Samsung вернул выпуск LED-экранов по заявке из России, но их отказались покупать
Корпорация Samsung согласилась изготовить партию снятых с производства LED-экранов для видеостен. Однако в Россию они не попали — параллельный импорт оказалась слишком сложным. Поставщик и заказчик считают свои обязательства выполненными и требуют многомиллионных компенсаций.
Внезапные приключения электроники
Экраны хотела приобрести Научно-промышленная компания «Высокие технологии и стратегические системы» (ВТиСС), специализирующаяся на разработках систем безопасности для госорганов. Поставщиком выступало ООО «Авиатика», занимающееся оптовой торговлей электроникой.
26 сентября Арбитражный суд Московского округа подтвердил законность расторжения контракта между ВТиСС и «Авиатикой». Поставщик должен выплатить заказчику 267,9 млн рублей неотработанного аванса, 83,5 млн рублей неустойки и компенсировать судебные расходы.
«Авиатика» с этим не согласна. Как стало известно Mashnews, компания намерена обратиться в Верховный суд РФ. В «Авиатике» считают свои обязательства полностью выполненными и полагают, что ВТиСС должна заплатить 567 млн рублей — это остаток суммы по договору поставки.
Договор о поставке стороны заключили в апреле 2019 года, общая сумма — 835 млн рублей, аванс составил 267 млн рублей. «Авиатика» должна была поставить ВТиСС LED-экраны типа «видеостена». Такая техника используется при создании ситуационных центров в полиции, МЧС, федеральных и региональных министерствах и ведомствах.
Аванс был получен еще в апреле 2023 года. Первую партию экранов в ВТиСС рассчитывали получить к 20 июня 2023 года, остальное - к 7 августа 2023 года.
В «Авиатике» изучили техзадание и поняли, что ВТиСС планирует приобрести LED-экраны Samsung Model IF 015H – правда, в 2021 года эта модель была снята с серийного производства.
В 2022 году Samsung официально покинул российский рынок, но специалисты «Авиатики» смогли договориться с семью контрагентами из четырех стран о том, что оригинальные экраны все-таки будут произведены за заводе Samsung во Вьетнаме. Была получена договоренность, что user-сертификаты (сертификаты конечного пользователя) оформят в Китае.
Не встретились в Дубае
Партию экранов было решено доставить в открытый порт в Свободной экономической зоне Объеденных Арабских Эмиратов. Предполагалось, что там продукцию осмотрит заказчик.
«Авиатика» уверяет, что в сентябре и октябре 2023 года была готова организовать приемку продукции в Дубае, но не получила от представителей ВТиСС никакой реакции на это предложение.
В октябре 2023 года ВТиСС подал иск к «Авиатике» о расторжении контракта и взыскании неустойки. В «Авиатике» считали свои обязательства выполненными и ссылались на пункт 4 статьи 514 Гражданского кодекса, где говорится, что если покупатель без причин не принимает товар, то поставщик вправе получать за него полную оплату. На этом основании «Авиатика» встречным иском и потребовала от ВТиСС 567 млн рублей. В первой инстанции требования «Авиатики» были удовлетворены.
Однако представители ВТиСС в апелляции смогли убедить суд в том, что «Авиатика» условия договора не выполнила. Компания обратила внимание на то, что стороны договаривались на поставку экранов в июне и августе 2023 года, а не в сентябре и октябре. Во-вторых, партия продукции должна была быть поставлена на склад в Москве, а не в Дубае. Также представители ВТиСС указали, что компания вовремя выплатила аванс и рассчитывала получить экраны хотя бы на эту сумму, но в итоге никакой техники поставлено не было.
«20 июня 2023 года, то есть спустя всего 5 дней после достижения окончательных договоренностей по предмету поставки, при отсутствии надлежащего авансирования, ВТиСС счел поставку просроченной», - говорится в ответе на запрос, который Mashnews прислала генеральный директор «Авиатики» Светланы Петянкина. Также в письме утверждается, что в момент подачи искового заявления в компании ВТиСС знали, что продукция готова к поставке.
Также в компании утверждают, что просрочки по договору допущено не было и ссылаются на договоренности с заказчиком, что поставки должны были начаться при выплате 50% от стоимости товара. Так как доплата не была произведена, то в «Авиатике» не считают, что и срок поставки в принципе не наступал.
