"Рузхиммаш" не поделил с "Алтайвагоном" железнодорожную раму
«Рузаевский завод химического машиностроения» (входит в холдинг «РМ Рейл») пытался запретить конкуренту производить вагоны-платформы со схожими техническими характеристиками, в результате чего сам потерял патент на них.
Три года за раму
На вагонах-платформах по железной дороге перемещают контейнеры. Эта сфера переживает настоящий бум. По данным холдинга «РЖД», с начала года с помощью контейнеров по железным дорогам страны перевезено 37,1 млн тонн грузов (рост 16,8%). Поэтому растёт потребность и в платформах для контейнеров. Сейчас их производят на 13 заводах России. Два из них с 2020 года судятся из-за конструкции железнодорожной рамы. Пока выигрывает «Алтайвагон». 28 июля Седьмой арбитражный апелляционный суд разрешил предприятию беспрепятственно производить свои вагоны-платформы с железнодорожной рамой, которая, как считают в «Рузхиммаше», не отличается от их конструкции. «Рузхиммаш» требовал компенсацию в размере 1,475 млрд рублей за незаконное использование изобретения компании, но суд отказал ему.
Железнодорожная рама — это основание вагона-платформы, состоящее из нескольких балок и фитинговых упоров (крепёжных систем для контейнеров).
24 июня 2019 года «Рузхиммаш» зарегистрировал патент на свою конструкцию железнодорожной рамы, а полтора года спустя подал в суд на «Алтайвагон», посчитав, что предприятие незаконно использует запатентованную им полезную модель. Тогда в качестве компенсации было заявлено 175 млн рублей, впоследствии «Рузхиммаш» увеличил её до 1,475 млрд.
В свою очередь «Алтайвагон» 19 мая 2021 года обратился в Суд по интеллектуальным правам с заявлением о признании недействительным решения Федеральной службы по интеллектуальной собственности (Роспатент) о выдаче патента на полезную модель рамы.
Дело рассматривалось до января 2023-го. Суд в итоге пришёл к выводу, что мордовские производители правомерно оформили патент.
«Алтайвагон» не стал ждать, чем закончится разбирательство, и 29 июня 2022 года направил в Федеральную службу по интеллектуальной собственности возражение против выдачи патента «Рузхиммашу». 28 сентября 2022 года Федеральная служба по интеллектуальной собственности признала патент недействительным.
Тогда уже в Суд по интеллектуальным правам пошёл «Рузхиммаш». Компания до сих пор пытается оспорить отзыв патента. 22 июня 2023 года мордовским вагоностроителям отказали в кассации, но предприятие обратилось в Верховный суд, который ещё не сказал своё последнее слово.
Пока патента у «Рузхиммаша» нет, «Алтайвагон» может производить рамы вагона-платформы. Но никто не запрещает и самому «Рузхиммашу» изготавливать свои.
«Принятие спорного судебного решения нарушает только право АО »Рузхиммаш«, не позволяя ему как владельцу патента требовать прекращения неправомерного использования данной полезной модели. Отмена патента не повлияла на коммерческую и производственную деятельность предприятий компании »РМ Рейл«, поскольку отмена защиты прав в отношении нашей полезной модели не предоставила исключительных прав на данное решение какому-либо иному лицу», — сообщила MASHNEWS Римма Алукаева, руководитель департамента корпоративных коммуникаций «РМ Рейл».
MASHNEWS направил запрос в «Алтайвагон».
Фигуры речи
Фото: investrm.ru
Железнодорожная рама способна выдерживать нагрузку в десятки тонн. Между собой конструкции различных моделей различаются способами крепежа, количеством использованного металла, нагрузкой.
«Новизна рамы »Рузхиммаша« в первую очередь в оригинальном техническом решении, позволяющем увеличить грузоподъёмность вагона-платформы и одновременно понизить металлоёмкость», — заявила Римма Алукаева.
Правда, алтайские вагоностроители ещё в 2022 году смогли убедить Федеральную службу по интеллектуальной собственности в том, что никакой новизны в модели «Рузхиммаша» нет. Более того, они заявили, что все технические признаки, зафиксированные в патенте компании, содержатся в руководстве по эксплуатации для вагонов-платформ, которые выпускаются с 2018 года другим предприятием — «Заводом металлоконструкций» в Энгельсе. Примечательно, что само это предприятие стороной по делу не значится. MASHNEWS направил запрос в «Завод металлоконструкций».
