19 июля 2023 16:04
читать 10 минут

Россияне поделятся мороженым с Африкой

Российские производители увеличивают мощности по выпуску мороженого. Притом что внутренний спрос падает, а экспорт обвалился в полтора раза. Однако эксперты надеются: российский потребитель справится. А если нет — помогут жители африканских и арабских стран.

Мороженого мало не бывает

Шесть российских компаний заявили об увеличении мощностей по выпуску мороженого. В ближайшие два года они должны увеличить его производство на 35 тыс. тонн в год.

ГК «Айсберри» уже нарастила выпуск на 19,6% (до 52,6 тыс. тонн), благодаря открытию в 2022 году завода в Ярославской области и созданию новой линии на площадке «Вологодского мороженого». Теперь «Айсберри» строит вторую очередь ярославского предприятия с объёмом инвестиций 1,5 млрд рублей, что позволит компании в 2025 году выпускать 72 тыс. тонн мороженого в год.

Группа компаний «Чистая линия» вкладывает 2,5 млрд рублей в строительство производственно-складского комплекса в подмосковном Долгопрудном. Производство увеличится на 11 тыс. тонн (до 31 тыс. тонн в год).

30 июня «Хладокомбинат № 3» (Екатеринбург) завершил модернизацию цехов, в которую вложил 300 млн рублей. Это принесёт дополнительные 4,4 тыс. тонн мороженого в год.

Фабрика мороженого «Славица» строит новый завод в индустриальном парке «Тура 2.0» в Татарстане. Об увеличении мощностей заявила также компания «Иль Мио Мороженко».

Если прибавить эти объёмы к 468,1 тыс. тонн мороженого, выпущенного в 2022 году, то получится больше 503 тыс. тонн. По сравнению с 2022-м рост — на 7,5%.

И это притом что, по оценке NielsenIQ, внутренний спрос на мороженое в 2022 году упал на 8,4%. В результате нераспроданные запасы к началу 2023 года превысили 42,98 тыс. тонн (против 41,33 тыс. тонн в начале 2022-го и 34,71 тыс. в начале 2021 года), подсчитал Росстат.

Ещё один негативный фактор — снижение экспорта: по данным Союза мороженщиков России, он в прошлом году сократился на 52,4% (с 33,1 тыс. тонн до 15,8 тыс.).

Съедим всё сами


Фото: Макс Ветров / РИА Новости

Получается, что всю увеличившуюся холодную массу придётся потреблять самим россиянам.

Заместитель гендиректора Союза мороженщиков России Наталья Уткина не видит в этом проблемы.

«Спрос на мороженое растёт в зависимости от погоды: чем теплее с мая по сентябрь, тем больше потребители покупают мороженое», — говорит она.

Аномальная жара 2021 года подстегнула спрос, а прошлый год не был выдающимся в плане погоды, поэтому интерес к мороженому был в пределах нормы.

По мнению гендиректора Petrova Five Consulting Марины Петровой, прошлогоднее снижение спроса стало, прежде всего, реакцией на резкий рост цен на продукцию, вызванный изменением политической и экономической ситуации. Подорожали импортное оборудование и комплектующие на предприятиях, упаковка, закупаемые за рубежом ингредиенты, а также отечественное сырьё:

  • сухое цельное молоко выросло в цене на 4%,
  • сырое молоко — на 12%,
  • сливочное масло — на 9%,
  • сливки — на 26%,
  • сахар — на 5%.

В результате себестоимость мороженого увеличилась на 30%, подсчитала Марина Петрова. Средняя розничная цена увеличилась на 22%, до 660 рублей за килограмм (данные NielsenIQ).

В 2023 году эксперты ожидают стабилизации цен. Ингредиенты, которые закупали в западных странах, заменяют на отечественные, китайские, иранские и индийские. Например, фисташки раньше поставляла Италия, теперь — Иран. ГК «Союзснаб» увеличила выпуск стабилизаторов-эмульгаторов, красителей, ароматизаторов и других составляющих мороженого, чтобы заместить импортные компоненты.

Чтобы снизить расходы, производители сделали акцент на марках мороженого с пониженным содержанием жира. Это заметно и по динамике товарных запасов: хотя в целом они выросли, но произошло это за счёт более дорогих сливочного мороженого и пломбира, в то время как объёмы молочного мороженого на складах по итогам прошлого года уменьшились на 9%, продукта с заменителем молочного жира — на 6,6% (данные Росстата).