В «Авиатике» усматривают в действиях ВТиСС злоупотребление правом и полагают, что компания не имела намерений исполнять условия контракта и высказывают предположение, что конечной целью со стороны ВТиСС было «извлечь прибыль из своего заведомо недобросовестного поведения».
Параллельные нюансы
«Поставка товаров в рамках параллельного импорта концептуально регулируется как обычная внешнеторговая поставка, а особенности заключаются в том, что посредством параллельного импорта можно поставлять только товары, находящиеся в официальном перечне Правительства», - рассказал Mashnews вице-президент Ассоциации юристов по регистрации, ликвидации, банкротству и судебному представительству, замруководителя Федерального Центра Медиации, председатель Общероссийского профсоюза медиаторов Владимир Кузнецов.
Эксперт подчеркнул, что поставщик не вправе произвольно изменять срок и место поставки, а также иные условия в одностороннем порядке, он обязан согласовать все изменения с заказчиком.
В этом и вся суть спора - «Авиатика» утверждает, что договоренности были, в ВТиСС это отрицают.
Ситуация осложняется еще и тем, что судебная практика по спорам, связанным с параллельным импортом, только формируется. «Все еще нет определенности в части просрочки поставок, возникающей из-за ограничительных мер иностранных государств, потому что одни суды признают такие меры обстоятельствами непреодолимой силы, а другие — нет», - отметил Владимир Кузнецов.
«При несоблюдении поставщиком сроков поставки товара в связи с введенными санкциями, когда поставщик был вынужден воспользоваться параллельным импортом, суды рассматривают данное обстоятельство не в качестве основания для освобождения от санкций за просрочку, а для снижения неустойки», - пояснил партнер юридической компании «Соничев, Казусь и партнеры» Александр Казусь.
Также эксперт подчеркнул, что в сценарии с параллельным импортом поставщик оказывается в более сложных условиях, поскольку эта схема представляет собой ввоз товара импортерами, которые не являются официальными дистрибьютерами иностранного правообладателя товара и не получали от него разрешение на такой ввоз.
Российской альтернативы нет
Купить крупную партию видеостен для российского заказчика, не используя механизмы параллельного импорта, затруднительно.
«В России есть достаточно компаний, занимающихся производством LED-экранов и видеостен. Некоторые из них уже активно развивают свои технологии и предлагают решения для различных секторов, включая рекламу, мероприятия и другие области», - рассказал Mashnews Алексей Рабин, и.о. проректора по научной работе, директор Центра специальных проектов СПбГУТ. Но нюанс в том, что многие из этих производителей — стартапы, так что в короткий срок обеспечить поставку более двух тысяч видеостен эти предприятия никак не могли.
По словам Алексея Рабина, отечественные производители экранов — это либо компании, создающиеся с нуля, либо известные на рынке фирмы, которые раньше специализировались на поставках оборудования, а сейчас открывают производственные линии. Общего у этих компаний то, что производственная база у них весьма ограниченна и ожидать увеличения объемов выпуска отечественных экранов стоит в ближайшие два-три года.
«В России с собственным производством LED-экранов дела не идут. Не производятся такие экраны в РФ совсем», - сказал в беседе с Mashnews представитель компании SMDLED занимающейся созданием светодиодного, мультимедийного и интерактивного оборудования, Александр Ластовцев. По словам эксперта, по документам производство видео-стен в стране есть, но по факту такой продукции специалисты на рынке не видят.
Александр Ластовцев отметил, что работа по импортозамещению в этом направлении ведется и в ближайшее время ожидается появление отечественных LED-экранов, созданных в интересах военных ведомств. Эксперт прогнозирует, что такая техника будет дорогой и в процессе эксплуатации может демонстрировать более низкие показатели по качеству, нежели импортные аналоги, промышленное производство которых мировыми гигантами налажено уже давно.
В компании ВТиСС на запрос Mashnews к моменту публикации не ответили.
СПРАВКА MASHNEWS
- Научно-промышленная компания «Высокие технологии и стратегические системы» была создана в 1999 году, ее учредителем стало ОАО «РТИ», входящее в АФК «Систему». Изначально компания специализировалась на создании программно-аппаратных комплексов для нужд МЧС, затем расширила свою деятельность, стала заниматься внедрением систем «Безопасный город», «Бриз» (мониторинг и реагирование администраций регионов и муниципалитетов на ЧС), консультационно-диагностических центров оперативных служб. В 2021 году выручка компании составила 1,4 млрд рублей, убыток — 418 млн рублей.