Ростех модернизирует аэродром "Ржев" для испытаний авиатехники
На реконструкцию аэродрома «Ржев» в Тверской области Ростех потратит 1,82 млрд рублей. После этого здесь будут проводить испытательные вылеты модернизированных и отремонтированных самолётов ВКС России. Спрос на ремонт авиатехники за последние полтора года существенно вырос.
17 месяцев на реконструкцию
Компания «РТ-Комплектимпекс», входящая в Ростех, получила контракт на реконструкцию военного аэродрома «Ржев», который находится в Тверской области и принадлежит АО «514 авиационный ремонтный завод» (514 АРЗ).
Завод подвёл итоги тендера 20 июля, контракт с победителем на 1,82 млрд рублей пока не подписан.
Подрядчику нужно к 1 декабря 2025 года реконструировать взлётно-посадочную полосу (ВВП), рулёжные дорожки, площадку консервации, объекты инфраструктуры аэродрома, групповые места стоянки самолётов, а также построить контрольно-пропускной пункт.
Как указано в тендерной документации, сейчас три из пяти рулёжных дорожек, включая магистральную, выведены из эксплуатации из-за неудовлетворительного технического состояния.
После реконструкции ВВП аэродром «Ржев» будет использоваться для «выполнения испытательных полётов прошедших ремонт самолётов Су-24, МиГ-31, МиГ-29 и их модификаций с интенсивностью 10–12 самолётовылетов в месяц, а также полётов военно-транспортных самолётов Ан-12 и Ан-26 с интенсивностью 8–10 самолётовылетов в месяц». Кроме того, на заводе будут проходить ремонтно-техническое обслуживание самолёты Су-30 и Су-34.
Семейство «Авиаремонта»
Фото: tvernews.ru
514 авиационный ремонтный завод — «дочка» АО «Авиаремонт» (принадлежит ростеховскому ООО «РТ-Капитал»), в которое входит ещё 14 авиаремонтных предприятий (данные самого АО).
«Авиаремонт» был создан в 2008 году сначала как структура Минобороны РФ, в 2019 году компанию и подконтрольные ей предприятия передали Ростеху.
Помимо перечисленных моделей самолётов, «дочки» «Авиаремонта» занимаются сервисом, ремонтом и модернизацией других воздушных судов Ту, Ил, Ан, МиГ, Як, Су, а также авиадвигателей и спецавиатехники для Минобороны и прочих силовых ведомств.
Ни «Авиаремонт», ни входящие в него предприятия финансовую отчётность не публикуют. Судя по последнему отчёту, за 2020 год, они были в основном убыточными: головное предприятие получило чистый убыток 176 млн рублей вместо плановой прибыли 167 млн, а совокупный убыток дочерних и зависимых обществ составил 258,6 млн рублей.
514 АРЗ выделяется на этом фоне: он заработал прибыль 162,9 млн рублей, самую большую из всех «дочек» «Авиаремонта».
АО «Авиаремонт» занимает важное место в кластере ремонта авиатехники, отмечают эксперты Telegram-канала «Крылья войны«. Ещё в 2013 году начался новый этап совершенствования сервисного обслуживания авиатехники государственной авиации: сервис поручили выполнять тем, кто производит воздушные суда.
«Сейчас вся структура ремонта авиатехники находится под крылом Ростеха, и каждое подчинённое предприятие производит работы по тем или иным узлам и агрегатам. Все делают одно дело и делают его хорошо, оснащённость предприятий находится на достойном уровне», — комментируют в «Крыльях войны».
Выросли налёт и потребности в ремонте
Фото: ОАК
Эксперты затрудняются оценить спрос на ремонтные услуги в целом по РФ. По данным сайта «Авиация России», на начало 2023 года на вооружении Воздушно-космических сил России в активном пользовании находилось 273 самолёта Су-24, 353 единицы Су-27/30/35, 127 — Су-34, 129 — МиГ-31, 240 — МиГ-29, 4 — Ан-12, один самолёт-разведчик Ан-26.
Ремонтные работы, которые требуются машинам в ходе эксплуатации, проходят в том числе и на предприятиях АО «Авиаремонт».
О дефиците ремонтных заводов российское Минобороны не говорило, однако очевидно, что спрос на их услуги увеличился с февраля 2022 года.
«Сейчас налёт авиации сильно вырос, потребности в ремонте тоже, но заводы стараются справляться существующими мощностями. Конечно же, модернизация как самих площадок, так и соответствующей инфраструктуры обязательно должна происходить без остановки, чтобы выводить производство и рабочие процессы на новые комфортные и современные уровни», — комментируют в «Крыльях войны», отмечая, что расширение ремонтных баз «лишним не будет».
Модернизация после расконсервации
Фото: ОАК
Помимо восстановительного ремонта, базы АРЗ задействуют для испытаний самолётов, прошедших модернизацию. Например, тяжёлые перехватчики МиГ-31, производство которых было завершено в 1994 году, в ходе модернизации оснащают гиперзвуковыми ракетами «Кинжал» (МиГ-31К), радарами «Заслон-М» (МиГ-31БМ) и другими опциями. Срок службы этих воздушных судов после обновления продлевается на 5–10 лет.
В 2019 году «Интерфакс» сообщал, что на тот момент в ВКС России было около 120 МиГ-31, плюс ещё около 150 самолётов находилось на базах хранения. Их модернизировали в МиГ-31БМ. Закончить переоборудование всего парка перехватчиков собирались к 2023 году.
Многоцелевой истребитель четвёртого поколения МиГ-29 был снят с производства в 2011 году, к тому моменту было выпущено около 1700 таких машин. В октябре прошлого года СМИ писали, что Минобороны сняло с консервации несколько десятков МиГ-29. После этого сообщений о контрактах на модернизацию этих истребителей не было. Информация о распределении таких контрактов обычно не раскрывается.
В отличие от гражданской, военная авиатехника не испытывает серьёзной зависимости от импортных комплектующих, поэтому проблем с ремонтом быть не должно, говорят эксперты.
«Ни до санкционного давления, ни после за последние десять лет крупных пробелов и пауз с выпуском новых боевых самолётов и вертолётов наш ВПК не допускал», — говорят в «Крыльях войны». Как производство новых, так и ремонт и модернизация существующих машин в целом идут с соблюдением графика, во многом благодаря реорганизации системы АРЗ, отмечают аналитики.