18 ноября 2025 16:21
читать 14 минут

Ростсельмаш уходит в убыток, а власти просят заводы снизить цены на сельхозтехнику

Чиновники призвали производителей сельхозмашин снизить ценовые запросы, чтобы растоварить склады. Участники рынка считают, что дело не в стоимости техники – аграрии просто не видят перспектив для развития своих хозяйств.

Ситуация на рынке сельхозтехники в России по-прежнему вызывает серьезную тревогу. В январе-сентябре продажи упали почти на треть год к году, предприятия начали переходить на неполную рабочую неделю. Совладелец крупнейшего в стране комбайнового завода «Ростсельмаш» заявил Mashnews, что предприятие завершит год с убытком.

Власти при этом считают, что сделали для бизнеса все возможное – теперь сами производители должны «умерить аппетиты» и снизить цены, чтобы распродать запасы. Такие призывы прозвучали 12 ноября в Госдуме. Однако участники рынка видят в этом путь к банкротству, а не выход из кризиса. К тому же, аграриям – потребителям сельхозтехники - для инвестиций нужны не скидки, а перспективы – иначе вкладываться в обновление хозяйств просто нет смысла.

«Съесть» запасы и забыть про развитие

Современная техника – одно из главных условий эффективности сельского хозяйства. Россия все еще сильно отстает по уровню энерговооруженности отрасли – даже от Белоруссии, не говоря уже о западных странах. В Стратегии развития агропромышленного комплекса до 2030 года предусмотрено обновление парка техники ежегодно на 10%, но пока этот показатель почти втрое ниже: в 2025 году коэффициент обновления зерноуборочных комбайнов составит 3,7%, тракторов – 3,5%. Такие данные привел председатель Госдумы Вячеслав Володин во время «Правительственного часа» 12 ноября. По его словам, сегодня в отрасли не хватает 62 000 тракторов и 34 000 комбайнов, тогда как крупные заводы «работают на склад». 

Глава Минпромторга РФ Антон Алиханов добавил, что падение продаж, которое в первом полугодии по отдельным сегментам превышало 50%, удалось замедлить. Однако растоваривание складов производителей и дилеров все еще «идет медленно». В то же время, по его словам, такие крупные игроки рынка как «Ростсельмаш» и «Петербургский тракторный завод» имеют запас финансовой прочности и за счет накопленной в предыдущие года прибыли могли бы делать дополнительные скидки для покупателей.

Коллегу поддержала министр сельского хозяйства РФ Оксана Лут, отметив, что власти уже предприняли все необходимые меры, чтобы помочь аграриям закупать технику. Теперь, по ее мнению, производители сельхозмашин должны сами пойти навстречу фермерам и «переориентировать свою ценовую политику на тот спрос, который сейчас аграрная отрасль может выдержать».

Похожую позицию озвучил вице-премьер Дмитрий Патрушев, призвав производителей продать скопившуюся на складах технику со скидкой, чтобы получить хоть какую-то выручку. С ним согласился спикер Вячеслав Володин, заявив, что те, кто получал многомиллиардные доходы, должны посмотреть на свою маржу и поработать «в ноль» год-два, чтобы сохранить коллективы и производство.

В то же время в Федеральной антимонопольной службе (ФАС) не нашли нарушений в ценовой политике российских заводов. Об этом в ходе «Правительственного часа» сообщил руководитель ФАС Максим Шаскольский. Он отметил, что на динамику цен повлияла замена поставщиков компонентов, рост затрат на логистику и зарплаты. И сегодня производители сельхозтехники работают с минимальной рентабельностью, заключил глава ФАС, пообещав продолжать мониторинг цен.

То, что заводы балансируют на грани рентабельности, подтвердил в беседе с Mashnews совладелец компании «Ростсельмаш», президент Ассоциации «Росспецмаш» Константин Бабкин. У крупнейшего в стране производителя сельхозтехники «Ростсельмаш» прогнозируется убыток по итогам года. И если в этих условиях еще снижать цены, то заводы уйдут в еще больший минус, начнут распродавать оборудование, демонтировать цеха, построенные в предыдущие годы, и, в конце концов, можно вообще потерять отечественное производство комбайнов и тракторов, считает собеседник редакции.

С одной стороны, у предприятий действительно сегодня есть деньги, некая «финансовая подушка», которая позволит им продержаться год-два. С другой стороны, если компании «съедят эти наработанные запасы» и будут вынуждены избавляться от активов, чтобы продолжать работу, это станет серьезной преградой для дальнейшего развития отрасли, предупредил Константин Бабкин.

Экономических предпосылок для снижения стоимости сельхозтехники сейчас нет, уверен директор ООО «Краснокамский ремонтно-механический завод» Дмитрий Теплов.

«Если вы продаете объем меньший, чем раньше, а вам при этом надо содержать коллектив, завод и т.д., то цены, наоборот, надо увеличивать, а не снижать. Ведь чем меньше масштаб производства, тем дороже оно стоит. Это нелогично – уменьшая объем реализации, снижать цены. Такой подход не вытянет экономика ни одного предприятия», - пояснил Mashnews руководитель предприятия, выпускающего технику для заготовки кормов.

Не так страшны цены, как политика государства

Снижение цен загонит заводы в еще более глубокий кризис и, главное, мало что изменит для аграриев, которые все равно не бросятся массово покупать технику, считают участники рынка.

«Чтобы подтолкнуть фермеров к покупке технике, нужно повышать их доходность. Они сегодня мало зарабатывают, потому что цены на зерно низкие, а возможности экспорта ограничены – при этом растут издержки, кредиты остаются очень дорогими, и эту общую проблему путем снижения цен на сельхозтехнику не решишь», - отметил Константин Бабкин.

