«РусГидро» отказалось кредитовать регионы и потребовало платить субсидии раньше
ПАО «РусГидро» добилось от региональных властей изменений в порядок выплаты бюджетных субсидий. Это компенсации энергетикам за экономические потери от льготного тарифа для населения. Во всех спорах компания одержала победу, и регионам теперь придется изыскивать средства на расчеты в текущем финансовом году. Эксперты Mashnews уверены: ничто так не укрепляет веру в будущее, как предоплата.

Стратегия выживания
«РусГидро» последовательно реализует непубличную стратегию по изменению финансовых взаимоотношений с регионами присутствия. Речь идет о фактическом изменении сложившегося порядка предоставления субсидий из региональных бюджетов на компенсацию межтарифной разницы между реальной стоимостью тепловой и электроэнергии и ее ценой для потребителей. Это выпадающие доходы, которые из-за затягивания расчетов становятся убытками.
Так, по делу об урегулировании разногласий между АО «Сахаэнерго» (входит в «РусГидро») в октябре суд удовлетворил требования энергетиков о внесении в соглашение о предоставлении субсидии на 2025 год следующего порядка перечисления средств: 90% субсидии (458 млн рублей) бюджет должен перечислить в 2025 году, оставшуюся сумму – в 2026. До этого перечисление большей части субсидии предполагалось в следующем финансовом году.
Ранее другая структура «РусГидро» – «Камчатскэнерго» взыскала 1,1 млрд с бюджета Камчатского края. Это сумма недополученных доходов компании, сложившаяся из межтарифной разницы за отпускаемую тепловую энергию еще в феврале 2025 года. Краевые власти судебное решение не оспаривали, оно вступило в законную силу, 3 сентября выдан исполнительный лист.
В деле «Камчатскэнерго» с учетом длительности процесса фактически речь идет о кредитовании энергокомпанией регионального бюджета, который получает отсрочку на перечисление причитающихся средств. В случае с «Сахаэнерго» в материалах разбирательства также прямо говорится о том, что энергетики при таком подходе по сути кредитуют регион, своевременно не получая оборотные средства и терпя убытки.
Финал спора с властями еще одной «дочки» «РусГидро» – АО «Дальневосточная генерирующая компания» (тоже работает в Якутии») подтвердил позицию судов по типовому вопросу: с Республики Саха в лице республиканского министерства ЖКХ и энергетики решением от 12 ноября взысканы убытки на сумму 264 млн рублей по прошлым соглашениям. В связи с этим полный переход на опережающее бюджетное финансирование в будущем уже не кажется невозможным.
Скребем по сусекам
Даже несмотря на то, что в бюджетах 2025 денег нет, и имеется большой дефицит по статье субсидий, это не снимает с ответчиков обязанности по исполнению судебных решений, поэтому регионам придется мобилизоваться. Все названные дела дочерних обществ ПАО «РусГидро» объединяют сделанные в них выводы правосудия.
Отсутствие бюджетных ассигнований не должно служить основанием для отказа в возмещении недополученных доходов в связи с установлением льготных тарифов. Субъекты предпринимательской деятельности не обязаны отвечать по социальным обязательствам властей и безвозмездно предоставлять льготы потребителям за счет собственных средств, говорят суды.
В отличие от субсидий стимулирующего характера компенсация неполученных доходов не производится по усмотрению распорядителей бюджетных средств – это их обязанность. Таким образом, возникновение разницы между утвержденным льготным тарифом для потребителей и экономически обоснованным, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство коммунального ресурса, предопределяет необходимость возмещения понесенных экономических потерь. Однако из-да бюджетного дефицита долги часто приходится выбивать через суд, а о предоплате и вовсе можно пока только мечтать.
Доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и управления предприятиями и производственными комплексами Санкт-Петербургского государственного экономического университета Елена Ткаченко отмечает, что при нынешнем состоянии бюджетной системы РФ введение практики полного авансирования возможно лишь теоретически. Но при необходимости обеспечения ритмичного энергоснабжения изыскивать источники перспективного финансирования в ряде случаев, наверное, придется.
«Конечно, все подобные компании – получатели бюджетных субсидий хотели бы видеть на своих счетах предоплату, но пока вряд ли получится сделать этот опыт сплошным: нет ни свободных денег, ни «железных» правовых инструментов. Если где-то и есть такая практика, то это точечные договоренности, которые могут быть отменены в любой момент – при смене региональной власти или переменах в корпоративной политике энергетиков, включая кадровые», – подчеркивает Елена Ткаченко.
Эксперт вспоминает, что в связи с отменой таких локальных договоренностей в ряде случаев бизнес оказывался в крайне негативной ситуации – вплоть до банкротства. Поэтому для закрепления правил и гарантий требуется корректировка бюджетного законодательства и правил отраслевого тарифообразования.
Инвестиции без развития
Для некоторых энергокомпаний своевременное получение субсидий является критически важным, поскольку разрыв между тарифом и экономически обоснованными затратами может составлять до 30%.
«Мы проводили исследования по ряду региональных гарантирующих поставщиков и выявили существенные разрывы, связанные с отсутствием инвестиционной составляющей в структуре затрат. Неправильный учет или вообще неучет этого компонента приводит к существенному искажению стоимости киловатт-часа или гигакалории. Соответственно, без субсидий подобного рода организации просто не могут свести свои денежные потоки», – объясняет Елена Ткаченко.
Регионы Восточной Сибири и Дальнего Востока в силу естественных условий дают большую нагрузку на энергосистему. Отопительный сезон длится 9-10 месяцев, поэтому по сравнению со многими другими субъектами повышенное потребление ресурсов продолжается здесь почти круглый год, и суммы бюджетных субсидий поэтому на порядок больше.
Из-за интенсивной эксплуатации в экстремальном климате сильнее изнашивается оборудование. Большие средства нужны на плановые работы, предупредительные ремонты, замену отслуживших свой срок генерирующих мощностей и сетевого хозяйства. Сейчас говорить о развитии можно очень осторожно, потому что внешние инвестиции привлекать все тяжелее – сказываются финансово-экономические показатели, а собственных капиталов хватает с натяжкой. Так, по итогам 2024 года чистая прибыль «Камчатскэнерго» упала вдвое, а «Сахаэнерго» и вовсе получило убыток 2,4 млрд.
«Истории с бюджетными долгами, конечно, неприятные. Величина недополученных субсидий составляет до 25% от дебиторской задолженности компаний. Ее дальнейший рост грозит оставить энергетиков без операционных средств, а это уже прямой путь к увеличению краткосрочной задолженности и процентных расходов. Безусловно, растут риски банкротств, а с ними – потенциал проблем в энергообеспечении жителей регионов, чего допустить никак нельзя», – говорит советник управляющего фонда «Индустриальный код» Максим Шапошников.
При таких раскладах найти заинтересованного инвестора в коммерческом секторе становится сложной задачей. Для текущей поддержки отрасли и ее перспективного развития, в том числе технологического, требуются государственные вложения – хотя бы в виде авансирования затрат.
Кризис взаимных неплатежей в российской экономике стал объективной реальностью, и с ней придется считаться. Наибольшую ответственность обязан нести тот, кто определяет правила игры и в силах их менять, если ситуация становится критической. В регуляторике деятельности естественных монополий технически это сделать проще, чем для большого рынка, а определяющим фактором является воля к переменам.