Мордовские вагоностроители с позицией алтайских конкурентов категорически не соглашались. В частности, во время разбирательств они указывали, что документация на вагоны-платформы из Энгельса не является общедоступной и вообще в их конструкции рамы есть принципиальное новшество — нижние листы лобовой балки фигурные.
Возник вопрос филологического профиля — а как вообще понимать слово «фигурный»? АО «Рузхиммаш» представило на этот счёт заключение лингвистической экспертизы с определением: «фигурный — имеющий вид какой-нибудь геометрической фигуры». В Федеральной службе по интеллектуальной собственности решили, что это слишком общее понятие. В ходе разбирательства были осмотрены рамы от «Рузхиммаша» и «Завода металлоконструкций». Обнаружилось, что нижние листы лобовой балки у обоих вагонов имеют довольно сложную форму, то есть их можно назвать фигурными у обоих производителей. И хотя такой термин встречается только в документации рамы от «Рузхиммаша», Федеральная служба по интеллектуальной собственности сочла, что патент должен быть аннулирован.
В поисках новшества
Фото: rmrail.ru
«Даже незначительные изменения в техническом решении или конструкции могут признаваться новыми и охраняемыми авторским правом. Отличие в детали рамы вагона, где одна компания использовала фигурную форму, а другая — нет, было достаточным, чтобы изначально при выдаче патента признать конструкцию оригинальной», — прокомментировала MASHNEWS обстоятельства тяжбы Анна Яхаева, патентный поверенный, руководитель юридической компании «Яхаев Групп».
Сама дискуссия об особенностях рамы выходит за рамки обычного спора между компаниями, ведь открыт вопрос, какая степень инновационности должна быть, чтобы модель охранялась авторским правом. Судя по противоречивым решениям судов, однозначного толкования нет.
«Вопрос о том, какой должен быть »объём« новации и насколько она должна быть значима, может варьироваться в различных ситуациях. Конкретные критерии определения новизны и значимости могут зависеть от разных факторов. Чтобы быть признанным новым и охраняемым, техническое решение должно демонстрировать новую и уникальную функциональность или способность, быть применяемым в промышленности и иметь практическую ценность», — отметила Анна Яхаева.
В принципе, некоторые границы для понимания того, где есть новизна, а где её нет, у предприятий есть. Так, по просьбе MASHNEWS Анна Яхаева проанализировала, может ли считаться новацией, например, надпись на вагоне.
«Надпись на вагоне вряд ли будет рассматриваться как новация или техническое решение, так как это, скорее, является дизайнерским или внешним элементом, а не существенным изменением в технической конструкции», — прокомментировала Анна Яхаева.
Очевидно: любые изменения конструкции, фиксируемые в технической документации, могут открывать дискуссии об авторском праве.
Больше вагонов хороших и разных
Фото: УВЗ
«Суммарные мощности отечественных вагоностроительных предприятий составляют порядка 80–85 тыс. вагонов в год. В среднем ежегодно производится 55–65 тыс. грузовых вагонов, а рекорд был зафиксирован по итогам 2019 года, когда выпустили чуть больше 78 тыс. Сегодня в России производством грузовых вагонов занимается 13 предприятий. Основная доля рынка сконцентрирована на АО »НПК «Уралвагонзавод», ПАО «НПК »Объединённая вагонная компания«, ООО »УК «РМ Рейл», ООО «МИГ »Концерн «Тракторные заводы». Хорошие показатели также демонстрирует АО «Алтайвагон», — сообщил MASHNEWS исполнительный директор союза «Объединение вагоностроителей» Евгений Семёнов.
По оценкам «Объединения вагоностроителей», средний возраст грузовых вагонов в стране составляет 12,9 года. Парк молодеет год от года, а предприятия активно генерируют инновации. Евгений Семёнов, в частности, отметил, что в секторе тяжеловесного движения наблюдается настоящий прорыв, он связан с разработкой широкой номенклатуры тележек грузовых вагонов с осевой нагрузкой 25 тс и 23,5 тс. Это позволило снизить число моделей вагонов, которые не списываются после окончания нормативного срока службы, а продолжают оставаться на железной дороге. Сейчас такие «пролонгированные» вагоны перевозят менее 1% грузов, а в целом на железной дороге бал правят современные конструкции.
По данным Объединения строителей железнодорожной техники, за семь месяцев 2023 года в России было изготовлено 6313 вагонов-платформ. В минувшем году заводы выпустили 13 421 такой вагон. Цена новых вагонов-платформ варьируется от 4,5 до 6 млн рублей в зависимости от модели. Б/у вагоны продаются за 1,5–3 млн рублей.