15 ноября 2022 12:24
читать 13 минут

Рынок лесозаготовительной техники в России теперь формируют белорусы и китайцы

Лесозаготовительной промышленности России необходима поставка минимум трёх тысяч форвардеров и харвестеров в год. Единственный в РФ завод по производству такой техники запустили в Петрозаводске. Это дочерняя компания белорусского концерна «Амкадор». По соглашению с Правительством РФ она должна выйти на ежегодный выпуск 500 машин в 2024 году. ПАО «КАМАЗ» обещает предоставить свои образцы харвестера и форвардера до конца этого года.

Вынужденное импортозамещение в лесной отрасли

Экспорт российского леса и продуктов переработки древесины находится под санкциями ЕС с июля 2022 года. Поставки в Россию зарубежной лесозаготовительной техники, оборудования и комплектующих для переработки древесины прекратились. По состоянию на март 2022 года доля импортной техники, которую использовали на лесозаготовках, составляла до 90%, рассказала MASHNEWS Ольга Калюжная, президент Национальной ассоциации лесопромышленников «Русский лес».

Основными поставщиками лесозаготовительных машин (харвестеров и форвардеров) в Россию были американские компании John Deere и Caterpillar, японская Komatsu и финская Ponsse. Доля отечественной лесовозной техники несколько выше: здесь используются и КАМАЗы, и «Уралы».

Ни один производитель лесозаготовительной техники из дальнего зарубежья не локализовал производство в РФ, поставки и обслуживание осуществлялись через дилерские сети. Некоторые из зарубежных производителей в 2022 году передали свои активы российским компаниям. Так, финская Ponsse Plc. договорилась о продаже 100% своей российской «дочки» (ООО «Понссе») российской компании, говорит Калюжная.

Часть спроса сегодня компенсирует техника, которую распродают прекратившие работу лесозаготовительные компании.

Из-за введённых ЕС санкций снизили объёмы производства лесозаготовители, работавшие на границе с Европой: в Вологодской, Мурманской, Ленинградской областях и в Карелии, рассказал MASHNEWS заместитель генерального директора ГК «Карелия Палп» Анатолий Артеев.

«Внутренний рынок никогда не был рассчитан на такое количество лесозаготовки и лесопереработки. В меньшей степени пострадали те, кто дифференцировал сбыт. Например, лесопромышленники в Республике Коми много продукции лесопиления поставляли на Ближний Восток, в Китай, в страны Африки, поэтому они потеряли небольшой рынок сбыта», — объясняет Артеев.

По его словам, проблемы с поставкой техники для лесозаготовок начались ещё в прошлом году из-за сложностей западных компаний с комплектующими.

«Например, наша компания заказала с оплатой аванса в конце 2021 года один комплекс американской фирмы John Deere и планировала ещё два получить в текущем году, однако не смогла получить ни одного», — говорит Артеев.

Белорусский концерн получил поддержку в России


Единственное пока в России предприятие, которое выпускает современную лесозаготовительную технику, — машиностроительный завод «Амкадор-Онего». Он входит в белорусский машиностроительный холдинг «Амкадор».

В 2019 году на Петербургском международном экономическом форуме Минпромторг РФ, правительство Карелии и компания «Амкадор-Онего» подписали специальный инвестиционный контракт для реализации проекта по созданию промышленного производства лесозаготовительной техники. Объём заявленных инвестиций — 20 млрд рублей. В том числе федеральный бюджет РФ до 2024 года должен выделить 5 млрд рублей.

«Амкадор-Онего» занял территорию обанкротившегося Онежского транспортного завода в Петрозаводске. Одновременно с восстановлением цехов там происходит крупноузловая сборка харвестеров и форвардеров — к ноябрю 2022 года завод выпустил 150 машин. Организована работа сервисного центра.

Когда завод выйдет на полную мощность, на нём должны работать 450 человек, предприятие планирует выпускать более 500 единиц техники в год. По данным завода, в среднем один харвестер стоит 35 млн рублей, форвардер — 25 млн рублей.

«Сейчас уровень локализации производства в зависимости от модели доходит до 15%. Закупленное оборудование позволяет нам делать щиты и коники для форвардеров, сварку рамных конструкции. Но уже в следующем году планируем выпустить опытные образцы нового поколения машин, локализация компонентов по форвардерам у нас будет 60%, по харвестерам — до 45%», — рассказывает генеральный директор ООО «Амкадор-Онего» Игорь Дроздов.

На следующий год на площадке в Петрозаводске собираются начать сборку лесопогрузчиков, в перспективе — трелевочных машин. 

«Кроме того, сейчас наши конструкторы разрабатывают тяжёлые харвестер и форвардер, серийный выпуск планируем наладить через три года. Это будут принципиально новые машины с увеличенной грузоподъёмностью и улучшенными техническими характеристиками, которых в России до этого ещё не было. Конечно, подобную технику выпускали за границей, но мы идём по пути замещения их продукции во всех сегментах. Пока мы покупаем у китайцев гидронасосы и распределители, но параллельно ведём свои разработки. И хотя нам ещё не удалось полностью уйти от импорта, количество белорусских компонентов в лесозаготовительных машинах холдинга доходит уже до 80%», — говорит Игорь Дроздов.

