22 июля 2024 13:32
читать 12 минут

Руины или актив: легендарный завод по производству космической и авиатехники выставили на торги

В Саратове на торги выставлен завод «Тантал», в прошлом — заметный производитель авиационной и космической электроники. Это предприятие одним из первым в СССР начало выпускать видеомагнитофоны и микроволновые печи, а о миниатюрных моделях «Волг» и «Москвичей» от «Тантала» мечтали дети по всему Союзу. В каком состоянии сейчас находится завод и есть ли шансы найти на него инвестора, выяснял Mashnews.

Станки и здания

Саратовский завод «Тантал» выставлен на торги 15 июля. Стартовая цена имущественного комплекса - 1,172 млрд рублей. За эти деньги инвестор получит 40 зданий, 24 сооружения, одно недостроенное здание, а также несколько десятков единиц оборудования, среди них фрезерные, плоскошлифовальные, сверлильные, токарно-винторезные, заточные, строгальные станки, трансформаторы и конденсаторы. Заявки принимаются до 28 октября.

Торги инициировал арбитражный управляющий предприятия.

«Тантал» признан банкротом в 2021 году. Часть имущества находится в залоге (доля 17,36% в банке «Уралсиб», 30,92% - в «Промсвязьбанке»

Долги предприятия, согласно реестру требований кредиторов оцениваются в 1,2 млрд рублей. Но это не окончательная сумма. Дело о банкротстве «Тантала»  длится уже больше пяти лет, за это время оно обросло множеством обособленных споров, часть из которых до сих пор не разрешена.

Всего «Тантал» является ответчикам по 169 делам, общий размер исковых требований составляет 3,5 млрд рублей.

В апреле 2024 года имущественный комплекс завода уже выставляли на торги за 1,3 млрд рублей, но тогда на аукцион не было подано ни одной заявки.

СПРАВКА MASHNEWS

  • Завод «Тантал» был основан в Саратове в 1949 году, изначально назывался Саратовский завод электроприборов, название «Тантал» предприятие получило в 1971 году. Нынешнее юрлицо основано в 1993 году, основным видом деятельности предприятия по ОКВЭД являлось производство электронных вакуумных ламп и трубок и прочих электронных вакуумных приборов. Предприятие производило электровакуумные СВЧ-приборы магнетронного типа, аттенюаторы, фазовращатели, лампы бегущей волны для авиации. «Тантал» одним из первых в стране стал производить СВЧ-печи под маркой «Электроника». Также предприятие выпускало видеомагнитофоны и игрушечные модели советских автомобилей, главной их особенностью был открывающиеся двери, капот и багажник.

 

Завод, который не спасли

До 2018 года «Тантал» активно участвовал в госзакупках. В частности, для нужд Центрального конструкторского бюро автоматики предприятие поставляло автокомпоненты, на 275-й Авиационно-ремонтный завод — компоненты для электровакуумных приборов и запчасти для летательных аппаратов, на НПП «Салют» - диоды и транзисторы, в Рязанское конструкторское бюро «Глобус» - гальванические элементы, на 13-й Судоремонтный завод и на Государственный Рязанский приборный завод - магнетроны, клистроны, приборы СВЧ.

История банкротства «Тантала» началась с иска «Газпром межрегионгаз Саратов» на 16 млн рублей из-за долга на оплату газа. Затем в суд стали обращаться и другие кредиторы. Так, «Научно-производственный комплекс прецизионного оборудования» требует с завода 19,9 млн рублей за неоплаченные работы. Раменский приборостроительный завод — 1,3 млн, есть у предприятия торги перед Муромским заводом электроприборов, Омским НИИ приборостроения.

Самые крупные кредиторы предприятия - «Промсвязьбанк» (576 млн рублей), «Сбербанк» (207 млн рублей) и «Уралсиб» (210 млн рублей).

Ситуация на «Тантале» стала критической в 2018 году, когда кредиторская задолженность достигла 1,3 млрд рублей. Конкурсный управляющий завода видит в этом вину бывших собственников предприятия.

Газета «Версия Саратов» в апреле 2019 года сообщала, что завод на момент публикации функционировал в режиме трехдневной рабочей недели. Тогда на предприятии трудилось 390 человек.

В публикации указано, что проблемы на заводе начались значительно раньше, еще в 2014 году, когда резко снизился объем гособоронзаказа, под который была «заточена» вся деятельность «Тантала». В другой публикации, посвященной «Танталу», издание привело комментарий областного министерства труда и занятости, из которого следовало, что объем производства на заводе по итогам 2018 года оказался ниже точки безубыточности. А в 2019 году «Тантал» не заключил ни одного прямого контракта с Минобороны. Тогда же в областном министерстве труда заявили, что ведется поиск эффективных инвесторов и собственников, которые могли бы сохранить завод.

