Россия намерена в 2,5 раза увеличить добычу угля в Арктике
Правительство РФ хочет быстро увеличить добычу угля на Крайнем Севере. В том числе там, где шахты закрывали из-за нерентабельности. MASHNEWS выяснял, почему теперь это должно быть выгодно.
Северный уголь
В 2025 году Россия намерена добыть в Арктике 15,9 млн тонн угля, это в 2,5 раза больше, чем добывают сейчас.
Главными точками роста должны стать Республика Коми и Красноярский край. Это следует из приказа Минприроды № 358 — им утверждена программа лицензирования участков недр на Крайнем Севере до 2035 года.
Сейчас в арктической зоне добывается не очень много угля.
«На долю Коми и Красноярского края приходится в общей сложности чуть более 10% общероссийской добычи угля. В Коми в 2022 году добыли 10 млн тонн угля, а в Красноярском крае — 36 млн тонн (это на всей территории регионов , в зоне Крайнего Севера значительно меньше - прим. ред.) Тогда как по стране в целом — 432 млн тонн. Но роль Красноярского края в ближайшие годы будет расти», — пояснили MASHNEWS в Институте развития технологий ТЭК (ИРТТЭК).
Также в институте отметили, что, согласно данным Global Energy Monitor, благодаря уже стартовавшим проектам добыча угля в Красноярском крае должна увеличиться на 4 млн тонн в год; а в случае реализации планируемых и уже получивших разрешения проектов в общей сложности там будут добывать 29 млн тонн в год.
Таймырский кластер
Фото: Влад Некрасов / «Коммерсантъ»
Сейчас в Красноярском крае создают Таймырский угольный кластер. Проект стартовал в 2020 году. Сердце кластера — Сырадасайское угольное месторождение, оно расположено в 105 километрах от посёлка Диксон (население — 319 человек, самый северный порт России, сейчас там же строят угольный терминал «Енисей»). Запасы угля здесь оцениваются в 5,68 млрд тонн.
На первом этапе планируется освоить участок площадью 615 кв. километров у реки Сырадасай. Разработкой занимается компания «Северная звезда» (входит в холдинг AEON Романа Троценко).
Объём добычи на начальных стадиях должен составить 5 млн тонн угля в год, затем — 10 млн тонн. Первую партию угля объёмом 100 тыс. тонн осенью 2022 года отправили в Китай.
Главный плюс Сырадасайского месторождения — залежи коксующего угля. Он востребован не только в России, но и в Китае и Индии, где 90% стали выплавляется доменно-конверторным методом, при котором применяется коксующийся уголь.
В 2021 году ожидалось, что работа по созданию угольного кластера на Таймыре завершится к 2040 году. Должны быть построены обогатительная фабрика, глубоководный порт «Енисей» и аэропорт «Таймыр».
Сырадасайское месторождение — не единственное на Таймыре. В марте 2023 года правительство Красноярского края заключило соглашение с «Северной звездой» об освоении Лемберовского месторождения угольных антрацитов в Таймырском угольном бассейне.
Таким образом, если в 2021 году на Таймыре в рамках тестовой добычи было добыто 3 тыс. тонн угля, то к 2025 году плановый объём должен составить 6,4 млн тонн.
Новый шанс для Воркуты
Фото: Кирилл Кухмарь / ТАСС
В Республике Коми к разработке предлагается шесть месторождений угля, следует из приказа Минприроды. Два крупнейших месторождения находятся вблизи Воркуты — города, население которого неуклонно сокращается.
Месторождение «Воркутинское 33» (140,6 млн тонн разведанных запасов) находится в 17 км от Воркуты. Месторождение «Паэмбойское» (самое крупное из предлагаемых Минприроды, разведанные запасы оцениваются в 431 млн тонн) расположено вблизи железнодорожной станции Халмер-Ю, рядом находятся два закрытых посёлка: одноимённый (Халмер-Ю) и Цементнозаводский.
В состав городского округа Воркуты входят несколько посёлков, возникших рядом с шахтами. Их называют «Воркутинским кольцом», за последние годы семь посёлков из 13 обезлюдели, потому что шахты закрылись.
Население Воркуты снизилось в два раза — с более чем 100 тыс. человек до 50 тыс. И это только официально, по факту многие воркутинцы уезжают на заработки в Сыктывкар или перебираются в другие регионы, но сохраняют местную прописку.
Из-за резкого сокращения численности городские власти реализуют так называемую «политику управляемого сжатия», когда людей из опустевших домов переселяют в здания, где ещё кто-то живёт. А опустевшие дома отключают от коммуникаций.
