14 марта 2023 14:30
читать 6 минут

Российскую изоляцию отправят в недружественные страны

Крупнейший в России производитель минеральной ваты переориентируется на экспорт. Завод компании «Технониколь» в Хабаровске будет поставлять продукцию в Японию и Южную Корею. Завод в Челябинске — в страны Центральной Азии. Потребление минеральной ваты на российском рынке снижается.

Азиатские маршруты

У корпорации «Технониколь» 63 производственные площадки в России. По данным аналитического агентства Abarus Market Research, компания выпускает 44% минеральной (каменной) ваты в РФ. Второй крупный игрок на этом рынке — холдинг «Роквул» (19%). По прогнозам Abarus Market Research, доля компании «Технониколь» к 2025 году может увеличиться до 47%.

На экспорт в этом году будут ориентированы два завода «Технониколь». Производство в Челябинске увеличит отгрузки в Центральную Азию технической изоляции (теплоизоляция трубопроводов, воздуховодов, оборудования с высоким температурным режимом и т.д.). А завод, расположенный на территории опережающего развития «Хабаровск», будет поставлять минеральный утеплитель в Южную Корею и Японию. Монтаж и пусконаладка оборудования в Хабаровске закончатся в первом полугодии 2023 года, сообщили в компании.

В этом году на развитие своих производств «Технониколь» собирается потратить 3,15 млрд рублей. Максимальный объём инвестиций получит Рязанский завод каменной ваты — 1,2 млрд рублей. Вложения в челябинское производство составят 564 млн рублей.

«Мы ведём поиск новых поставщиков оборудования в России и странах Азии. За прошлый год нам уже удалось снизить зависимость от импорта европейских комплектующих с 30% до 10–15%», — заявил Василий Ткачев, руководитель направления «Минеральная изоляция» компании «Технониколь».

Также средства будут вложены в модернизацию очистных сооружений и автоматизацию процессов. «Продолжится внедрение систем машинного зрения. Они могут не только контролировать качество продукции, но и автоматически останавливать линии при появлении человека в опасных зонах», — объясняет Ткачев.

Не надо терять рынки

Выход российских производителей на рынки недружественных стран даже в условиях санкций — это нормально, заявил MASHNEWS председатель комитета по инновациям и инвестициям Южно-Уральской торгово-промышленной палаты Сергей Колобов.

«Южная Корея, хотя и объявлена у нас недружественной страной, жёстких мер в отношении России не принимает, понимая, что мы хорошие партнёры. Она, конечно, испытывает серьёзное давление со стороны Соединённых Штатов», — говорит он.

«После введения санкций возможности для экспорта у наших предприятий сократились. Весной 2022 года российское правительство ввело запрет на экспорт ряда отечественных товаров в недружественные страны, продажа другой части товаров стала требовать специального разрешения. Но продукция »Технониколь« не попадает в санкционные категории. Было бы странно терять зарубежные рынки», — объясняет Сергей Колобов.

Ваты хватит на всех


Фото: «Технониколь»

В 2022 году Объединение строителей Санкт-Петербурга обратилось в Федеральную антимонопольную службу России с жалобой на необоснованное повышение цен на минеральную вату крупнейшими производителями.

Сейчас такой проблемы нет, говорит генеральный директор объединения Алексей Белоусов. Рост цен на минеральную вату не выходит за рамки общих показателей — практически все строительные и отделочные материалы в последнее время подорожали более чем на 15%.

Он не ожидает, что увеличение экспортных поставок самым крупным отечественным производителем теплоизоляции скажется на российских ценах на эту продукцию.

«Мы анализировали ситуацию на рынке строительных и отделочных материалов в России после начала СВО. Лишь две позиции в разделе »Минеральная вата« были заняты зарубежными производителями — и то компаниями из соседней Беларуси. И их доля рынка была незначительной. Остальную часть занимали отечественные компании. Поэтому не вижу ничего страшного в том, что »Технониколь« возвращается на внешние рынки, компания может позволить себе такую диверсификацию не в ущерб поставкам российским потребителям», — объясняет Алексей Белоусов.
Тем более, что потребность в минеральной вате в России в последние годы снижается. «Утеплители в основном требуются при строительстве многоквартирных домов, а темпы ввода в строй такого жилья постепенно сокращаются. Сейчас активнее развивается индивидуальное жилищное строительство», — говорит генеральный директор Объединения строителей СПб.

Он также уверен, что качество продукта для российских потребителей не упадёт. «В России действуют жёсткие регламенты в этой сфере. Они даже более строгие, чем в Европе», — отмечает Алексей Белоусов.

СПРАВКА MASHNEWS:
Компанией «Технониколь» владеют Игорь Рыбаков (85 место в списке богатейших людей России, по версии журнала Forbes за 2022 год) и Сергей Колесников (69 место в таком же списке годом раньше). Выручка ООО «Технониколь — строительные системы» в 2021 году составила 136,7 млрд рублей. Чистая прибыль — 19,8 млрд рублей.

Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
Специальный корреспондент