 

Инвестора пять лет ждут

«Стоит задача – сохранить территорию завода как промышленную площадку и подобрать инвестора для размещения на ней нового производства», - заявил в январе 2023 года глава региона Роман Бусаргин, комментируя ситуация на заводе «Тантал».

В объявлении о торгах также указывается, что от покупателя требуется обеспечить сохранение целевого назначения имущественного комплекса завода, в частности, выполнять договоры, связанные с выполнением работ по гособоронзаказу.

Досконально неизвестно, в каком состоянии сейчас находится предприятие. В 2021 году директор  электромеханического завода «РЭМО» Аркадий Волошин опубликовал в соцсетях фотографии из корпусов «Тантала». Издание «Взгляд-инфо», перепечатавшее снимки, привело и комментарий топ-менеджера по этому поводу: «Видите эту разруху на фото? Нет, это не Карабах, не Сирия - это Саратов. А точнее - помещения бывшего флагмана Саратовской, да уж чего там - советской электроники, объединения «Тантал», - констатировал тогда Аркадий Волошин.

Mashnews через пресс-службу предприятия попросил г-на Волошина высказаться о нынешнем состоянии завода. Ответ пока не получен.

«Завод «Тантал» не работает достаточно давно, разрушается. Я слышал, что в зданиях не осталось пригодного для эксплуатации оборудования, конструкторской базы, фактически это только стены и крыша. Причем, в самих зданиях нет отопления, поэтому их состояние тоже вызывает вопросы», - сообщил Mashnews экс-депутат Саратовской городской думы, председатель Саратовского регионального отделения «Деловой России» Александр Абраменко.

При этом в 2023 году, перед первым выставлением на торги, проводилась оценка имущественного комплекса предприятия. На основании этой оценки и появилась изначальная цена лота — 1,3 млрд рублей.

Подробностей о том, какова степень износа зданий и станков, в объявлениях о торгах нет. Конкурсный управляющий предприятия на вопросы Mashnews не ответил.

О том, как интересантам узнать, в каком состоянии находится имущество предприятия, редакции рассказал арбитражный управляющий Максим Денисов.

«Потенциальный покупатель уже после назначения торгов может напрямую обратиться к конкурсному управляющему и запросить все интересующие его сведения и документы, а также имеет возможность очного ознакомления с имуществом со своим экспертом для принятия окончательного решения об участии в торгах», - пояснил эксперт.

По словам Максима Денисова, если после заключения договора купли-продажи и передачи имущества банкрота покупатель выяснит, что управляющий не довел до него существенную информацию об имуществе, либо состав имущества является недостоверным, то он может обратиться в суд с заявлением о признании договора купли-продажи недействительным, или потребовать соразмерного уменьшения покупной цены.

«Но в процессе самих торгов потенциальный покупатель не имеет возможности их приостановить для проведения самостоятельной экспертизы», - подчеркнул Максим Денисов.

 

Игра на понижение

По мнению Александра Абраменко, в этот раз «Тантал» вряд ли найдет инвестора. «Это не первые торги. С каждым разом комплекс будет выставляться за меньшую сумму, но чтобы цена существенно снизилась, нужно месяцев десять», - пояснил эксперт.

Александр Абраменко отметил, что в Саратовской области нет дефицита в участках для организации нового производства и инвесторам выгоднее вложиться в возведение мобильных корпусов, чем заниматься капитальным ремонтом старых зданий цехов.

Еще до объявления завода банкротом, в регионе стала обсуждаться возможность создания на базе «Тантала» технопарка или даже ОЭЗ. В частности, о такой инициативе в июне 2020 года сообщало саратовское агентство деловой информации «Бизнес-вектор».

Тем не менее, Александр Абраменко высказал сомнения в том, что этот проект реализуем. И дело даже не в требованиях по сохранению специфики предприятия.

«У нас в Саратовской области есть технопарки, действует ОЭЗ. И везде есть места для резидентов. Любой технопарк создается ради конкретных целей и задач. Просто так организовывать технопарк ради технопарка — это сомнительная идея. В теории, конечно, эту площадку можно запустить, привлечь вертикально интегрированные компании. Но для реализации этого проекта должна быть поставлена государственная задача», - отметил Александр Абраменко.

Говоря о судьбе «Тантала», собеседник редакции высказал мнение, что торги в идеале должны были быть объявлены на два-три года раньше, когда сохранность объектов была лучше. В нынешней же ситуации, по оценкам Александра Абраменко, у завода появится шанс найти покупателя, когда цена упадет в два-три раза.

Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
Специальный корреспондент