Россия теряет долю на мировом рынке угля
Это происходит на фоне растущего мирового экспорта данного вида топлива
Угольный терминал в порту «Усть-Луга». Фото: «Новотранс».
По данным Центра ценовых индексов, мировой экспорт угля восстановился после снижения в 2020 году и превысил уровень 2019 года.
Доля российских экспортеров угля на мировом рынке после постоянного роста в 2013–2021 годах с 10,5%, до 17,1% в 2024 году сократилась до менее 14,6% и продолжает снижаться на фоне падения мировых цен.
Это необычно, отметили в Центре, так как для российских экспортеров типична устойчивость к снижению стоимости угля из-за более низких издержек. Причина негибкости, по мнению аналитиков ЦЦИ, — высокие затраты на логистику. Как подсчитывали в ЦЦИ, доля логистики (железнодорожная составляющая без учета стоимости перевалки) в цене кузбасского энергетического угля на базисе FOB Дальний Восток в апреле превысила 50%. (Условия FOB предусматривают, что продавец обязан доставить товар в порт и погрузить на указанное покупателем судно; расходы по доставке товара на борт судна возлагаются на продавца. Прим.ред.)
В текущем исследовании ЦЦИ отмечает, что цена экспортного паритета и при поставке из Кузбасса FOB Тамань в направлении Турции стала отрицательной
Погрузка угля в железнодорожный состав на Харанорском разрезе. Фото: Евгений Епанчинцев/РИА Новости.
Предпосылок к возобновлению роста доли России на мировом рынке угля аналитики пока не видят.
Главный стратег инвестиционной компании «Вектор Икс» Максим Худалов отмечает, что раньше порты, да и сама железная дорога охотнее шли на уступки угольщикам, так как потеря угля означала потерю целого направления. А сегодня, указывает он, желающих проехать вместо угля огромное количество, и в силу более высокой стоимости продукции компании готовы за это платить железной дороге. Более того, потребители угля, видя ситуацию с экспортом из РФ, пытаются продавливать лучшие для себя условия, включая дисконты.
Как считает Максим Худалов, по итогам года экспорт угля из
России может сократиться на 15–20 млн тонн. И спад сбыта энергетического
угля практически не компенсируется ростом поставок угля для коксования,
указывает эксперт. По его словам, цены на мировых рынках, и особенно в
российских портах, остаются низкими, а запасы угля в портах потребителей
находятся на высоких уровнях, поэтому перспектив для быстрого восстановления
котировок нет.
Лидером восстановления стала Индонезия, увеличившая экспорт с 399 млн тонн в 2020 году до 521 млн тонн в 2023 году. Австралия после неудачного 2022 года с плохими погодными условиями увеличила экспорт в 2023 году до 202 млн тонн.