Кроме того, у покупателей уже прошёл шок от резкого изменения ценников, и они вернулись к привычным объёмам покупок, отмечают эксперты.

«В 2023 году в России наблюдается средний спрос на мороженое, немного больше, чем в 2022 году, но меньше, чем в благополучном 2021-м. В 2021 году на одного россиянина приходилось 3,6 кг мороженого в год, в 2022-м — 3,2 кг. Новая Зеландия, США и многие другие страны употребляют мороженого в разы больше, чем в России. Это значит, что в России есть серьёзный внутренний потенциал для роста потребления этого продукта», — полагает Наталья Уткина.


Потребление мороженого в разных странах мира в 2021 году. Источник: Союз мороженщиков России

Есть шансы отыграть падение и у экспортёров, считают аналитики Streda Consulting: ГК «Ренна» (бренды «Коровка из Кореновки» и «Облака из молока») налаживает продажи в Саудовскую Аравию и другие страны Ближнего Востока.

Дмитровский молочный завод (ТМ «Свитлогорье») наращивает поставки в Китай и начал экспорт в зону Персидского залива. «Айсберри» расширила перечень африканских государств, куда она поставляет свою продукцию.

Производство уже отреагировало на положительные изменения ростом объёмов: в январе-мае 2023 года мороженого выпущено больше, чем за тот же период 2021-го и 2022-го: 228,54 тыс. тонн против 221,36 тыс. и 211,95 тыс. тонн.

Холод идёт из Китая


Фото: сайт губернатора Вологодской области

Самое слабое звено отечественного рынка мороженого — производственное оборудование. Оно почти полностью закупалось в Китае и на Западе: в Швейцарии, Дании, Италии, Германии, США. Многие поставщики оборудования официально не объявляли об уходе из России. Например, российские мороженщики продолжают получать оборудование и запчасти одного из лидеров производства холодильного оборудования, компании Bitzer из ФРГ, которая поставляет продукцию со своих китайских заводов. Однако этот канал может быть перекрыт, так как штаб-квартира компании находится в Европе.

Быстро восполнить дефицит за счёт отечественного оборудования невозможно, говорят участники рынка. Хуже всего с производством компрессоров и электродвигателей, их в России в основном производят только для оборонки и прочих специальных целей, говорит Юрий Дубровин, глава Российского союза предприятий холодильной промышленности.

За последние годы более или менее удалось наладить выпуск испарителей, конденсаторов, воздухоохладителей, контроллеров. Но уровень локализации в отрасли невысокий, в среднем около 30%.

Из-за санкций усложнилось сервисное обслуживание оборудования. Так, раньше потребности России в малотоннажных и среднетоннажных воздухоразделительных установках, с помощью которых из воздуха получают кислород, азот и аргон, в основном удовлетворял украинский завод «Кислородмаш». В России более 1500 таких установок. Для организации их собственного производства нужно одновременно создавать с десяток заводов по выпуску компрессоров, специальной арматуры и прочих составных частей, поясняет Юрий Дубровин.

Чтобы решить проблему, мало параллельного импорта, придётся браться за дело комплексно: организовать реинжиниринг, создать совместные предприятия с партнёрами из Китая и стран СНГ, разрабатывать собственные варианты агрегатов.

Подвижки в этом направлении есть. Например, компания «Айс-Бюро» наращивает выпуск холодильных агрегатов на базе компрессора Bitzer, расширяет линейку оборудования для изготовления и фасовки мороженого (дозаторы, экструдеры, установки для глазировки).

Псковский завод холодильного оборудования «Элементум» производит комплектующие для замены европейских аналогов: конденсаторов, испарителей, воздухоохладителей. Подмосковный производитель холодильной и климатической техники для спортивных ледовых арен «Простор-Л» расширил производственные мощности, чтобы наладить выпуск запчастей для обслуживания западного холодильного оборудования.

Однако ситуация улучшается медленно, и этим пользуется Китай, лидер по производству холодильного, криогенного и климатического оборудования. Чтобы не попасть под тотальную зависимость от КНР, российские власти должны активнее стимулировать отечественные научные разработки и производство, предупреждает Юрий Дубровин.

Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
Cпециальный корреспондент