Россия заполнит мир гелием
В Иркутской области запустили завод по производству гелия. И собираются открыть ещё — в других регионах. В итоге Россия станет мировым поставщиком гелия и будет снабжать им Китай. Но надо немного подождать.
Фото: Газпром
В районе Нижней Тунгуски
Иркутская нефтяная компания 13 июня открыла новый гелиевый завод недалеко от Байкала — на Ярактинском нефтегазоконденсатном месторождении. Оно расположено в 140 км от Усть-Кута, в верхнем течении Нижней Тунгуски, в бассейне её левого притока реки Яракты.
Сейчас гелиевый завод работает в режиме опытного применения, но постепенно его выведут на технологический режим производительностью 10 млн литров в год. Этот завод стал вторым и крупнейшим в России. Всего в мире полтора десятка таких предприятий, сообщили в Иркутской нефтяной компании.
Ещё одно производство собираются наладить в Якутии. 16 июня правительство Якутии сообщило, что компания «ДББ» построит комплекс по извлечению гелия из природного газа на территории Среднеботуобинского нефтегазоконденсатного месторождения. Начало пилотной добычи гелия запланировано на 2025 год, выход на проектную мощность — в 2028 году. Собираются добывать 4 млн кубометров гелия в год. Сырьё будет поставлять «Алроса-Газ».
Есть ещё строящийся Газпромом Амурский газоперерабатывающий завод, его максимальная производительность по проекту — 60 млн кубических метров гелия в год.
Кому нужен гелий
Гелий используется в сжиженном и газообразном состояниях. Главная особенность сжиженного гелия — низкая точка кипения (–268,9 °C). Это позволяет быстро охлаждать предметы. От синхрофазотронов в Дубне до аппаратов МРТ в больницах и диагностических центрах.
Работа индикаторов утечек основана на высокой текучести гелия. Гелий используют при лазерной сварке в смеси с другими газами.
Газообразный гелий известен широкой публике прежде всего как наполнитель воздушных шариков. Но, помимо этого, он не токсичен и входит в состав дыхательных смесей, например, для аквалангистов.
Гелием продувают топливные баки жидкостных ракет. В пищевой промышленности его используют как упаковочный газ. Гелий нужен при производстве оптического волокна, для создания чистой среды, исключающей попадание воздуха.
Без газообразного гелия невозможны современные метеозонды и дирижабли.
Дефицитный газ
Фото: irkutskoil.ru
Всё последнее десятилетие цены на гелий растут, отмечает энергетическое консалтинговое агентство Akap Energy.
Запуск завода в Иркутской области должен снять проблему дефицита гелия в России. Она в последние годы обострялась в летние месяцы из-за активизации индустрии развлечений.
Текущие потребности России в гелии составляют порядка 6 млн кубометров в год, рассказал MASHNEWS аналитик ФГ «Финам» Алексей Калачев.
По его словам, сейчас основным и практически единственным поставщиком гелия на российский рынок является Газпром, производящий газ на Оренбургском гелиевом заводе. Однако из-за низкого содержания гелия в газовом сырье объёмы производства гелия на этом заводе сократились примерно до 3,8–4 млн кубометров при общей мощности 8 млн кубометров.
«Раньше разница покрывалась за счёт импорта, но в условиях санкций здесь тоже есть проблема. Таким образом, производство в Сибири будет кстати. Полная плановая мощность нового завода рассчитана на выпуск 7,5 млн кубометров гелия в год, что полностью покроет дефицит, избавит рынок гелия от монополии Газпрома, и ещё останутся мощности для производства гелия на экспорт в Китай», — говорит Алексей Калачев.
Но сохранить лидерство по гелию у Иркутской нефтяной компании вряд ли получится. Дело в том, что Газпром реализует ещё более масштабный проект. Строящийся Амурский газоперерабатывающий завод (ГПЗ) по проекту к 2026 года должен был иметь мощности по производству 60 млн кубометров гелия в год. Это позволило бы Газпрому занять ведущие позиции на мировом рынке гелия.
«Первая очередь мощностью 20 млн кубометров гелия в год была запущена ещё в 2021 году, но потом остановлена из-за аварии. В 2022 году был завершён монтаж второй установки с такой же мощностью, а всего их будет три. Однако что-то давно не было новостей о возобновлении производства гелия на Амурском ГПЗ», — рассказывает Калачев.
Газпром крайне редко сообщает о ходе строительства Амурского ГПЗ. Известно, что поставщиком основного технологического оборудования для криогенного разделения газа с получением гелия была немецкая компания Linde AG.
По словам Калачева, с 2020 по 2022 год мировые цены на гелий выросли примерно на 40%. В России в последние годы, как правило летом, рыночные цены на жидкий гелий подскакивали из-за его дефицита. Однако даже запуск в нормальную работу первой установки Амурского ГПЗ не только снимет проблему дефицита, но и создаст избыток гелия на рынке, что должно отразиться на ценах.
Слишком дорого для медицины
Значительное количество гелия потребляет медицина — для охлаждения установок МРТ. Появление ещё одного производителя жидкого гелия рынок ждёт давно, сказал в разговоре с MASHNEWS коммерческий директор «Центра МРТ »Ами« Зураб Мошиашвили.
