05 апреля 2024 16:40
читать 10 минут

Рост под обстрелами: белгородские агрохолдинги в разы увеличили прибыль на фоне СВО

Крупнейшие агрохолдинги Белгородской области отчитались об итогах работы за 2023 год. Несмотря на обстрелы региона со стороны ВСУ и сложную оперативную обстановку, показатели чистой прибыли у большинства из них значительно выросли. Как им это удалось, эксперты рассказали Mashnews.

Доходность на фоне обстрелов

ГК «Агро-Белогорье» Владимира Зотова за 2023 год, по данным системы «Чекко»,  получила 8,3 млрд рублей чистой прибыли. Это в 112 раз или на 11 148 % больше аналогичного показателя 2022 года. Тогда холдинг отчитался о чистой прибыли в размере 73,5 млн рублей. По данным Национального Союза свиноводов, ГК «Агро-Белогорье» входит в десятку крупнейших производителей свинины в стране, занимая 9-ю позицию. Доля предприятия на рынке РФ по итогам 2023 года составляет 4,8 %.  

Один из крупнейших производителей мяса птицы в России – АО «Приосколье» – 2023 год завершило с чистой прибылью в размере 15,5 млрд рублей, что почти в шесть раз больше показателя годичной давности. В 2022 году он равнялся 2,6 млрд рублей.

ООО «Белгранкорм», которое входит в структуру агропромышленного холдинга «БЭЗРК-Белгранкорм», по итогам 2023 года получило чистую прибыль в 10,1 млрд рублей. Это на 48 % больше, чем в 2022 году.

Крупнейший российский производитель спецжиров и маргарина – АО «ЭФКО» – отчиталось о чистой прибыли в размере 1,7 млрд рублей. Это более чем в три раза или на 241 % больше показателя 2022 года. А доход кондитерской фабрики «Славянка» в 2023 году составил 2,54 млрд рублей, хотя еще годом ранее она была в глубоком минусе (656 млн рублей убытков). 

АО УК «Агропромышленная группа БВК» улучшило показатель чистой прибыли на 102 %, сменив убыточный результат в минус 1 млн рублей на 11 тыс. рублей плюса в 2023 году.

Растут показатели и у колхоза им. Горина. В 2023 году предприятие заработало 207,7 млн рублей чистой прибыли – почти в два раза больше, чем годом ранее. Примечательно, что по итогам 2022 года предприятие получило в четыре раза меньший доход, чем в 2021-м году.  

Причины роста

Независимый финансовый советник, эксперт в сфере инвестиций и грамотного управления личными финансами Александр Крамарь предполагает, что к таким финансовым показателям холдингов мог привести хороший урожай 2023 года – один из лучших в истории, а также активное импортозамещение иностранной продукции товарами отечественного производства.

«После начала СВО поставки из стран Европы сошли практически на нет. Наши холдинги часть таких поставок заместили, при этом, ввиду снизившейся конкуренции со стороны иностранцев, могут себе позволить держать маржу – разницу между доходами и расходами – повыше», – отметил Александр Крамарь.

Еще один фактор, сыгравший на руку отечественным производителям, – рост экспортных поставок продовольственных товаров из России в Китай, страны СНГ и на Ближний Восток. Рост выручки ЭФКО и «РосАгро» точно отчасти обусловлен этой причиной, уверен Александр Крамарь.

Такого же мнения придерживается и независимый эксперт, кандидат экономических наук Леонид Хазанов. Он считает, что увеличение чистой прибыли агрохолдингов Черноземья может быть связано с ростом продаж их продукции на рынке России и за её пределами. С одной стороны, выпуск продовольствия в нашей стране в 2023 году значительно вырос благодаря хорошей покупательской активности населения и сокращению объёмов импорта, с другой – улучшилась ситуация с перевозками сельскохозяйственной продукции за границу, главным образом, зерна.

«Обстрелы же Вооружёнными силами Украины вряд ли могли нанести серьёзный ущерб посевам, тогда как в отношении элеваторов, птицефабрик и животноводческих комплексов они представляли реальную угрозу. Тем не менее повреждения предприятий не привели к коллапсу в сельском хозяйстве Черноземья», – добавил Леонид Хазанов.

