Россия переносит промышленность за границы
Российские власти создают технопарки и промышленные зоны в Центральной Азии и Северной Африке. В планах — Китай и Куба. Это должно упростить предприятиям доступ к иностранным технологиям и облегчить сбыт. Казахстан идёт своим путём.
Парки Узбекистана
В Джизакской области Узбекистана 24 апреля начал работать химико-индустриальный парк «Джизак». Это уже второй совместный технопарк, созданный узбекскими и российскими властями. Годом раньше — 23 марта 2022 года — в Ташкентской области открылся технопарк «Чирчик». Он работает в сотрудничестве с казанским технополисом «Химград»
В «Чирчике» на территорию площадью 31,2 га планируется привлечь около 50 резидентов, связанных с химической промышленностью. По данным пресс-службы раиса Татарстана, сейчас в «Чирчике» началась работа над 20 проектами с общим объёмом инвестиций $127 млн.
Так, ГК Bionovatic Рустама Рамазанова будет производить в «Чирчике» биопестицид — биологические средства защиты растений (инвестиции — $1 млн). ОАО «Красцветмет» (аффинажное производство, работа с драгоценными металлами, принадлежит Агентству по управлению госимуществом Красноярского края) вложит $8,9 млн в производство каталитических систем из металлов платиновой группы для изготовления азотной и синильной кислот. ООО «ВР-Пласт» (учредитель — Василий Новокшонов из Казани) — гранулы термоэластопластов и изделия из него: уплотнители для окон, поливочные шланги ($3,5 млн).
Новый индустриальный парк «Джизак» рассчитан на привлечение 36 резидентов и на $60 млн вложений. Как и в «Чирчике», здесь действуют налоговые льготы, предлагается возмещение части процентной ставки по кредитам, отменены таможенные пошлины на ввоз и вывоз оборудования, а также сырья и материалов для производства продукции, предназначенной на экспорт.
С маркировкой «Сделано в Египте»
Фото: unsplash.com
В Минпромторге РФ MASHNEWS сообщили, что ведомство занимается поиском потенциальных площадок в формате особых экономических зон и специальных экономических зон для размещения российских производств на территории дружественных стран.
«В качестве потенциальных площадок рассматриваются страны Центральной Азии и Северной Африки», — сказали в Минпромторге.
Наиболее актуальным примером чиновники считают российскую промышленную зону (РПЗ) в экономической зоне Суэцкого канала. По итогам 14-го заседания российско-египетской Межпарламентской комиссии (прошло 20 марта 2023 года) был подписан протокол о внесении изменений в межправительственное соглашение. Этот документ предполагает расширение возможностей для компаний-резидентов РПЗ.
«Эта промышленная зона станет опорной точкой российских предприятий для выхода на рынки стран Африки и Ближнего Востока», — считают в Минпромторге.
Предполагается, что у промышленной зоны будет две площадки, но сейчас собирают резидентов для первой — у южного входа в Суэцкий канал.
К преимуществам египетской площадки относят отсутствие необходимости создавать совместное предприятие с египетским партнёром и возможность обходится без лицензированного местного экспортёра/импортёра. Беспошлинные поставки оборудования для нужд производства в промзоне. Возможность получения маркировки Made in Egypt на продукции.
Ограничения для резидентов: не более 10% иностранных работников на производстве (обещают, что долю иностранцев можно увеличить, но по специальному разрешению руководства зоны).
Соглашения о намерениях стать участниками промзоны подписали 29 российских предприятий. В том числе — Курский электроаппаратный завод, Белгородский гидромеханический завод, НПО «Радиотехнические системы» из Челябинска, Завод электротехнического оборудования из Псковской области, Ботлихский радиозавод из Дагестана.
Выпускать в Азии, ввозить в Россию
Фото: Российский экспортный центр
Такие проекты имеют большой потенциал, считает Юрий Шилов, бизнес-посол «Деловой России» в Узбекистане. Страны-партнёры предоставляют российским компаниям специалистов, инфраструктуру и доступ к иностранным технологиям.
