Росспецмаш пожаловался на «проблему агрессивного импорта»
Импорт дорожно-строительной техники за 9 месяцев взлетел 66%. При этом производство и продажи на российском рынке отечественной продукции выросли на 22%.
По данным Российской ассоциации производителей специализированной техники и оборудования (объединяет данные компаний, выпускающих 80% объема всей дорожно-строительной техники), российские заводы в январе-сентябре 2023 года выпустили техники для дорожного строительства на 65,2 млрд рублей (+22%). Отгрузки на внутренний рынок составили 59 млрд рублей, что также на 22% превысило показатель за аналогичный период 2022 года.
Рост в количественном выражении с начала года зафиксирован в отгрузках кранов-трубоукладчиков (в 4,1 раза), экскаваторов (на 99%), дорожных катков (на 22%), кранов-манипуляторов (на 21%), мини-погрузчиков (на 16%), фронтальных погрузчиков (на 6%) и экскаваторов-погрузчиков (на 1,6%). Снизились за тот же период поставки автогрейдеров (на 27%), телескопических погрузчиков (на 21%), гусеничных бульдозеров (на 19%), автокранов (на 1,6%)
«Общий рост выпуска и продаж российской строительно-дорожной техники связан с сохранением высоких объемов строительства и реализацией масштабных инфраструктурных проектов», - считают в Росспецмаше.
Вместе с тем, представители интересов российских производителей продолжают сетовать на «проблему агрессивного импорта», который с января по июль вырос на 66%, до 254 млрд руб.
«Это негативно влияет на темпы производства российской строительно-дорожной техники и уже привело к снижению продаж по отдельным ключевым видам машин. Импорт доминирует в таких сегментах, как автогрейдеры, экскаваторы, дорожные катки, фронтальные погрузчики, асфальтосмесительные установки. Доля, которая приходится на зарубежные поставки этой техники, варьируется от 65% до 94%», - отмечают в ассоциации.
Российские заводы, считает Росспецмаш, находятся в неравных условиях конкуренции с иностранными компаниями. «Если сравнивать с Китаем, то там средняя налоговая нагрузка составляет 20%, в России - 47,7%, средняя стоимость кредита 0,05%, в России - 12%. В Китае ниже НДС, чем в России, а экспортная поддержка там гораздо выше. Поэтому в КНР намного выгоднее выпускать машины и комплектующие», - объяснили в Росспецмаше. Там также констатировали отсутствие производства в России ряда ключевых компонентов для дорожно-строительной техники или их недостаточный выпуск.