28 ноября 2022 10:45
читать 8 минут

Самый быстрый поезд в России: возможно, но дорого

Машиностроительный холдинг «Синара — транспортные машины» пообещал к 2028 году собрать новый отечественный высокоскоростной поезд. Предыдущая попытка создания в России скоростного состава закончилась в 2004 году. Выгодный маршрут для таких поездов пока один: Москва — Санкт-Петербург.

Проект национального масштаба

Работа над эскизным проектом российского высокоскоростного поезда завершена, приступили к созданию его экспериментальной модели, затем начнётся серийное производство, сообщил на «Транспортной неделе 2022» председатель совета директоров компании «Синара — транспортные машины» Александр Мишарин.

Первые поезда, по словам Мишарина, соберут к 2028 году, сборкой займётся компания «Уральские локомотивы», входящая в группу «Синара». Аналогичные поезда в настоящее время существуют только в Китае, уточнил председатель.

Новый российский поезд должен развивать скорость до 400 км/ч. Для его создания надо провести разработки во многих областях: в кинематике, аэродинамике, электронике, связи, сигнализации, контактной сети, технологии 3D-печати и систем автоведения.

«Всего к реализации проекта привлекаются более 300 научных и промышленных предприятий страны», — сообщили MASHNEWS в ОАО «РЖД».

В «Синаре» не смогли ответить на вопросы о том, сколько средств компания готова потратить на реализацию проекта и кто из российских предприятий будет принимать участие в производстве комплектующих. Пресс-служба «Синары» не стала давать комментарии, поблагодарив за понимание.

Проблем с созданием высокоскоростного поезда не ожидает ведущий аналитик УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов.

«Отечественные машиностроительные предприятия вполне способны и произвести комплектующие, и осуществить сборку подвижного состава. Недостающие узлы могут быть закуплены у дружественных государств», — сказал MASHNEWS Баранов.

Движение по отдельным путям


Для высокоскоростных поездов необходимо строить отдельные железнодорожные пути. Сейчас в России их нет. Сименсовский «Сапсан» (рабочая скорость — 250 км/ч) ходит по обычным рельсам.

В РФ утверждена программа организации скоростного и высокоскоростного железнодорожного сообщения на период до 2036 года. В первую очередь речь идёт об организации трассы ВСМ — между Петербургом и Москвой. В этом году начато формирование полосы отвода на всей протяжённости этой магистрали. Кроме того, ведётся разработка промежуточного рельсового скрепления на безбалластном и балластном основаниях, безбалластного верхнего строения пути и системы управления и обеспечения безопасности движения поездов. Всё это нужно, чтобы ВСМ Москва — Петербург стала реальностью, сказали в РЖД.

Нас никогда не будет столько, сколько китайцев


© Пресс-служба холдинга «РЖД»

Есть специалисты, которые считают, что России необязательно стремиться к созданию высокоскоростных магистралей. Их нет в Австралии, Канаде, Бразилии и США. Самая большая в мире протяжённость высокоскоростных дорог в Китае, там они необходимы потому, что на относительно небольшой территории живёт почти 1,5 млрд человек, говорит эксперт в области транспортных сообщений Юрий Латунин.

Высокоскоростные магистрали в Китае — это заново построенные трассы, а не апгрейд действующих. Для таких магистралей там построены новые вокзалы, которые соединяются с системами городского транспорта.

«У нас есть два варианта обеспечить функционирование высокоскоростных поездов: или построить новые железнодорожные магистрали параллельно существующим, или переделывать то, что у нас уже есть. Первый вариант очень дорогой, а если модернизировать имеющееся, это понизит скорость движения и серьёзно сократит трафик других поездов», — считает Латунин.

Заместитель генерального директора Санкт-Петербургского института транспортных систем Елена Ногова считает, что у нас есть только один вариант — строительство новых ж/д путей и новой инфраструктуры.

«Под такие поезда строятся только специальные пути и новые остановочные пункты. На проектирование и согласование, расчёты сметной стоимости, обсуждение возможности кредитов и бюджетного финансирования обычно уходит два-три года, плюс на собственно строительство — примерно половина этого времени. Если мы говорим о Москве и Петербурге, то там проект практически готов, построить железнодорожную инфраструктуру можно достаточно быстро. Что касается вопросов финансирования, то здесь в сегодняшних условиях могут быть проблемы», — рассказала MASHNEWS Елена Ногова.

Проект строительства высокоскоростной магистрали должен субсидироваться государством не только на этапе разработки и строительства, но и при эксплуатации.

«На примере Китая скажу, что при пассажиропотоке в 30 млн человек в год только на небольших высокоскоростных участках дороги срок окупаемости составит порядка 15–20 лет. Там, где более сложный рельеф, дорога будет убыточной всегда. Но китайское правительство пошло на этот шаг — субсидирует высокоскоростные магистрали, потому что это необходимо бизнесу, решает вопросы безработицы, ускоряет развитие культурных и экономических связей», — говорит Латунин.

По данным РЖД, в России в 2021 году поездки на железнодорожном транспорте совершили 1,05 млрд человек (из них 961 млн воспользовались пригородными электричками), а в Китае только на высокоскоростных поездах проехало за год 1,7 млрд пассажиров.

«Нас никогда не будет столько, сколько китайцев, поэтому для россиян дороги такого типа — это скорее роскошь и удовлетворение амбиций отдельных людей. К тому же высокоскоростные составы энергозатратны, перевозить пассажиров на большие расстояния со скоростью 300–400 км в час будет и дольше, и дороже, чем самолётом. Поэтому целесообразность инвестиций в этот проект в России — под большим вопросом», — полагает Юрий Латунин.

«Я уверена, что в города, расположенные на расстоянии тысячи километров от Москвы, поезд вполне будет востребован. Если за ночь на нём можно будет доехать из столицы в Екатеринбург, Казань, Краснодар, Ростов-на-Дону или Чебоксары или за два часа из Москвы в Петербург, это будет здорово», — говорит Елена Ногова.

СПРАВКА MASHNEWS:
Первый российский скоростной поезд «Сокол» начали разрабатывать в 1993 году. Генеральным разработчиком стало ЦКБ морской техники «Рубин». Состав собирался на заводе «Трансмаш». Испытания поезда прошли в 2001–2002 годах. Затем финансирование проекта было прекращено. В 2006 году РЖД подписало договор с «Сименсом» на поставку высокоскоростных поездов «Сапсан».

Инесса Кузнецова для MASHNEWS

Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ: