Россия вернется к топливу Евро-3. Большинство автомобилей это должно пережить
Минэнерго
РФ якобы рассматривает возможность снижения требований к качеству
автомобильного топлива, сообщает агентство Reuters. Это
позволит нарастить производство бензина экологических классов ниже
обязательного сегодня евро-5 и насытить внутренний рынок в условиях
сокращающихся мощностей по переработке нефти.
В самом Минэнерго говорят о постоянной проработке различных механизмов, но не уточняют, действительно ли требования будут снижены. Мнения экспертов по этому вопросу разделились: кто-то уверен, что снижение требований неизбежно, однако не критично, кто-то, напротив, считает сообщение Reuters информационным вбросом.
Министерство прорабатывает
Министерство энергетики РФ рассматривает в качестве резервной меры снижение экологических требований к автомобильному топливу. Об этом 10 апреля сообщило агентство Reuters со ссылкой на источники. По информации агентства, таким образом предполагается создать основу для дополнительного производства бензина в условиях снижения объемов нефтепереработки.
По оценкам Reuters, из-за атак беспилотников на российские НПЗ нефтеперерабатывающие мощности сократились примерно на 14%. Снижение требований к качеству топлива позволит нарастить производство на устаревших НПЗ и пополнить внутренний рынок 300-350 тыс. тонн бензина.
В Минэнерго Mashnews заявили, что министерство прорабатывает различные механизмы обеспечения производства, транспортировки, хранения и реализации моторных топлив с целью надежного снабжения внутреннего рынка.
«При необходимости вносятся предложения организационного или нормативно-правового характера. Ожидаемое производство автомобильного бензина пятого экологического класса в апреле полностью удовлетворяет плановые потребности внутреннего рынка», - успокоил представитель Минэнерго.
Снижение качества неизбежно, но не критично
«С учетом постоянных атак на НПЗ, снижение требований к качеству топлива неизбежно», - комментирует председатель координационного совета Федерации автовладельцев России (ФАР) Сергей Канаев. Но пока ситуация с топливом далека от критической в том плане, что снижение качества бензина и «дизеля» не повредит автомобильным двигателям. Единственно, в теории могут пострадать владельцы автомобилей, двигатели которых предназначены для использования дизельного топлива класса «Евро-6».
«Но таких машин даже не десятки тысяч, а тысячи (возможно, даже сотни) - многие концерны как раз отказались поставлять такие автомобили в РФ из-за того, что у нас нет предприятий для соответствующей очистки топлива», - поясняет Канаев.
«Что же касается бензина, - продолжает он, - то в этом аспекте ничего страшного не произойдет, просто автовладельцам нужно быть готовым к тому, что качество топлива снизится. Сейчас у нас требования класса-5, но даже если они будут снижены на два класса (а скорее всего, постепенно это произойдет), ни для одного автомобиля из поставляемых на сегодня в РФ, проблем с двигателем не будет. Они возникнут только если придется переходить на топливо второго класса. Однако это крайне маловероятно, все ресурсы для производства топлива класса евро-3 у нас есть, здесь Россия абсолютно не зависит от импорта».
Если есть выбор между дешевыми нефтепродуктами и экологическими требованиями, то дешевое топливо должно быть в приоритете, уверен заместитель главы наблюдательного совета Ассоциации «Надежный партнер» Дмитрий Гусев.
«В действительности евро-5, евро-4 и евро-3 различаются по доле серы и присадок - а это доли процента. Кроме того, не стоит забывать, что сами по себе стандарт евро-5 (он действует в России с 2016 года для всех автомобилей, - прим. ред.) фактически были навязаны России политикой Евросоюза, который требовал от нас «дизель» именно такого класса и отказывался покупать другой. Тогда как, например, китайские автомобили спокойно работают и на евро-3», - говорит Гусев.
Информационный вброс?
Генеральный директор Независимого аналитического агентства нефтегазового сектора («НААНС-Медиа») Тамара Сафонова отмечает, что на мини-НПЗ, производящие топливо не выше класса евро-2, в любом случае приходится лишь 1% российского производства.
Она считает, что информационный вброс относительно снижения качества топлив в России отражает видение зарубежных аналитиков и носит скорее пропагандистский характер.
«Российские нефтеперерабатывающие предприятия непрерывно инвестируют в модернизацию технологических процессов, что отражает текущее состояние распределения топлив, - указывает эксперт. - Так, НПЗ используют технологическое оборудование и высокооктановые добавки, обеспечивающее производство бензина ЕВРО-5, составляющее 99% от общего объема производства бензина в России».
При этом, по словам Сафоновой, важен мониторинг стоимости компонентов для высокооктанового бензина, влияющей на конечную цену реализации бензина на внутреннем рынке.
Росстат тоже видит падение производства
По данным Росстата, за неделю с 1 по 8 апреля средняя цена бензина на российских заправках выросла на 0,18% (10 копеек) и составила 54,8 рубля за литр. «Дизель» подорожал на 0,15% (также 10 копеек), до 65 руб.
Производство бензина в России за отчетный период снизилось на 2,7% по сравнению с предыдущей неделей - до 754,4 тысячи тонн, дизельного топлива - на 2,1%, до 1,585 миллиона тонн.
Снижение незначительное, однако следует учитывать, что за период с 8 по 14 января текущего года, по данным того же Росстата, выпуск бензина составил 819 тыс. тонн, а «дизеля» - 1,736 млн тонн. А это уже падение производства на 7,9% и 8,7% соответственно.
«Очень важен сам факт того, что на сегодняшний момент у России нет возможности сохранить прежнее качество топлива, - резюмирует Сергей Канаев. - Однако эта проблема может быть решена за счет поставок оборудования для нефтепереработки из-за рубежа. Причем речь идет не только о дружественных странах, но и о государствах Евросоюза, которые заинтересованы в [экспортных] поставках российского «дизеля» в будущем».