Руководство «Амкадор-Онего» занимается поиском российских партнёров. С компанией «Велмаш-С» из Великих Лук обсуждается производство манипуляторов для форвардеров, на Ижорском заводе в рамках сотрудничества с компанией ВКР планируют наладить раскрой, заготовку и сварку рамы. В Карелии на заводе АО «АЭМ-технологии» для «Амкадора» отливают центральную балку тандемного моста.

Надежда на китайское машиностроение


Сотрудничество с белорусскими производителями топ-менеджер ГК «Карелия Палп» Анатолий Артеев считает перспективным, но понимает, что их возможностей недостаточно.

«Для удовлетворения спроса на российском рынке лесозаготовительной промышленности нужно производить как минимум три тысячи форвардеров и харвестеров в год, — говорит Артеев. — »Амкадору« надо пройти большой путь для создания конкурентоспособных агрегатов, которые они будут использовать в своей технике. Но, по крайней мере, у них есть основа. Хотелось бы, чтоб мы могли выбирать технику у разных конкурирующих компаний, среди которых будут и белорусы».

Лесопромышленники ждут появления на рынке новой китайской техники. Например, компания Xuvol, производитель грейферных захватов, приступила к созданию харвестерной головы и прототипа форвардера на базе Ponsse Buffalo 8W. 

«В этом году мы видим рост спроса на машины китайских поставщиков — в частности, компании Sany», — говорит Ольга Калюжная.

«Вместо колёсных харвестеров многие лесозаготовители сделали ставку на гусеничные тракторы на базе китайских экскаваторов с харвестерными головками разных иностранных производителей, — рассказывает Артеев. — Такие харвестеры продают сегодня несколько компаний-дилеров в России. Эта техника вполне подходит для эффективной работы в наших условиях, приемлема и по цене. Более сложная ситуация с форвардерами — в России сейчас нет производства такой трелеровочной техники».

Российская техника: для ручной валки и борьбы с пожарами


Лесозаготовительная техника требует частого ремонта и обслуживания. Машина работает три-пять лет, потом необходим капремонт или полное списание, рассказывает президент Национальной ассоциации лесопромышленников «Русский лес» Ольга Калюжная.

«В этом году вопрос с комплектующими, расходными материалами и запасными частями прорабатывает Минпромторг РФ. В дальнейшем, вероятно, будет налажено производство собственных комплектующих — это одна из важнейших мер поддержки отрасли. В целом сейчас открываются большие возможности для развития отечественного лесного машино- и станкостроения», — говорит она.

В России производят гусеничные трелевочные тракторы, предназначенные преимущественно для ручной валки леса (вальщики срезают дерево бензопилой, трактор грузит его на транспорт). Их выпускают на Алтайском тракторном заводе и на ОАО «Краслесмаш» в Красноярске. Такая техника, по словам Артеева, похожа на современный форвардер только тем, что и тот, и другой умеют перемещать лесоматериалы.

«Я с уверенностью могу говорить, что сегодня в отрасли мы не сможем обойтись примитивной техникой. Трелевочные тракторы для ручной валки — при помощи бензопил и вальщиков — были основой лесозаготовки в СССР. Можно, наверное, вернуться в те времена и заменить высокотехнологичную лесозаготовительную технику прежней, для этого нам нужно иметь 16 тысяч подобных тракторов и нанять значительное количество вальщиков. Чтобы наладить на регулярной основе производство такого количества техники, нужны огромные деньги. А зачем? Это машины прошлого века, это уже неперспективно. Нам нужна современная отечественная техника, нужна серьёзная научная база, научно-исследовательские институты, которые создавали бы прорывные технологии в сотрудничестве с отечественными предприятиями», — говорит Анатолий Артеев.

По его словам, Государственный научный центр лесопромышленного комплекса разрабатывал форвардер на гусеничном ходу: конструкторы оснащали его кониками и манипулятором, но вышли только экспериментальные образцы, в серию они не пошли.

Руководитель Федерального агентства лесного хозяйства Иван Советников считает, что в России есть перспективные отечественные образцы техники для лесной промышленности, но они связаны с восстановлением леса и противопожарными мероприятиями.

«В рамках федерального проекта »Сохранение лесов« завод »Урал« разработал автомобили повышенной проходимости для тушения лесных, торфяных пожаров и пала травы. В разработке у концерна »Тракторные заводы« находится лесохозяйственный трактор, который будет выполнять несколько функций: создание противопожарных полос, выкорчевывание пней, помощь при санитарных рубках в лесах. Планируется, что трактор будет поставлен в 2024 году», — говорит Советников.

По словам Советникова, производство отечественной лесозаготовительной техники в планах тоже есть: ПАО «КАМАЗ» обещало предоставить образцы харвестера и форвардера до конца этого года.

СПРАВКА MASHNEWS:
Харвестер — лесозаготовительный комбайн, выполняющий четыре и более операций (валка, обрубка сучьев, подтрелёвка, раскряжёвка и сортировка). Харвестерная головка — основной рабочий элемент агрегата. Форвардер — транспортёр-погрузчик, используемый при лесозаготовительных работах.

Инесса Кузнецова для MASHNEWS

Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ: