28 марта 2024 15:03
читать 7 минут

С дрона сняли показания. Как беспилотники уже помогают бороться за природу

В России намерены расширять использование беспилотников в борьбе с нарушителями экологического законодательства, несмотря на забюрократизированность каждого взлета. Об этом говорили на экологической конференции в Петербурге. Чем помогали БЛА последние три года, сколько «экобеспилотников» сбили, приняв за нарушителей, и скольких «вредителей» осудили, благодаря данным с БЛА, - в материале Mashnews.

Дрон тому свидетель

В конференции «Беспилотные технологии для охраны окружающей среды и экологической безопасности», которая прошла 27 марта в Петербурге, приняли участие представители природоохраны Петербурга и Ленинградской области. Они уже около четырех лет используют беспилотники в своей работе. Это привело к тому, что ежегодно увеличивается количество нарушений, выявленных и доказанных благодаря БЛА.

Второе особенно важно. Просто факт фиксации нарушения недостаточен, чтобы привлечь человека или организацию к ответственности.

«Ключевой момент - чтобы были все согласования для взлета. Иначе в суде доказательства, собранные с помощью беспилотника, сочтут добытыми с нарушениями и признают недопустимыми», - отметил первый зампред комитета по природопользованию Санкт-Петербурга Александр Кучаев.

Однозначно можно сказать, что в Петербурге успешно справились с доказательной базой 14 раз, как минимум на этапе предварительного следствия, - возбуждено 14 уголовных дел.

В Ленинградской области дела обстоят не хуже, но о количестве уголовных дел «по доносу беспилотника не говорят, но сообщили, что выявили 54 нарушения в 2023-м году против 39 в 2022-м.

«У нас ряд сотрудников, которые управляют простыми коптерами (Ленобласть использует Gemini), научились этому сами, сначала по инструкции, потом по видео в интернете, а сейчас уже обучают других. Конечно, более сложные БЛА, управляются подготовленными людьми», - рассказала глава комитета госэконадзора Ленинградской области Рамила Агаева.

Экологический форум в петербургском «Экспофоруме» предваряло несколько беспилотно-экологических инициатив. Российский экологический оператор заказал съемку с БЛА мест складирования отходов. Около ста миллионов рублей напправят на мониторинг свалок по всей стране (около 400 объектов). Также Минприроды решило, что нужно больше беспилотников и в текущем году закупит около полутора тысяч штук. На беспилотники надеется и Авиалесоохрана при мониторинге пожароопасной ситуации.

  

Надо учитывать время, в котором находимся

Несмотря на успехи и воодушевление чиновников, есть о чем и погрустить. Дело в том, что главной для них проблемой являлось обстоятельство, когда проверяющий не может попасть на объект или когда объект слишком большой и пока проверяющий доходит до места, где, например, сбрасывали отходы, работы прекращены и предъявить нечего.

«Бывает так, что все засыпано снегом и проверяющий физически не может добраться до места, где предполагается нарушение. Тогда и спасает беспилотник, который оперативно может подлететь», - отмечала в своем выступлении Агаева.

- Однако надо учитывать время, в котором мы находимся, - отмечал в своем комментарии Кучаев.

Он сказал, что для взлета беспилотника, учитывая региональные запреты на их полеты как в Петербурге, так и в Ленобласти, требуется пройти как минимум четыре инстанции:

  • Генштаб
  • Штаб Западного военного округа
  • ФСБ
  • Комитет по транспорту.

Кроме того, после того как согласие получено, нарушение зафиксировано БЛА и с ним можно идти в правоохранительные органы или суд, снимки нужно сдать в генштаб для прохождения цензуры.

«Было так, что мы ждали согласования на использование этих снимков две недели. Обычно это меньше, но было и так. Дело в том, что в кадр могут попасть объекты, скажем, которые не должны туда попадать (например, военная часть - прим. ред.)».

Минимум дважды беспилотники комитета по природопользованию сбивали, попыток было еще больше. Пытались их сбить как нарушители, так и правоохранительные органы, которые были не в курсе, что полет разрешен.

«У нас было, что беспилотник пытались сбить. Мы его сажали и его изымали. Потом, конечно, вернули, - рассказала Рамила Агаева.

Кроме того, она поделилась проблемами компании «Пиларн», которая раньше использовала беспилотники для фиксации нефтерозливов, но больше этого не делает. Также в 2023-м году сбили БПЛА производства «Геоскана», который летел со всеми согласованиями.

Повод вступить во взаимодействие

Несмотря на все препоны, органы власти намерены продолжать использовать БЛА, например, чтобы обходить мораторий на проверки бизнеса.

«Если беспилотник взлетит над объектом добросовестного предпринимателя, мы увидим, что у него все в порядке, он и не узнает, что что-то проверяли, а тому, кто жаловался, мы со спокойной душой ответим, что нарушений нет. А если нарушение будет зафиксировано, то это повод вступить во взаимодействие», - рассказал о хитрости Александр Кучаев.

Сейчас в экологии БЛА используются, в основном, в следующих случаях:

  • Обнаружение несанкционированных свалок;
  • Выявление фактов браконьерства;
  • Контроль метеообстановки;
  • Сбор данных о составе воздуха;
  • Мониторинг окружающей среды в местах катастроф, чрезвычайных происшествий;
  • Выявление очагов возгорания;
  • Анализ состояния территории леса;
  • Изучение и анализ состояния водных ресурсов;
  • Создание электронной карты местности с учетом определенных параметров;
  • Проверка соответствия участка кадастровым данным.
Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
Специальный корреспондент