С ним согласен Дмитрий Теплов, который уверен, что у аграриев – проблемы не с деньгами, а с пониманием, надо ли вообще инвестировать в обновление хозяйств: строить новые фермы, увеличивать поголовье и покупать технику.

«Я общаюсь с очень многими фермерами, нашими клиентами. У них нет проблем с деньгами, то есть они могут покупать технику любого уровня, вплоть до самых дорогих John Deere. Тут вопрос в другом – а будет ли развиваться сельское хозяйство, будет ли оно производить больше продукции, отправлять ее на экспорт и т.д. Если да, то это потребует дополнительного объема техники. Если нет, то тогда техники нужно будет просто меньше», - пояснил директор Краснокамского РМЗ.  

По его словам, не скидки на технику, а таможенно-тарифная и кредитно-денежная политика государства определяет инвестиционную активность бизнеса. Низкие цены на зерно на внутреннем рынке, экспортные пошлины, высокая ключевая ставка ЦБ РФ – вот что сдерживает аграриев вкладываться в развитие и, соответственно, влияет на рынок сельхозтехники.

«То есть это все просто регулируется государством, и причем здесь цены на технику – непонятно», - подчеркнул Дмитрий Теплов.

Однако для небольших хозяйств вопрос дороговизны сельхозтехники действительно является болезненным, подчеркнул в беседе с Mashnews председатель Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России (АККОР) Краснодарского края, глава сельскохозяйственного кооператива «Красный Дон» Александр Шипулин. Он напомнил, как в 2011 году правительство РФ приняло решение субсидировать покупку техники, и многие крестьяне смогли купить комбайны, тракторы и другую мощную технику за полцены. По словам Шипулина, сегодня можно было бы сделать то же самое – и это точно подстегнуло бы спрос. Если не предпринять решительных шагов, то отрасль в технологическом плане откатится назад.

«Крупный бизнес находит какие-то пути для решения этого вопроса. Но малые хозяйства, на 100, 200, 500 гектаров, семейные фермы где-нибудь на отдаленном хуторе – брошены на произвол судьбы. При таком диспаритете цен отдельный фермер не в состоянии купить ту технику, которую предлагает завод-изготовитель или его дилер, и без помощи государства ему не обойтись», - считает собеседник Mashnews.

Выходом из ситуации может стать создание кооперативов, по типу потребительских, для обеспечения техникой малых хозяйств. Как рассказал Александр Шипулин, в регионе сейчас обсуждают возможность создания машинотракторной станции (МТС), которая могла бы закупать с помощью бюджета мощные трактора или сельхозорудия, помогая малым фермерам своевременно обрабатывать поля и проводить уборку урожая.

Экспорт как лекарство от кризиса

Как заявил на заседании в Госдуме вице-премьер РФ Дмитрий Патрушев, в августе-сентябре ситуация со сбытом сельхозтехники начала улучшаться. Однако производители пока не наблюдают тенденции к росту продаж. По прогнозам Константина Бабкина, падение по итогам года составит около 35%, и на следующий год признаков улучшения не видно.

«Наша стратегия на ближайший год состоит в том, чтобы переждать этот кризис. Поэтому мы готовимся, что следующий год будем работать в ноль, постараемся пройти его без убытков. Будем держать минимальные цены, но такие, чтобы все-таки сохранять коллектив, иметь возможность выплачивать зарплату и не уходить в минуса. Мы делаем все, чтобы техника была доступна для крестьян, но наши возможности не безграничны», - прокомментировал Mashnews совладелец компании «Ростсельмаш».

По мнению Дмитрия Теплова, до середины 2026 года производители еще смогут продержаться на «старых запасах», но дальше, если спрос не пойдет вверх, предприятия столкнутся с еще более серьезными сложностями.  В то же время некоторые компании «компенсируют» низкий спрос на внутреннем рынке развитием экспорта – выходя на рынки соседних государств.

«Мы, например, пошли работать в Казахстан. Там нас хорошо воспринимают, там больше денег и  более позитивные ожидания», - рассказал директор Краснокамского РМЗ, добавив, что при этом за рубежом сильна конкуренция с мировыми, в том числе западными брендами, поэтому необходима поддержка государства в продвижении российских производителей на этих рынках.

Генеральный директор дистрибьюторской компании «Центр технического оборудования» (официальный представитель бренда ZAUBERG) Иван Марьянов прогнозирует улучшение ситуации на российском рынке сельхозтехники и повышение продаж в 2026 году.

«Наш прогноз на следующих год - рост продаж порядка 30%. Это будет связано с постепенным снижением ключевой ставки и, как следствие, с оживлением многих отраслей экономики и повышением деловой активности», - отметил эксперт Mashnews.

В Минпромторге обещают сохранить на 2026 год все текущие меры поддержки и добавить 1 млрд рублей на программу «1432», по которой предоставляются субсидии производителям техники. Но помогут ли льготные механизмы поднять продажи в условиях глобальной неопределенности – вопрос пока открытый.

СПРАВКА MASHNEWS

По данным Российской ассоциации производителей специализированной техники и оборудования («Росспецмаш»), продажи сельхозтехники отечественного производства на внутреннем рынке РФ в январе-сентябре 2025 года снизились на 26,5% в годовом сравнении, до 114,3 млрд рублей. Уменьшение продаж за 9 месяцев зафиксировано по основным видам сельхозмашин: поставки зерноуборочных комбайнов упали на 42,1% (до 1,57 тыс.), сельскохозяйственных тракторов - на 36,5% (до 1,971 тыс.), самоходных кормоуборочных комбайнов - на 17,6% (до 150 шт.).

Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!