«Росспецмаш»: темпы роста продаж отечественной спецтехники замедлились
В «Росспецмаше» указывают, что основными проблемами для отрасли остаются агрессивный импорт, высокая ставка ЦБ и растущие издержки производства.
Иллюстративное фото: журнал «Агробизнес».
По итогам полугодия показатель увеличился на 6%, до 38,6 млрд руб., против роста на 9,2% в первом квартале.
В «Росспецмаше» говорят о давлении импорта из Китая и росте стоимости финансирования. А лизингодатели указывают, что рынок во многих сегментах достиг насыщения.
«Особенно острая» ситуация — в сегментах экскаваторов, фронтальных погрузчиков, асфальтоукладчиков, где иностранные машины, в основном из Китая, занимают 90%, говорят в ассоциации. Там выступают за защиту внутреннего рынка при помощи «различных тарифных инструментов».
Некоторые виды ДСТ включены в проект постановления правительства РФ о поэтапном повышении утильсбора до 2030 года. В Минпромторге указывали, что увеличение сбора на экскаваторы планируется только с 2026 года, поскольку производство этих машин, а также экскаваторов-погрузчиков в РФ пока находится на начальном этапе. К примеру, утильсбор на экскаваторы мощностью до 170 л. с. в 2026 году вырастет в 4,9 раза, почти до 3,4 млн руб., свыше 250 л. с.— в 3 раза, до 4,2 млн руб.
По словам гендиректора «ВТБ Лизинга» Антона Мусатова, в первом полугодии на рынке рос спрос на более простую и дешевую спецтехнику. Общий объем продаж, говорит он, видимо, начал снижаться, так как в первом квартале фиксируется сокращение поставок из-за рубежа. Директор департамента по развитию бизнеса «Газпромбанк Лизинга» Вячеслав Михайлов отмечает, что в сегментах, которые занимают 95% всех зарубежных поставок, импорт сократился на 50–80% год к году. Растет, по его словам, только ввоз асфальтоукладчиков (на 28%), тяжелых гусеничных бульдозеров (на 542%), больших горных гидравлических экскаваторов (на 380%), тяжелых колесных погрузчиков (на 286%). Мусатов говорит, что отложенный спрос 2022 года во многом реализован и теперь его сдерживает ужесточение денежно-кредитной политики, хотя потребность в спецтехнике «достаточно высока».
Директор по продажам ЛК «Европлан» Иван Коровников связывает снижение темпов роста продаж ДСТ и спецтехники с возможным перенасыщением рынка в 2023 году. Главный специалист отдела по работе со средним корпоративным бизнесом «Альфа Лизинга» Елена Зуева напоминает, что в 2023 году рынок ДСТ увеличился вдвое в основном за счет поставок из дружественных стран. В этом году, по ее словам, повышение ключевой ставки, рост стоимости новой и бывшей в эксплуатации грузовой и спецтехники на 26–28% вынуждают бизнес отказываться от обновлений. «В большинстве сегментов ДСТ ощущается насыщение, что подтверждается существенными складскими запасами практически у всех дистрибуторов»,— соглашается коммерческий директор «Флит Финанса» (входит в ИГ «Инсайт») Алексей Любецкий.
По прогнозам Вячеслава Михайлова, активность потребителей будет замедляться в связи с поэтапным увеличением ключевой ставки.