«Решить проблему антироссийских санкций полностью, конечно, не получится, но какие-то задачи сотрудничество с партнёрами, безусловно, поможет решить. Часть продукции можем выпускать на территории Узбекистана и в будущем импортировать в Россию», — говорит Юрий Шилов.
В Узбекистане огромный спрос на самые разные изделия — от солнечных батарей до оборудования для аэропортов, отмечает он. Так что российские производители расширяют рынки сбыта.
Страны Центральной Азии тоже выигрывают — они получают возможность технологического развития, трансфера и обкатки новых технологий, добавляют в Ассоциации индустриальных парков России (АИП). «Особенно актуальными представляются совместные проекты в наукоёмких отраслях экономики и в тех нишах, которые пострадали в результате санкций: радиоэлектроника, фармацевтика, биотехнологии, машиностроение, станкостроение, приборостроение и т.д.», — комментируют в АИП.
Таджикистан плюс Куба
Другие бывшие азиатские республики СССР тоже готовы открывать совместные с Россией технопарки. Обсуждение проектов идёт с Таджикистаном, сообщала в декабре 2022 года глава комитета Совета Федерации РФ по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова.
В апреле 2022 года было подписано соглашение о создании совместного Евразийского технопарка «Ала-Тоо» на базе академического консорциума «Международный университет Кыргызстана». Этот технопарк должен специализироваться на проектах в области агропрома, энергетики и спутниковых технологий.
Обсуждаются российско-китайские проекты промышленных зон и индустриальных парков, говорят в АИП.
На Кубе предлагается создать промпарк ЕАЭС на территории особой зоны развития «Мариэль» (45 км от Гаваны).
Казахстан пошёл своим путём
Фото: Донат Сорокин / ТАСС
Примечательно, что нет планов создания совместных технопарков на государственном уровне у России с Казахстаном.
По данным Национального банка Республики Казахстан, Россия в 2022 году сократила объём прямых инвестиций в экономику Казахстана почти на 20% (до $1,5 млрд) по сравнению с 2021-м. РФ занимает пятое место по размеру инвестиций, уступая Нидерландам (они в 2022 году вложили в Казахстан $8,33 млрд), США ($5,1 млрд), Швейцарии ($2,76 млрд) и Бельгии ($1,56 млрд).
Зато российские предприятия активно переводят бизнес в казахстанскую юрисдикцию без всякого участия властей. По данным Бюро национальной статистики Казахстана, на 1 апреля 2023 года в стране было зарегистрировано 17 138 юрлиц из России — это почти в 1,5 раза (на 5672 единицы) больше, чем в январе 2022-го. По этому показателю РФ занимает первое место в Казахстане (на втором месте — Турция, представители которой к 1 апреля этого года зарегистрировали в Казахстане 5026 юрлиц против 4770 на январь 2022-го).
Например, Ирбитский мотоциклетный завод (Свердловская область) прошлой весной перенёс выпуск мотоциклов «Урал» в казахстанский Петропавловск. Как объясняли владельцы завода, если бы не переезд в Казахстан, предприятие пришлось бы закрыть, так как ни импортировать комплектующие, ни продавать мотоциклы за рубеж стало невозможно из-за санкций.
Производитель автомобильных чехлов и ковриков Rival (Екатеринбург) перебазировал предприятие в Костанай. Там же намерен наладить выпуск пружин, рессор и изделий из проволоки Уральский пружинный завод.
Аналитик Института экономических исследований (Астана) Вадим Новиков считает, что бизнесмены из РФ стремятся релоцироваться в Казахстан, так как здесь проще вести бизнес, многие бюрократические процедуры более прозрачны, чем в других азиатских странах.
Казахстан больше, чем другие азиатские страны ориентирован на западные страны (например, на территории международного финансового центра «Астана» действует английское общее право). Поэтому для российских предприятий, которые хотят сохранить контакты с западными партнёрами, эта страна сегодня — оптимальная площадка для бизнеса, считают эксперты.