01 июня 2023 10:23
читать 9 минут

Ростех продаёт оборонный завод в Молдове дружественным лицам

За 1,1 млрд рублей продают молдавский завод «Топаз» — он поставлял комплектующие для авиационных двигателей в Россию. Но в феврале 2022 года подпал под санкции. Ростех решил продать актив. Есть разные версии, зачем нужна эта продажа.

Покупателей из недружественных стран просят не беспокоиться

Ростех выставил на торги 97,72% акций (3 217 601 штука) совместного предприятия (СП) АО «Топаз», пакет в собственности у АО «Объединённая двигателестроительная корпорация» (ОДК), которое входит в Ростех. Как указано в документации к торгам, начальная цена продажи составит около 1,1 млрд рублей, шаг понижения — 107,62 млн рублей, торговаться будут до 538,11 млн рублей.

Завод расположен на участке площадью около 3,55 га, предприятию принадлежат шесть зданий общей площадью 8 тыс. кв. м.

Заявки на участие в аукционе принимаются до 16 июня, торги назначены на 19 июня.

К ним не допустят лиц, «связанных с иностранными государствами, которые совершают в отношении российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия, и лиц, которые находятся под контролем указанных иностранных лиц».

Директор — первый замминистра


Фото: topaz.md

СП «Топаз» было создано в 2002 году на базе Кишинёвского приборостроительного завода. С российской стороны соучредителем стало ФГУП «Московское машиностроительное производственное предприятие »Салют« (сейчас — ПК «Салют» АО «ОДК», входит в Объединённую двигателестроительную корпорацию), выпускавшее авиационные двигатели. «Салют» тогда заплатил за акции АО «Топаз» $950 тыс. и обещал вложить ещё $4 млн в развитие производства.

«Топаз» выпускает комплектующие и электронику для авиационных двигателей, промышленное оборудование различного назначения. На заводе работает 122 человека. Доходы от продаж в 2022 году составили 52,3 млн рублей (в 2021-м — 112,3 млн рублей), чистый убыток — 17,55 млн рублей (в 2021 году — 18,23 млн).

В 2017 году, по данным молдавских СМИ, в штате «Топаза» было 240 сотрудников, 90% своей продукции он экспортировал. Как говорила тогда гендиректор завода Ольга Бурцева, в планах у предприятия было внедрение новых технологий обработки металлов, расширение производства разных видов оборудования и станков.

В апреле 2019 года, после очередной реорганизации «Салюта», собственником принадлежавших ему 97,72% акций «Топаза» стала ОДК. Одновременно на молдавском предприятии сменилось руководство: новый гендиректор Инна Линник является ещё и первым заместителем министра экономики непризнанной Приднестровской Молдавской Республики.

В условиях чрезвычайного положения

Фото: topaz.md

До последнего времени «Топаз» называл ОДК своим главным бизнес-партнёром, о чём говорится и на официальном сайте молдавской компании.

В прошлом году деятельность «Топаза» была приостановлена «в связи с чрезвычайным положением, действующим в Республике Молдова», сообщили MASHNEWS на заводе. Режим ЧП был введён в стране в феврале 2022 года после начала специальной операции и с тех пор несколько раз продлевался.

Как писали молдавские СМИ, в 2022 году «Топаз» получил два разрешения на экспорт стратегических товаров (двойного назначения). Однако удалось ли заводу экспортировать продукцию, неизвестно. И само оборонное предприятие, и молдавские власти крайне скупо делятся информацией о его деятельности. В феврале 2023 года завод подпал под санкции Великобритании. До этого, в январе, молдавские политики высказывали недовольство тем, что в стране работают российские военные заводы.

Как будет дальше развиваться ситуация, на заводе не знают. «Оценить перспективы трудно в связи с нестабильной политической и экономической ситуацией», — отмечают на предприятии.

В ОДК и Ростехе не смогли оперативно ответить на вопросы MASHNEWS о продаже завода.

«Топаз» не единственный молдавский актив ОДК. Второе предприятие также находится в Приднестровской Молдавской республике — это завод «Прибор« в Бендерах. Он выпускает судовые приборы и средства радионавигации. В советские годы он был филиалом ФГУП «Салют». О его принадлежности к ОДК упоминают молдавские издания. Кроме того, в описании российского завода «Салют» на рекрутинговых сервисах указано, что он «объединил в рамках интегрированной структуры» несколько предприятий, включая «Прибор» и «Топаз».

«Прибор» на продажу не выставлен.

Хотят вывести из-под санкций?


Фото: topaz.md

После февраля 2022 года объёмы производства на «Топазе» сократились, что неудивительно: в прошлом году власти Молдовы ужесточили надзор за предприятиями, связанными с российскими компаниями, отмечает Дмитрий Тортев, член Экспертного совета Комитета по защите конкуренции Государственной думы РФ.

«Особенно это касается заводов, выпускающих продукцию двойного назначения. Правительство республики неоднократно заявляло о своём стремлении придерживаться антироссийских санкций. Поэтому вопрос о продаже »Топаза« стал скорее вопросом времени», — считает Дмитрий Тортев.

По его мнению, ОДК может избавиться и от второго актива — завода «Прибор», хотя тот и не имеет разрешения на экспорт продукции двойного назначения. Вряд ли при нынешней политике Кишинёва можно ожидать послаблений, которые позволят сотрудничество в той или иной форме, полагает Дмитрий Тортев.

Другой эксперт на условиях анонимности высказал предположение, что продажа нужна для того, чтобы вывести «Топаз» из-под санкций.

«Завод могут формально продать какой-нибудь компании, которая юридически не связана с Ростехом и ОДК, но при этом будет иметь возможность от своего лица продавать на европейском рынке продукцию, выпускаемую на предприятии», — рассуждает эксперт. Он допускает, что новым собственником «Топаза» может стать и молдавский посредник, который приобретёт завод в интересах Ростеха.

После продажи у «Топаза» незавидное будущее, предполагает Дмитрий Тортев. До начала 2022 года основными партнёрами предприятия были российские организации: «Салют», Омское моторостроительное объединение им. П.И. Баранова, Гаврилов-Ямский машиностроительный завод «Агат» и уфимское НПП «Молния». То есть производство «Топаза» было ориентировано на нужды российской промышленности.

«Вряд ли молдавское предприятие сможет с ходу выпускать детали, скажем, для Airbus. Вариантов у »Топаза« несколько: можно провести масштабное техническое перевооружение. Но для этого нужен инвестор. А единственными инвесторами с начала »нулевых« выступали российские госкомпании. Либо предприятие может сосредоточиться на узком сегменте. Например, недавно на »Топазе« освоили выпуск многослойных гибко-жёстких печатных плат, особенно востребованных в современных условиях микроминиатюризации и применения нанотехнологий. Но будет ли это интересно европейским рынкам?» — сомневается Дмитрий Тортев.

Оптимальным ему представляется вариант попытаться наладить поставку комплектующих в страны, где используют российскую лётную технику.

Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
Cпециальный корреспондент