больше не будет, надо работать с российскими производителями», - объясняет Самсоненко.
«На сегодняшний день мы полностью работаем «с колес». Склада фактически нет. Хотя у нас готов покупать больше, но мы не можем расширить производство. Не хватает человеческих ресурсов. Мощности загружены на 100%. Но в будущее смотрим с оптимизмом», - заключает Самсоненко.
В планах предприятия – встраиваемая техника.
«Отдельно стоящие плиты уходят в прошлое. Даже в очень отдаленных регионах нам говорят, ну что вы, мол, предлагаете нам отдельностоящие плиты, давайте встраиваемые. Поэтому наша основная задача – расширение производства такой техники. Но и отдельно стоящие газовые плиты никто не отменял. У нас только завод в Чайковском, в Пермском крае, спроектирован был на 250 тыс. штук в год. Сейчас мы на нем производим 400 тысяч. Так вот, мы планируем 200-250 тыс. встраиваемых плит произвести дополнительно к ним. Не хотел бы забегать вперед, но есть проекты и по другому газовому оборудованию. Сейчас верстается бизнес-план на 2024 год, инвестпрограмма достойная. Рост будет, так скажу, в полтора раза», - говорит Алексей Самсоненко.
Западные акционеры не вмешиваются, но и не уходят
В 2022 году компания «Палфингер СНГ» (входила в австрийский, сейчас международный машиностроительный концерн - прим. ред.) сполна ощутила на себе санкционное давление. Это привело к полному переформатированию цепочек поставок. Раньше предприятие пользовалось услугами корпоративных поставщиков, большинство было из Западной Европы. С каждым новым пакетом санкций, эти поставщики «лавинообразно отваливались». Компании в итоге пришлось замещать и локализовывать половину приобретаемого сырья и материалов, говорит директор по закупкам «Палфингер СНГ» Анатолий Щукин.
«Это затронуло и высокопрочный металлопрокат. Для одного из производств в Башкортостане мы его закупали в Европе. Мы переориентировались на Китай и ведем работу с «Северсталью» по локализации этого направления. Мы были вынуждены сократить модельный ряд выпускаемой техники для того, чтобы стабилизировать производство и восстановить цепочки поставок. Это было сделано намеренно, для того, чтобы войти в русло, сделать паузу и восстановить производственные мощности», - рассказывает он.
Компанию затронули и ограничения в части инвестиций. Вопрос об уходе из России на повестке дня не стоял, и не стоит, говорит Щукин. «Акционеры соблюдают санкционную политику Европы, но предоставили возможность российскому направлению бизнеса развиваться за счет собственных ресурсов и принимать самостоятельные управленческие решения».
Спрос на продукцию предприятий концерна в России увеличился и продолжает расти, говорит менеджер предприятия. «Палфингер СНГ» пережил сложный 2022 год и сейчас приблизился к объему выпуска 2021 года. На следующий год предприятия ждут увеличения выпуска на 20%, добавляет Щукин.
«Палфингер СНГ» намерено сфокусироваться на готовых решениях. Например, входящий в концерн завод «Велмаш» в Великих Луках (Псковская область) предлагает потребителям крюковые погрузчики и автогидроподъемники.
«Европейские модели крюковых погрузчиков полностью локализованы в Великих Луках. Сейчас разрабатываем новую версию. Разрабатываем и выпускаем автогидроподъемники. Это уникальный продукт, который разработан в России, без участия наших товарищей из Европы. Он собран из комплектующих, произведенных в дружественных нам странах. Наверное, единственное направление, которое просело и пострадало от санкций, это лесная отрасль. Но это касается не только нас, но и всей отрасли. Что касается крановой техники, то на нашем заводе в Башкирии, в Ишимбае, на предприятии «Инман», идет активная работа по восстановлению того модельного ряда, который был принудительно сокращен», - рассказывает Щукин.
Белоруссия освоила все виды энергии
Понятие «импортозамещение» в Белоруссии актуально уже 10 лет. Вся работа белорусского министерства промышленности посвящена именно этому – развитию собственных производителей. «БЕЛАЗ» и другие предприятия методично ищут альтернативных поставщиков комплектующих, поэтому белорусская промышленность к 2022 году была готова, рассказал зам. генерального директора по коммерческому импорту и материальному обеспечению «БЕЛАЗа» Владимир Яворский.
«К 2022 году мы были готовы еще и потому, что санкции против «БЕЛАЗа» ввели годом раньше - в 2021-м. У нас было полгода, чтобы раскачаться, и в 2022 год выйти с полным портфелем заменителей наших традиционных поставщиков. Когда в 2021 году ЕС ввел санкции в отношении «БЕЛАЗа», мы лишились порядка 1500 американских, европейских, японских комплектующих. Поэтому мы их очень активно искали, замещали и внедряли. В итоге 2022 год мы закончили с рекордными показателями», - рассказывает Яворский.
«Это не секрет, - говорит он, - мы уже в который раз делаем выручку больше миллиарда долларов, при том, что рынки наши сокращаются. В определенные страны мы больше не можем поставлять продукцию, но есть ниша в России, которую нам освободили наши прямые конкуренты. Поэтому 2022 год не принес нам никаких негативных последствий. Планируем, что 2023 год будет не хуже».
«БЕЛАЗ» намерен развивать модельный ряд. Сейчас на рынке востребована техника, которая раньше для предприятия считалась «факультативной». Это спецтехника, которая обслуживает аэропорты, бульдозеры, тягачи, вагоны, машины для металлургических предприятий и машины для подземных работ.
Компания развивает собственные конструкторско-технологические разработки.
