25 января 2024 16:03
читать 5 минут

Самолет УТС-800 получается слишком мощным

В Свердловской области продолжаются летные испытания учебно-тренировочного самолета УТС-800 от Уральского завода гражданской авиации (УЗГА). На УТС-800 собираются ставить российский турбовинтовой двигатель ВК-800С. Но эксперты говорят, что он слишком мощный и дорогой для учебного самолета. А другого в России нет.

Устойчив и управляем

Уральский завод гражданской авиации начал летные испытания учебного самолета УТС-800 еще осенью, но никому об этом не рассказывал и не показывал, как они прошли. И только 22 января УЗГА сообщил, что самолет показали министру промышленности Денису Мантурову.

«Выполнена серия полетов с уборкой шасси и закрылков. Самолет «собран», устойчив и хорошо управляем. В последующих полетах по программе поэтапно снимем ограничения, в полном объеме выполним проверки оборудования и систем, подтвердим летно-технические характеристики», - прокомментировал главный конструктор УТС-800 Дмитрий Тиняков.

При том, что компания официально не хвасталась испытаниями, она возила УТС-800 на Iran Air Show. Впервые же самолет был показан на форуме «Армия- 2020», но в виде макета. В июле 2021-го года министр обороны Сергей Шойгу сказал, что авиационным вузам нужно не меньше 500 современных учебных самолетов и 200 вертолетов. В год летчиков-выпускников военных вузов должно быть не меньше 700.

УТС-800 должен заменить австрийские самолеты Diamond DA40, которые по лицензии делали на УЗГА. По данным на 2021 год в России изготовили 150 Diamond DA40.

УТС-800 похож на Diamond, но кабина у него крупнее, а второе кресло в кабине установлено выше первого, что улучшает обзор.

В 2021 году Сергей Шойгу заявил, что минобороны выбирает самолет для первоначальной летной подготовки. Выбор предстоит сделать между Як-152 и УТС-800.

Як-152 остался без двигателя

ЯК-152 разработан ОКБ им. Яковлева, производится корпорацией «Иркут», но изготовили только три опытных образца. Первый полет Як-152 совершил в сентябре 2016 года. Основное отличие Як-52 как учебного самолета - автоматический креномер, который облегчает выполнение маневров.

Як-152 получил авиационный 12-цилиндровый V-образный поршневой дизельный двигатель V12 RED А03Т 1×500. Его делали в Германии, а мощность была 500 лошадей. Изготавливала двигатель компания Raikhlin Engine Development (RED). В связи с тем, что заказчиком Як-152 было министерство обороны России, глава компании RED Владимир Райхлин в 2023-м году был обвинен немецкими властями в сотрудничестве с российскими военными и получил за это 5 лет тюрьмы.

Теперь эти двигатели недоступны, в ПАО «Яковлев» думают о замене.  «Ищем возможности: партнеров для импортозамещения немецкого двигателя, кто мог бы заняться производством двигателя. Есть несколько российских компаний, которые готовы взяться за эту работу. Сроки назвать не могу, но работа идет, руки никто не опускает» заявил РИА Новости В августе 2023 года в интервью РИА Новости гендиректор ПАО «Яковлев» Андрей Богинский

Мощность пугает новичков

Уральский завод гражданской авиации собирается ставить на свой самолет УТС-800 отечественный двигатель ВК-800СМ. Это газотурбинный авиационный двигатель, разработанный компанией АО «ОДК-Климов» Стендовые испытания начались в 2008 году.

Мощность двигателя 800 лошадиных сил, что делает его дорогим и слишком мощным для учебных полетов.

«Ставить ТВД (турбовинтовой двигатель – прим. ред.) мощностью 600 - 800 лошадиных сил на легкий учебный самолет - это все равно, как учить водить автомобиль на Бугатти Вейр или Додж Вайпер. Мощность и стоимость (цены и эксплуатации) запредельная для учебного самолета. Стоимость подготовки и цена ошибки (что высоко вероятно, исходя из учебного назначения воздушного судна и избыточной мощности) будет аналогично запредельной», - отмечает председатель Ассоциации малых авиапредприятий Сергей Детенышев.

Специалисты, которые сами летали на учебных самолетах, отмечают: мощность пугает новичков, в связи с чем еще более повышается риск аварийности.

«Ну, представим, что минобороны выложило за новый двигатель круглую сумму, о чем все знают. Эту информацию передадут курсанту. Он будет еще сильнее бояться повредить самолет, от этого нервяк, от этого ошибки», - считает собеседник, который сам закончил летное училище.
Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
Специальный корреспондент