В 2018 году из-за долгов было закрыто предприятие «Интауголь» — градообразующее для города Инты (20 тыс. жителей, расположен в 237 километрах от Воркуты).
Эксперты не считают, что эти истории отпугнут инвесторов от создания новых угледобывающих предприятий. Уровень запасов угля в Коми велик — 5,5 млрд тонн, напомнила MASHNEWS Анна Васильева, эксперт компании «НЭО Центр». Однако существуют риски с ухудшением инфраструктуры для добычи угля из-за закрытий предприятий, говорит она.
«Если активно поддерживать инвесторов и сохранять благоприятную конъюнктуру, то для крупных инвесторов плюсы смогут перевесить остальные минусы. Интерес к разработке месторождений есть, многое зависит от экономической целесообразности», — считает Анна Васильева.
«Сам по себе исход жителей из моногородов, которые концентрировались вокруг тех или иных предприятий, не проблема для реализации новых инфраструктурных проектов. Можно вспомнить пример Амурского газоперербатывающего завода (ГПЗ), при строительстве которого было создано несколько вахтовых посёлков для строителей и сотрудников предприятия. Весь вопрос — в маржинальности проекта и наличии у инвестора средств», — отметили в ИРТТЭК.
СПРАВКА MASHNEWS:
В России в 2022 году, по данным Росстата, было добыто 437 млн тонн угля всех сортов, что на 0,4% больше, чем в 2021 году.
На Коми, по данным Минприроды РФ, приходится 58% от всех запасов угля в арктической зоне страны. Только запасы нераспределённого фонда, т.е. месторождений, которые ищут инвесторов, оцениваются в 4,5 млрд тонн.
В регионе находятся 11 месторождений каменного угля. В 2022 году добыча велась компанией «Воркутауголь» на четырёх шахтах и одном разрезе, было получено 6 млн тонн угля. По планам Минприроды, ежегодная добыча угля в арктической зоне Коми должна достичь 7,5 млн тонн к 2025 году.
В докладе Минприроды указано, что для строительства новых шахт подготовлены 13 шахтных полей, балансовые запасы имеются на 12 шахтных полях общей мощностью 42,4 млн тонн угля в год, четыре участка — с особо ценными углями.
Курс на Севморпуть
Фото: ФГУП «Атомфлот»
Развитие угольных месторождений в арктической зоне позволит увеличить загрузку судов на Севморпути, говорится в докладе Минприроды. Ключевых проблем тут две: дороги к месторождениям и портовая инфраструктура.
В Коми есть железнодорожная ветка от Воркуты до центральной России. Но выхода к побережью нет. Власти Коми активно лоббируют идею строительства железнодорожной ветки между Воркутой и посёлком Усть-Кара на побережье Карского моря. Если такая ветка появится, это даст возможность вывозить уголь с Воркутинского угольного бассейна по Севморпути.
На Таймыре для вывоза угля, добытого на Сырадасайском месторождении, должны построить порт «Енисей», первые объекты собираются открыть уже в 2024 году.
«Морской порт »Енисей« сделает направление ещё более перспективным. Транспортировка угля по Севморпути возможна, но требует развития инфраструктуры. Потенциал есть, но многое зависит от готовности инвесторов вкладывать средства в инфраструктуру. Без государственной поддержки реализация проектов может затянуться», — полагает Анна Васильева.
«Развитие Северного морского пути происходит в логике »инфраструктура следует за проектом«. Это видно на примере »Ямал СПГ« — крупнейшего в России завода по производству сжиженного природного газа. Строительство порта »Сабетта«, начавшееся в 2012 году, было призвано обеспечить отгрузку оборудования, необходимого для сооружения очередей по сжижению природного газа. То же самое касается и танкеров-газовозов, строительство которых также было увязано с вводом очередей »Ямал СПГ«. Скорее всего, эта логика будет сохраняться и при развитии угледобывающих проектов в приарктических регионах», — считают в ИРТТЭК.
В арктических регионах рассчитывают, что создание инфраструктуры для вывоза угля по Северному морскому пути сыграет положительную роль и для решения проблемы «северного завоза». Сейчас доставка товаров и продуктов в населённые пункты Крайнего Севера обходится очень дорого, это влияет на конечную стоимость товаров. Если выход к Севморпути станет проще, продукты подешевеют, значит, улучшится и качество жизни жителей суровых северных посёлков.