Немаловажную роль сыграла активная поддержка аграрного сектора со стороны государства после начала СВО – сектор обеспечили субсидиями и льготными кредитами. Профессор кафедры инновационной экономики и финансов НИУ «БелГУ» Оксана Ваганова отмечает, что в бюджете Белгородской области на 2023 год на развитие сельского хозяйства и рыболовства за счет всех источников финансирования было заложено более 9 млрд рублей, что на 5,4 % больше, чем годом ранее.

Также регион выдает аграриям 15 видов субсидий, в том числе на поддержку собственного производства, переработку молока, племенное животноводство, выращивание зерновых культур, реконструкцию и модернизацию теплиц, мелиорацию, элитное семеноводство и многое другое. 

«На странности в поведении агропромышленных предприятий наталкивались многие исследователи кризисных ситуаций в экономике. Так, например, в кризисной ситуации предприятия оказываются более живучими, чем в условиях спокойной обстановки. Объяснить это можно разработанными государством дополнительными институциональными условиями поддержки предприятий и поведением банков, субсидирующих, финансирующих и кредитующих сельскохозяйственные предприятия активнее из-за опасения широкого распространения банкротств», – добавила Оксана Ваганова.

 

Малый бизнес терпит убытки

Финансовые показатели агрохолдингов удивительны еще и потому, что малый и средний бизнес Белгородской области терпит колоссальные убытки из-за ежедневных обстрелов. В феврале 2024 года федеральное правительство выделило региону 1,8 млрд рублей на компенсацию прямого ущерба, нанесённого сельхозпроизводителям обстрелами. Ещё 700 млн рублей выплатят субъектам малого и среднего предпринимательства на возмещение потерь.

«МСП Белгорода, Белгородского района, Шебекинского и Грайворонского горокругов чувствуют себя очень и очень плохо – намного хуже, чем при ковиде. У некоторых предприятий выручка упала до нуля. У меня есть порядка 1500 ИНН пострадавших предпринимателей – пострадавших не от обстрелов, а от сильного падения выручки», – рассказал уполномоченный по защите прав предпринимателей Белгородской области Владислав Епанчинцев.  

1 апреля губернатор Белгородской области Вячеслав Гладков заявил, что области дополнительно нужны еще 1,2 млрд рублей на эти цели. Также в феврале из областного бюджета выделили 250 млн рублей на выплату субсидий пострадавшему бизнесу, работающему в приграничных районах. А с 29 марта предпринимателям, понесшим убытки из-за СВО, начали выдавать льготные кредиты под 1% годовых.

Но, по мнению предпринимательского сообщества, этого недостаточно. 3 апреля белгородский бизнес-омбудсмен отвез в министерство экономического развития письмо, в котором обобщил список возможных мер поддержки. В их числе налоговые льготы, снижение кадастровой стоимости земли и недвижимости, реструктуризация кредитных платежей.

«Ждем каких-то решений. Первое решение уже принял губернатор: на заседании оперштаба разрешили открыть верхние этажи некоторых торговых центров при соблюдении оговоренных мер безопасности», – дополнил Владислав Епанчинцев.

 

Крупный бизнес справляется

Как показывает практика Белгородской области, даже в условиях сложной оперативной обстановки крупный бизнес может работать и зарабатывать. Пока малое и среднее предпринимательство, работающее в сфере услуг, терпит убытки из-за обстрелов и сокращения спроса, крупные игроки на рынке пищевой промышленности продолжают успешно развиваться и наращивать чистую прибыль.

В первую очередь эксперты связывают это с сокращением импорта и увеличением внутреннего спроса на отечественные продукты питания, а также увеличением объемов экспорта в Китай, СНГ и страны Ближнего Востока. Немаловажную роль играет и государственная поддержка аграриев. И, пока обстрелы напрямую не разрушают инфраструктуру агрохолдингов, они имеют возможность увеличивать собственные капиталы. 

Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
специальный корреспондент