«С начала года цена на жидкий гелий на торгах выросла и достигала 30 тыс. рублей за килограмм — притом что на начало года цена была 12–13 тыс. рублей за килограмм. В конце апреля-мае стоимость гелия понизилась на 30–40%. Последнюю заправку в конце мая мы прошли по цене 1,65 млн рублей за 750 литров. В июне опять наблюдается значительный рост цен на торгах. Цена снова повысилась до 30 тыс. рублей за килограмм», — говорит он.
Рост цен более чем в два раза существенно сказывается на деятельности медицинских организаций, заправляющих магнитно-резонансные томографы жидким гелием. Если ситуация не изменится, это повлечёт за собой рост цен на услуги МРТ, добавляет Мошиашвили.
«В ответ на обращение медицинских организаций весной 2023 года ФАС России предложила механизм закупки жидкого гелия медицинскими учреждениями у »Газпром ГНП холдинг« по прямым договорам, — продолжает Мошиашвили. — Сейчас цены по прямому договору значительно ниже, чем на торгах. Однако открытым для нас остаётся вопрос транспортировки, так как мы, как и другие медицинские компании, не располагаем сосудами Дьюара, которые необходимы для доставки и заправки гелия. Мы ориентируемся на возможность заключить прямой контракт с »Газпром ГНП холдинг« и на решение вопроса его транспортировки. Это стабилизировало бы ситуацию».
Ситуация на рынке ненормальная, так как цена на гелий заоблачная, считает заместитель директора сервисного отдела компании «ТомМедСервис» Айрат Саитов.
«Резкие колебания цен начались в 2018 году, когда в июле гелий стоил 600 рублей за литр, а в августе уже 1800 рублей (тогда это привело к жалобе учёных в ФАС — прим. ред.). С этого момента цена гелия стала очень нестабильной. Естественно, заказчиков она не устраивает. Особенно тех, у кого устройства с парящими магнитами, расходующими гелий. Они начинают фактически на один гелий работать, а не на прибыль. Новые аппараты с реконденсаторами, при условии исправной системы, работают без потерь гелия. А старые модели испаряют 5–6% гелия от общего объёма. То есть каждые восемь-девять месяцев гелий нужно доливать. Заправка — 750 литров. Вот и считайте. Если литр по три тысячи рублей, то это уже очень серьёзные деньги получаются. Для некоторых частных медцентров — это проблема. Так что очень надеемся, что новый завод поможет«, — заключил Саитов.
Слишком дорого для развлечений
Фото: Сергей Коньков / «Деловой Петербург»
Половину газообразного гелия в стране закупает индустрия развлечений для закачки газа в воздушные шары. Цена на гелий формируется на торгах, рассказал MASHNEWS директор сети магазинов АО «Европа уно трейд» Александр Игнатюк.
«Газпром лукавит, когда говорит, что цена регулируется рынком. Компания внедрила систему торгов, но, понятно, что раз она единственный монопольный поставщик (По итогам 2022 года доля российского рынка гелия, занимаемая »Газпром ГНП холдинг«, составила 80,8%. — Прим. ред.), то спокойно может объёмом регулировать цены. Мы пережили два всплеска цен. Один был связан с аварией на Амурском заводе. После этого они, видимо, торговали запасами, но к июлю 2022 года газ иссяк, и рынок тряхнуло очень сильно. В июле-августе 2022 года мы буквально за голову хватались — что же делать?« — объясняет Игнатюк.
Второй подъём цен произошёл весной 2023 года, говорит он. Этот подъём связан с обращением Минздрава в правительство по поводу нехватки жидкого гелия для томографов.
«И правительство не придумало ничего лучше, как поручить Газпрому перейти на прямые контракты с медучреждениями. Газообразного гелия, естественно, стало не хватать. А у нас весна: рекламные кампании, выпускные и так далее. Разумеется, на торгах объёмы сократились, цены выросли, продажи у нас упали. Мы ведь отрасль, которая очень остро реагирует на рост цены. Промышленность, наука или медицина не так болезненно к этому относятся, гелий у них только часть процесса. А когда ты продаёшь шарик, который стоит 7–10 рублей, а гелий в нём — 100 рублей, то для конечного потребителя, мамы с ребёнком, который хочет чуть-чуть радости, это не очень понятно. Мы эмпирическим путём определили границу, за которой шарики перестают покупать. Это 140 рублей. Так шарик сейчас примерно и стоит. Наша компания покупает 150 тыс. кубометров гелия в год. Это немаленький объём, а в деньгах получается очень серьёзная сумма», — рассказывает Алексей Игнатюк.
СПРАВКА MASHNEWS:
Гелий открыли при наблюдениях за Солнцем в 1868 году независимо друг от друга французский астроном Пьер Жансен и его английский коллега Норман Локьер. На Земле гелий обнаружили только через 27 лет. Это сделал шотландский химик Уильям Рамзай, исследуя образец газа, появившийся при разложении минерала клевеит. В 1908 году нидерландский физик Хейке Каммерлинг-Оннес получил жидкий гелий. Советский физик Пётр Капица в 1938 году открыл явление сверхтекучести жидкого гелия. Гелий занимает второе место по распространённости во Вселенной, однако на Земле достаточно редок.