«Наши конструкторы, которых больше 300 человек, занимаются разработкой и доработкой нашей техники. Среди последних новинок, которыми мы гордимся, гибридный самосвал. Еще одна новинка - самосвал на водородном топливе. Мы плотно укрепились в сегменте самосвалов, работающих на газе, грузоподъемностью 30-45 тонн. Совсем недавно, в начале ноября 2023 года, в Петербурге мы показали свой 90-тонный «газовый» самосвал. Также в этом году изготовили гусеничный экскаватор с ковшом объемом 12 кубометров. Эта машина собрана исключительно из компонентов, произведённых в Союзном государстве и дружественных нам странах», - говорит Владимир Яворский.
«И, разумеется, невозможно не упомянуть 90-тонный самосвал, который работает исключительно на аккумуляторных батареях, - продолжает он. - Это даже не гибрид, это чистейшая «электричка». То есть мы освоили двигатели на всех источниках энергии».
Оценка экономики по потреблению металла
По уровню металлопотребления оценивает происходящее в российской экономике в целом и в ее отдельных отраслях компания «Северсталь». В 2021 году общий объем потребления стали машиностроительными предприятиями РФ составил 5,1 млн тонн. В 2022 году потребление металла упало на 18% - до 4,2 млн тонн.
Но уже в 2023 году металлурги увидели достаточно уверенный рост - на 13%, до 4,7 млн. тонн. Если ничего неожиданного не произойдет, то в 2024 году металлургические предприятия ждут дальнейшего роста и приближения к цифрам 2021 года, рассказал директор «Северстали» по работе с машиностроительными компаниями Георгий Аргунов.
«Понятно, что первая причина катастрофического снижения металлопотребления и, как следствие, машиностроительного производства – это сложности, которые были вызваны приостановкой деятельности предприятий с западным капиталом. На слуху судьба автозаводов. Но не только у компаний с западным капиталом были проблемы. Большинство отечественных предприятий столкнулись с необходимостью искать новых поставщиков, перестраивать цепочки поставок, было достаточно сложно сохранить объемы производства и реализации продукции. 2023 год показывает, что «все, что нас не убивает, делает нас сильнее». Кажется, что основные сложности позади, и те, кто хотел продолжить работу в России, это сделали. Изготовители востребованной продукции нашли пути восстановления производства и переходят к обсуждению вопросов развития», - считает Аргунов.
Гособоронзаказ как драйвер роста
«Уход прежних потребителей металла, в частности, иностранных производителей автомобилей, компенсировался появлением новых. Кроме того, территория России немного выросла в 2022 году. Это значит, что появились потребители и на новых территориях. Они перешли из категории «экспорт», в категорию «внутренние потребители». Это один компонент устойчивости. сказал MASHNEWS управляющий директор Корпорации «Исток», председатель комитета по консалтингу Московской торгово-промышленной палаты, к.э.н. Олег Масленников.
Второй момент: несмотря ни на что растет платежеспособный спрос. Появились люди, которым нужны новые бытовые приборы и другое оборудование. Вырос спрос на строительную технику. То есть рост спроса на продукцию отечественного машиностроения имеет место быть, говорит Масленников.
«Главное же – это гособоронзаказ. Он не то, чтобы единственная причина, но играет роль драйвера процесса. Есть спрос на гусеничную технику, для нее нужно больше стали. Нужны специальные марки стали, которые у нас были невостребованы. Если раньше какой-то марки стали нужно было выплавить 500 тонн в год, то это было невыгодно. Сейчас ситуация другая: шведскую сталь уже особо не купишь, потребители перешли на отечественную продукцию. Появился рынок для сталей нерядовой марочности, который раньше был очень узкий. Пошел спрос на марочные стали, их стало выгоднее выплавлять, их себестоимость снижается за счет роста объемов производства», - объясняет эксперт.
Все очень неравномерно
В опубликованной в сентябре 2023 года аналитической записке ЦБ РФ «Обрабатывающая промышленность в условиях санкций» указано, что перестройка отраслей и отдельных предприятий к новым условиям проходит неравномерно.
С проблемами закупок импортных машин и оборудования в 2022 году столкнулся ограниченный круг предприятий – те, кто планировал инвестиции в основной капитал в этот период (48% респондентов). Для остальных производителей (44%) проблема ограниченной доступности импортной техники носила отложенный характер.
Проблема импорта запасных частей имела больший масштаб, она затронула 70% предприятий. К концу 2022 года к изменениям приспособились 19% компаний, у большей части (52%) проблемы с поставками запчастей еще сохранялись, в том числе 15% не видели их решения в среднесрочной перспективе.
В одних секторах обрабатывающей промышленности, по данным исследования ЦБ, произошел рост объемов выпуска продукции в связи с увеличением внутреннего спроса и снижением предложения со стороны импорта. Больше всего рост производства ожидали в машиностроении, легкой промышленности и производстве резины и пластмасс.
В других секторах - напротив - произошло сокращение выпуска. Более всего это проявилось в деревообработке и изготовлении минеральной продукции.
Такая неоднородность сказывается на рынке труда. Спрос на труд увеличивается в растущих секторах промышленности. При ограниченной отраслевой и региональной мобильности на рынке труда усиление конкуренции за трудовые ресурсы приводит к ускоренному росту заработной платы и формирует дополнительные издержки для предприятий, пишут эксперты ЦБ.
Недавнее исследование Росстата показывает, что в целом руководители отечественных предприятий не до конца верят в то, что трудности закончились. В сентябре 2023 года Росстат провел опрос 4700 компаний, не относящихся к малому бизнесу. Его итоги показали, что индекс предпринимательской уверенности в добывающих производствах снизился относительно августа 2023 года на 3,6 процентных пункта, в обрабатывающем секторе - на 0,2 процентных пункта.